Диагностика аутизма у детей в санкт петербурге

Диагностика аутизма у детей в санкт петербурге

Трудность в социальных отношениях, расстройство аутистического вида, слабость эмоциональной связи ребенка с окружающей его действительностью называют детским аутизмом.

Ученые патологии и разновидностям – аутистическому расстройству, инфантильному аутизму и психозу, синдрому Каннера уделили внимание еще в девятнадцатом веке, а симптоматика «инфальтивного аутизма» была подробно описана уже в сороковых голах прошлого столетия.

Расстройство характерно в большей степени для мальчиков, которые подвержены заболеванию приблизительно в четыре раз чаще, чем девочки. Статистика также говорит о 0, 005 % соотношении больных детей с данным расстройством по сравнению с теми, кто таких проблем не имеет.

Источник патологии

Условия, причины и источники возникновения расстройства – предмет изучения психологами, психиатрами и специалистами смежных областей. Патология, и ее источник, до конца пока не исследована.

Тем не менее, ряд факторов говорят о вероятности подтверждения гипотезы этиопатогенеза. Это, прежде всего:

  • Слабо выраженные инстинкты и аффекты.
  • Блокирование поступающей информации, нарушенное восприятие.
  • Нарушенная слуховая обработка, как фактор сведения до минимума контактов.
  • Уменьшение роли ретикулярной формации мозга.
  • Нарушенная работа лобно-лимбического отдела и, как следствие, невозможность правильной мотивации и рациональности поведения.
  • Серьезная проблема обменных процессов, связанных с серотонином.
  • Нарушенная связь между полушариями головного мозга.

Кроме физиологической стороны вопроса необходимо также учитывать психологический и генетический факторы. Доказано, что проблема аутизма локализуется в основном в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение.

Существует также некоторая часть детей с органическими мозговыми нарушениями еще в период вынашивания плода, или во время родов.

Соотношение с эпилептическими припадками – от 2% до 4 %.

Были выявлены и редкие случаи мягкие неврологические нарушения.

ЭЭГ: патологические признаки – от 10% до 80% детей с аутизмом.

Симптоматика заболевания

Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия. К ним относятся:

  • Заболевание начинается в двухлетний период нормального предыдущего развития. У таких детей характерное красивое и задумчивое выражение лица. Отрешенность и сонность – заметный признак патологии.
  • Неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей – это так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не способен отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения. Он не хочет быть на руках и одинаково равнодушен и к чужим и к близким людям. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами. Одинаково ведут себя с людьми и предметами, из которых выбирают себе игрушки. Незнакомая обстановка их не пугает, а разлука с родителями не приносит эмоциональных переживаний. Характерная особенность – отсутствие необходимости в зрительном контакте.
  • Нарушения или задержка речи. Часто ребенок так и не приобретает вербальных навыков. Но бывает и так, что уже появившаяся способность постепенно нивелируется. В результате – страдает память и мыслительный процесс в целом. Общение у таких детей происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков и непонятных слогов. У них вырабатывается шаблонный набор определенных звуков, которыми они выражают свое нежелание общения. Их вербализация в очень примитивной форме строится на эхолалиях и стереотипных слоганах без смысла и привязки к контексту темы. Характерным признаком также можно назвать неумение пользоваться местоимениями. Дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени.
  • Однообразность проявления. Стремление к ритуальным действиям. Желание стереотипного порядка вещей. Это проявляется в категоричном неприятии перемен, в предпочтении определенной одежды и питания, в упрощении игр, которые также строятся по одному примитивному шаблону. Такие игры обычно монотонны, и неинтересны в своей форме повторяющихся до бесконечности однообразных движений.
  • Странное манерное поведение. Ребенок, например, однообразно и длительно топает ножкой, крутится вокруг своей осин или раскачивается со стороны в сторону.
  • Неструктурированные игры – времяпрепровождение с глиной, песком, илом, водой. Такие игры не несут в себе функциональной и социальной направленности. Дети не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами.
  • Нерациональное проявление реакций на внешние стимулы – болевые ощущения и сенсорные раздражители в целом. Ответ или слишком слабый, или, наоборот, неоправданно сильный. Отмечена также реактивная избирательность. Дети чаще всего не хотят отвечать на вопросы, зато интересуются различными хаотичными шумами и звуками.

Другие симптомы у детей с аутизмом:

  • неожиданная агрессивность;
  • раздражение;
  • беспричинный страх;
  • гиперактивность;
  • растерянность;
  • удары головой в стену и предметы;
  • царапание, желание кусать себя;
  • нарушенный сон и режим питания;
  • недержание мочи;
  • иногда судороги.

У половины детей с аутизмом наблюдается тяжелая умственная отсталость, но некоторые могут проявлять определенные способности в несложных сферах деятельности.

Проблема диагностики

При грамотном диагностировании и работе с больными детьми необходимо учитывать:

  • их неспособность к отношениям с окружающей действительностью;
  • отгороженность от внешней среды вплоть до определенного болевого порога;
  • бедность речи;
  • нежелание визуальных контактов;
  • так называемый феномен тождества – стремление к однообразности;
  • повторы заданных им вопросов;
  • задержку саморазвития;
  • игровую стереотипность с предметами обихода;
  • появление признаков заболевания до трехлетнего возраста.

Дифференциальный подход

Ввиду того, что частичные синдромы – явление не редкое, необходима тщательная дифференциация. Аутизм требует отделения от проявлений психоза, психопатии, шизофрении и других расстройств. Например, шизофренические симптомы становятся явными только после семи лет. Но при этом у ребенка не отмечено умственных проблем и судорог.

Необходимо отметить, что нарушения слуха приводят к задержке общего развития и трудностям в вербальном произношении, поэтому их следует различать от аутизма. Годовалые дети с плохим слухом в отличие от малышей с аутизмом нормально лепечут. Кроме того, такие больные способны на невербальные контакты и адекватную реакцию на раздражители. Для дифференциации проблемы ребенка направляют на проведение аудиограммы.

Детский аутизм нуждается еще и в разделении симптоматики по характерным признакам умственной отсталости:

  • отсталые в развитии дети проявляют в своих реакциях соответствие своим возрастным характеристикам;
  • используют речевые навыки в той мере, как их усвоили, и по назначению;
  • у детей нет несбалансированной задержки развития с выпячиванием некоторых чрезмерно усиленных функций;
  • при аутизме больше всего поражаются речевые способности.

Психоз, как расстройство, начинается после трех лет, быстро развиваясь до максимума нарушений в интеллектуальной сфере и поведении, которое приобретает характер примитивных шаблонов и нерациональной манерности.

Лечебный процесс при патологии

Лечение представляет собой сложный комплекс нескольких направлений:

  • Коррекция поведения.
  • Совместное специализированное усилие медиков, психологов и педагогов.
  • Включение в лечебный процесс семьи.

Всю необходимую помощь в смягчении проблемы педагогами и медиками следует сконцентрировать на период от пяти до семи лет.

Примечание. Медикам и ученым совершенно ясна сложность проблемы и необходимость координации совместных усилий многих специалистов, разноплановый и разносторонний подход, комплексность в принятии всех необходимых реабилитационных мер при полном единстве биологических и психологических факторов.

Медикаментозная помощь

Максимальный эффект от лекарственных препаратов врачами отмечен в период от семи до восьми лет. После этого возраста медикаментозное лечение оправдано лишь в форме симптоматического действия.

Основным психотропным препаратом для лечения детей нешкольного возраста с аутизмом является амитриптилин в небольших дозах. Один курс назначается сроком на четыре месяца. Используется также витамин В6 и некоторые нейролептики. Например, рисполепт, который дети принимают на протяжении нескольких лет.

Примечание. Необходимо учитывать, что при назначенном курсе может наблюдаться значительная поведенческая редукция, снижение активности, стереотипных реакций, нерациональной суетливости или обособленности, заметно ускорение процесса обучения.

Расстройство поведенческих функций лечат с помощью фенфлурамина.

Иногда врачи назначаю детям бензодиазепины.

Воздействие нейролептиками в настоящее время вызывает неоднозначную оценку. Необходимо выбирать медикаменты без сильного седативного воздействия, например, галоперидол или в небольших дозах неулептил. Но в целом нейролептики картину в сторону позитивных изменений практически не изменяют, поэтому лучше использовать заместительную терапию с пирацетамом и подобными препаратами на протяжении нескольких лет повторяющимися курсами с перерывами.

Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.

Уважаемые коллеги!

В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.

«По поручению Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ .

Аутизм в городе: Диагностика и ПМПК

В 2020 году фонд «Антон тут рядом» решил провести исследование, чтобы разобраться в том, как город взаимодействует с детьми с аутизмом и их семьями. В этом тексте вы найдете ответы на вопросы: как диагностировать РАС у ребенка, куда и к кому для этого необходимо обратиться, что делать в возникающих по пути ситуациях и где найти поддержку.

В 2020 году прогнозное число детей с РАС в Петербурге составляет 9470 человек. Официальная статистика сильно занижена: по данным комитета по здравоохранению детей и подростков с «аутистическими расстройствами» всего 617 на весь город (607 согласно письму, но, если сложить цифры по отдельным диагнозам — набираются все 617). Расхождение впечатляет: 93% детей и подростков не получают нужную помощь. Это 8853 человека.

Читайте также  Слабительное для годовалого ребенка

Аутизм — не болезнь, а особенность развития, поэтому мы не говорим о лечении и реабилитации. Во всех случаях человеку с аутизмом необходима только качественная диагностика и социальная абилитация. А поскольку мозг ребенка от 0 до 3‑х лет находится в наиболее пластичном состоянии, раннее вмешательство имеет наиболее долгосрочный и положительный эффект: улучшает социальные навыки и купирует развитие основных симптомов.

Ранняя помощь — комплексное понятие, которое включает в себя диагностику и раннее выявление признаков РАС, адаптацию в детском саду и обучение семьи ребенка с аутизмом. Ранняя помощь должна оказываться системно, соединяя в себе работу специалистов и инфраструктурные решения. По-хорошему, должен существовать четкий маршрут: от постановки диагноза, начальных, средних, высших учебных заведений до мест трудоустройства.

На сегодняшний день программы ранней помощи в Петербурге реализуются фрагментарно — это отдельные институции и объединения, решающие, по большей части, только один вопрос из множества.

Как обстоят дела с системой оказания ранней помощи в России?

Относительно масштабная работа началась в 2016 году, когда была одобрена «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года». Концепция сопровождалась рядом мероприятий (профильные семинары, работа экспертных групп, разработка методических рекомендаций и языка, запуск пилотных проектов в двух регионах) результатом которых стал проект Федерального Закона. С 2019 года ведется статистика: скольким детям и где были оказаны услуги ранней помощи. Однако она остается слепа к диагнозам: сколько среди этих цифр детей с аутизмом мы не знаем.

К кому обращаться, если заметили симптомы РАС у ребенка?

С первыми тревогами и жалобами на состояние ребенка принято обращаться к педиатрам. Если родителям повезло, и попался грамотный специалист — предварительный диагноз поставят сразу и сориентируют, что делать дальше.

Если родителям повезло, и попался грамотный специалист — предварительный диагноз поставят сразу и сориентируют, что делать дальше.

Однако, и родители детей с аутизмом, и медицинские специалисты говорят о дефиците осведомленности об аутизме среди педиатров. Это связано с низким уровнем изучения РАС в вузах постсоветского пространства и с отсутствием практики повышения квалификации у действующих специалистов. Для своевременного выявления нарушений важно проводить профилактические осмотры, скрининги и тесты, и, что очень важно, прислушиваться к наблюдениям родителей и ближайших родственников.

Врач должен провести первичный осмотр, выслушать жалобы и опасения родителя. Грамотный специалист сразу обнаружит симптомы, характерные для РАС. Кроме оценки клинических показателей, врач может использовать или назначить тест M‑CHAT. Также родитель может заполнить опросник онлайн, чтобы опровергнуть или подтвердить свои опасения. После постановки предположительного диагноза врач должен сориентировать родителей по оказанию ранней помощи и конкретных возможностях. После этого направить к детскому психиатру.

Чем лучше родители будут понимать, что именно происходит с их ребенком, и чем раньше смогут вместе со специалистами начать оказывать помощь, тем больше возможностей для социализации появляется у ребенка.

Чем лучше родители будут понимать, что именно происходит с их ребенком, и чем раньше смогут вместе со специалистами начать оказывать помощь, тем больше возможностей для социализации появляется у ребенка.

В случае, если с педиатром контакт не выстраивается, мы видим два варианта развития событий. Первый — попробовать описать свои тревоги и симптомы ребенка и подробно расспросить о том, какие шаги врач рекомендует предпринять. В большинстве случаев врачи всегда стараются оказать помощь. Второй — попробовать сменить педиатра в своей клинике или обратиться в частную клинику. Инструкцию о том, как сменить врача вы найдете здесь.

Когда обращаться к психиатру?

Когда ребенку исполняется 2 года, подключаться к диагностике и профилактическим осмотрам должен и детский психиатр: он может выявить группу риска возникновения или наличия нарушений психического развития. От правильного диагноза зависят все последующие шаги: медикаментозная терапия, мероприятия по абилитации — психолого-педагогическая помощь, условия обучения и возможности социализации.

В Петербурге родители детей с аутизмом часто сталкиваются с барьерами для постановки диагноза РАС психиатрами:

«Ближе к трём годам уже пошли к психиатру, нас записали на Чапыгина [прим.: ЦВЛ “Детская психиатрия” им. С. С. Мнухина], мы попали туда, и везде я задавала один и тот же вопрос: “Это аутизм?”. “Нее. Это умственная отсталость”, — наконец-то прозвучало от очень уважаемого психиатра. Как он мне сказал: “Это, конечно, драма, но это не трагедия. И ничего — справитесь”» (мама мальчика с РАС).

Если в случае с педиатрами проблема заключается в дефиците знания, то у психиатров и неврологов — это зачастую нежелание ставить диагноз и даже отрицание диагноза аутизм. И родители, и специалисты в интервью называли это единогласно — «ленинградская школа психиатрии». О том, что это значит нам рассказал врач-психиатр, эксперт фонда «Антон тут рядом» Иван Мартынихин:

«В Ленинграде во второй половине XX века существовали “научные школы”, занимавшиеся клинической типологией “олигофрений” у детей (С. С. Мнухин, Д. Н. Исаев и их ученики), органическими заболеваниями головного мозга (П. Г. Сметанников). Наследием этих школ стало большее внимание врачей в отношении умственного развития ребенка, при игнорировании особенностей его социальной коммуникации — как раз и затрудняющей формирование высших психических функций при аутизме, — а также стремление объяснить любые отставания в развитии “органическими” причинами. Руководство ЦВЛ “Детская психиатрия” им. С. С. Мнухина (учреждение включает в себя диспансерные отделения во всех районах города с участковыми детскими психиатрами), [прим.: руководство] учебных и научных отделений детской психиатрии придерживается устаревших взглядов на детский аутизм: с узкими диагностическими критериями, в т. ч. с противопоставлением аутизма и умственной отсталости. В силу клинических традиций [прим.: руководство] транслирует эти взгляды своим подчиненным. Клинические традиции подразумевают, что в споре о правильности того или иного суждения о пациенте прав тот, кто имеет больший клинический опыт (т. е. старший по возрасту или должности), а не тот — как принято в доказательной медицине, — кто обосновывает свои суждения наиболее качественными с точки зрения методологии научными доказательствами».

Кроме того, в Петербурге существует миф о «монополии» на постановку диагноза у ЦВЛ им. Мнухина.

Кроме того, в Петербурге существует миф о «монополии» на постановку диагноза у ЦВЛ им. Мнухина. Многие родители сталкивались с тем, что только в ЦВЛ им. Мнухина могут выдать ту самую «достоверную» справку от детского психиатра для прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) перед детским садом или школой. О подобном неправомерном требовании со стороны некоторых комиссий нам рассказывали родители.

Одновременно с этим в других ТПМПК эту информацию опровергали: родители имеют право приносить заключение от психиатра, у которого они наблюдаются, а психиатр может работать в любой лицензированной медицинской организации. Разъяснение, полученное руководителями комиссий в 2019 году от «Центра диагностики и консультирования», это подтверждает.

Если в ЦВЛ им. Мнухина или в ПНД по месту жительства вам отказываются ставить аутизм, но вы или другие эксперты полагают именно его, то можно требовать переквалификации диагноза. Сделать это можно в административном и в судебном порядке. Подробнее об этом может рассказать наш юрист.

Нередко родители отказываются обращаться в ЦВЛ им. Мнухина из-за предубеждений и ищут специалиста в других клиниках или даже городах. Важно знать: вы имеете право выбрать любого подходящего специалиста, которому можете доверять. Но в государственной клинике вы также можете требовать необходимого осмотра и постановки диагноза. За консультацией о ваших правах и возможностях вы можете обратиться к юристу.

Здесь вы найдете список дружественных специалистов фонда «Антон тут рядом» и их интервью.

Где еще можно получить консультацию и поддержку?

Сейчас во многих городах России создаются ресурсные центры или отделения ранней помощи при государственных центрах реабилитации и профильных детских садах. В эти места можно обратиться за бесплатной помощью, а для ее получения не требуется справка об инвалидности. В некоторых петербургских центрах налажено сотрудничество с научными институтами. И, конечно, ранняя помощь для детей с РАС доступна в частной практике.

В июле мы презентуем карту мест в Петербурге, куда можно обратиться за ранней помощью.

Если у вас есть положительные или отрицательные отзывы обо всех указанных в тексте местах или вы считаете, что мы упустили что-то важное, пожалуйста, поделитесь с нами — пишите на почту info@antontut.ru

Если вы родитель ребенка с РАС:

Вы заметили симптомы и обеспокоены состоянием ребенка — вы можете

Читайте также  План месячника дорожной безопасности детей пешеходов

— обратиться к педиатру

— пройти тест M‑CHAT‑R, если есть подозрения (результаты теста помогут вам опровергнуть или подтвердить опасения, с ними можно идти на прием к специалисту

— пройти обучение в программе «Ранняя пташка», чтобы понять особенности своего ребенка и научиться правильно взаимодействовать. Мы проводим обучение в фонде, записаться в очередь можно здесь.

Если вы специалист и хотите работать с детьми с РАС:

Чтобы качественная диагностика и ранняя помощь в России были доступны для людей, нужно, чтобы квалифицированных специалистов в государственных и частных клиниках было больше. Если вы врач и хотите работать с людьми с РАС, вы можете:

— обучиться на отдельных профильных семинарах/встречах или полноценных курсах в фонде

— принимать участие в профильных конференциях, форумах и семинарах, где освещаются вопросы, связанные с РАС. Например, на сайте ФРЦ «Аутизм» есть календарь событий, профильные фонды проводят мероприятия. Например, фонд «Обнаженные сердца».

— делиться опытом с коллегами, рассказывать о своем опыте, создавать сеть специалистов вокруг себя

Помощь детям аутистам: коррекция аутизма у детей

В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем» заболевании как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием.

Что такое синдром раннего детского аутизма: симптомы и причины

Расстройства аутистического спектра (к ним и относится синдром раннего аутизма у детей) характеризуются симптомами, выраженными недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо симптомы аутизма проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

Синдром раннего детского аутизма (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда они одни. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Поведение детей с аутизмом

Поведение детей с аутизмом однообразно и характеризуется следующими симптомами. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается к взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи). Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение и помощь детям-аутистам, имеющим тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи.

Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для коррекции аутизма у детей требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

Мой ребенок не хочет разговаривать

Некоторых родителей настораживает не только отсутствие речи у ребенка, но и необычное поведение их малыша. Такие малыши ведут себя так, как будто не хотят общаться даже с самыми близкими людьми. Поведение ребенка может обижать вас: ребенок не отвечает на вашу улыбку, не тянется вам навстречу, когда вы хотите взять его на руки, не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему.

Отсутствие у ребенка желания общаться с близкими (в том числе с мамой), а в более старшем возрасте — со сверстниками и окружающими, связывают с так называемыми коммуникативными нарушениями. Характерно, что эти дети потенциально могут произносить звуки, звукосочетания и слова, но не используют их для общения. Проблемы общения могут проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст ребенка Нарушения
Конец 1 месяца Не прекращает крик, когда мама прикладывает малыша к груди или прижимает к себе.
Конец 2 месяца Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.
Конец 3 месяца Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.
Конец 4 месяца Не выражает радость, когда с ним играют.
Конец 5 месяца Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают; — не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого.
Конец 6 месяца Не просится на «руки» к взрослому (протягивая свои руки к взрослому).
Конец 7 месяца Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке).
Конец 9 месяца Не различает близких и чужих людей; — не пугается и не стесняется чужих людей; — не сердится, когда у него отбирают игрушку.
Конец 10 месяца Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих.
Конец 11 месяца Не усваивает навыков самообслуживания — не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно есть сухарь.
Конец 12 месяца Не может самостоятельно есть ложкой, не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.
Конец 15 месяца Не может играть с матерью в простые игры, например, с мячом; — не может самостоятельно удержать стакан и пить из него — не говорит хотя бы два простых слова (например, слово мама).
Конец 20 месяца Не играет с машинкой или куклой; — не пытается общаться с родителями — не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь, не подражает действиям взрослого с предметами быта.

Воспитание и обучение ребенка с аутизмом потребует от вас больших усилий и терпения. Вашему ребенку может потребоваться намного больше времени, чем другим детям, чтобы научиться общаться с вами. Ребенок может долгое время не понимать вашу речь и не обращать на нее никакого внимания, однако, если вы будете внимательны и терпеливы, ребенок постепенно научится понимать вас.

Диагностика аутизма

Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты — психиатры, психологи, дефектологи, логопеды. Ваши ответы на вопросы, которые приводятся ниже, помогут специалистам лучше разобраться в поведении вашего малыша. Кроме того, вы можете самостоятельно произвести диагностику аутизма у вашего ребенка, пользуясь материалом, изложенным в нашей статье основные признаки аутизма.

Вопрос Ваш ответ («+» да, «-» нет).
Ребенок эмоционально холоден — не ищет тактильного контакта с мамой, не реагирует на ласку.
Не смотрит вам в глаза.
Раскачивается, постукивает игрушкой по зубам, встряхивает руками.
Малыш быстро возбудим, гиперактивен.
Ребенок не может научиться самостоятельно есть, пить, одеваться.
Не любит рассматривать книжки.
Не играет с игрушками, чаще всего исследует их, облизывая и покусывая, как на первом году жизни.
Проявляет свое недовольство в агрессивной форме — «рычит», кусается.
Не пользуется жестами и мимикой для общения со взрослыми.
Читайте также  Где сдать кровь аллергию ребенка

Специалисты центра Логопед Профи оказывают всестороннюю помощь аутисам, осуществляют коррекцию аутизма у детей. Запишитесь на приём и мы поможем вам и вашему ребенку!

Детский аутизм

Записаться к врачу с проблемой «детский аутизм» – необходимость, с которой сталкиваются тысячи семей. Термин означает дефекты психического развития, которые сопровождаются трудностью социализации, взаимного контакта при общении, ограничением интересов и повторяющимися движениями (действиями). Причины, которые приводят к развитию патологии, находятся в стадии изучения; предположительно у недуга есть связь с врожденной мозговой дисфункцией.

Диагностика и лечение аутизма у детей в Санкт-Петербурге проводятся в ранний период (начиная с 1 года). Статистика свидетельствует, что от этого заболевания страдают до 0,5% детей; девочки в несколько раз чаще. Медики отмечают опасную тенденцию — количество детей с аутическими симптомами растет, но неизвестно, связано ли это с более точной диагностикой или с действительным увеличением распространенности недуга.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТСКОГО АУТИЗМА ДОСТУПНО В ФИЛИАЛАХ:

Лечение детского аутизма в Приморском районе

Лечение детского аутизма в Петроградском районе

Лечение детского аутизма в Красногвардейском районе

Лечение детского аутизма во Всеволожске

Детский аутизм в СПб – синдром и его симптомы

Заболевание может проявляться с первых месяцев жизни; как правило, хорошо видимая симптоматика формируется в возрасте до 3 лет. К основным проявлениям болезни можно отнести:

  • Неспособность к коммуникациям. Ребенок не идет на контакт даже с близкими людьми.
  • Ярко выраженные негативные реакции – испуг, плач при самых незначительных воздействиях.
  • Отсутствие демонстрации привязанности к родителям. Ребенок не встречает, не обнимает маму и папу, не тянется к ним при попытке взять его на руки.
  • Отсутствие зрительного контакта. Дети избегают возможности встретиться глазами с другими людьми, смотрят в сторону. Они охотнее фокусируют взгляд на неодушевленных предметах.
  • Отсутствие выражений позитивных реакций. Малыши чрезвычайно скупы на улыбки, не смеются, иногда не реагируют на собственное имя.
  • Замкнутость. Подрастая, дети избегают игр со сверстниками, не интересуются новыми людьми.
  • Проблемы с речью. Дети позднее сверстников начинают лепетать, говорить, строить фразы. Часто называют себя в третьем лице. Не используют обобщающих слов (пища, животные, птицы, люди, родители).
  • Необычная жестикуляция. Дети затруднятся с использованием жестов при общении с окружающими; жесты никак не связаны с их речью.

Диагностика детского аутизма

Точное выявление этого заболевания – сложная задача, которая требует высококвалифицированного подхода. В противном случае диагноз иногда устанавливается без достаточных оснований.

Опытные врачи-психиатры сети клиник «Династия» внимательно понаблюдают за поведением ребенка для выявления дефицита социальных взаимодействий, стереотипного поведения, нетипичного игрового поведения и других признаков патологии.

Может потребоваться консультация офтальмолога и отоларинголога; часто назначается в диагностических целях консультация логопеда и невролога.

Дополнительно может быть назначена инструментальная диагностика нейрофизиологического состояния мозга – электроэнцефалография. В каждом втором случае развития болезни эта процедура напрямую связана с изменениями биоэлектрической активности отдельных мозговых структур.

Комплексный подход к диагностике позволяет исключить другие расстройства психики с похожими проявлениями и не допустить ошибочной постановки диагноза.

Лечение детского аутизма

Коррекция детского аутизма в клинике

Лечение детского аутизма начинается с консультации психиатра. Терапия всегда длительная, комплексная и проводится с привлечением специалистов в области психиатрии, неврологии, дефектологии.

Терапия ориентирована на повышение степени независимости ребенка, формирование навыков самообслуживания, умения поддерживать контакты.

Важна семейная психотерапия, так как родителям детей с расстройствами аутического спектра часто требуется психотерапевтическая помощь, чтобы они смогли принять ребенка и научиться с ним жить.

Лекарственная коррекция детского аутизма включает прием препаратов, улучшающих работу головного мозга, психотропных препаратов, нейролептиков для коррекции гиперактивного поведения, тимолептиков для нормализации эмоционального фона.

Лечение аутизма у детей включает транскраниальную микрополяризацию головного мозга слабым электрическим током для повышения мозговой активности, улучшения нейронных связей, развития высших функций мозга – памяти, внимания, интеллекта.

С ребенком работает логопед-дефектолог, который помогает развитию речевых навыков и мелкой моторики.

Терапия может включать применение инновационного лечения стволовыми клетками, которые обладают способностью трансформироваться в любые клетки, в том числе в клетки головного мозга, и, замещая поврежденные, значительно улучшают состояние ребенка.

Несмотря на то, что недуг относится к числу неизлечимых, примерно у четверти детей при грамотном подходе возможно добиться стойкой ремиссии и даже снятия диагноза.

Лечение аутизма у детей

В последнее время врачи-психологи довольно часто сталкиваются с пациентами юного возраста, у которых диагностируется РАС (синдром расстройства аутистического спектра), который проявляется наличием дефицита эмоциональных проявлений в сфере коммуникации и общения и относится к группе патологий нервной системы. У ребенка отсутствует желание взаимодействия с окружающим его миром, в том числе и с медиками, что значительно затрудняет процесс лечения маленького пациента.

Симптомы развития аутизма у детей разных возрастов

Нарушение контактов с окружающими, общего нервно-психологического состояния родители могут заметить как в самом раннем периоде развития ребенка, так и в более позднем периоде:

  • В возрасте до 11-12 месяцев родители должны насторожиться равнодушием малыша при общении с мамой и папой, неспособностью отличить их от других окружающих его людей;
  • В период от 1 до 3 лет у ребенка должно происходить активное развитие речевой активности, однако родители замечают или отсутствие речи, или малыш повторяет одни и те-же словосочетания, не характерные для обычной детской речи;
  • В период дошкольного возраста у ребенка с аутизмом сильно затруднено общение с окружающими, ему непонятно состояние сверстников, вследствие чего малыш испытывает сильное чувство дискомфорта, избегает смотреть прямо в глаза собеседнику и не отзывается на свое имя;
  • В младшем школьном возрасте начинают появляться серьезные проблемы в процессе обучения. Из-за нарушений в коре головного мозга ребенка появляются признаки умственной отсталости, сложности с абстрактным мышлением, проявлением эмоций и обработкой информационных потоков;
  • В подростковом возрасте происходят гормональные перестройки молодого организма и аутизм проявляется в наиболее сильных формах, вплоть до неспособности нормально существовать в коллективе сверстников.

Причины аутизма у детей

Специалисты-психологи до сих пор не пришли к единому мнению о причине развития аутизма у детей и подростков. Из наиболее вероятных гипотез можно назвать генетическую наследственность , при которой сам факт наличия гена на обязательно приводит к аутизму, но значительно повышает возможность развития патологии даже у дальних родственников.
На развитие заболевания может оказывать влияние и нарушения головного мозга, имеющие структурный характер . У малышей с этой патологией наблюдается задержка в созревании лобных долей, диспропорция отделов головного мозга.
Функциональные нарушения головного
мозга у детей препятствуют нормальной работе памяти и речи малыша.
Результаты некоторых исследований показывают негативное влияние различных биохимических процессов, которые вызывают нарушения в процессе обмена веществ в головном мозге.

Диагностика и лечение аутизма у детей

На сегодняшний день медицина не располагает однозначными методиками диагностики аутизма у детей. Основную информацию педиатр многопрофильной клиники “Основа Дети” получает в ходе первичного осмотра юного пациента, беседы с родителями и последующих коррекционных мероприятий с ребенком. Эти мероприятия включают в себя проведение рекомендуемых тестов, анкет, развивающих игр, занятий по конструированию и других коррекционно-педагогических занятий.
Большую терапевтическую эффективность имеет метод биоакустической коррекции мозговой деятельности (БАК), разработанный российскими учеными и успешно применяемый в клинике “Основа Дети”.
На современном медицинском оборудовании нашей клиники при необходимости можно провести дополнительные исследования – МРТ и КТ мозга, изучить состояние вегетативной и сердечно-сосудистой системы ребенка.
Лечащий врач при необходимости может назначить неврологическое и физическое обследование ребенка ведущими детскими специалистами нашей клиники.

Запись на прием в клинику “Основа Дети”

Родители должны помнить, что аутизм у ребенка – это не приговор, хотя влияет на качество жизни. Своевременное обращение к нашим специалистам, грамотное коррекционное лечение быстро адаптируют ребенка к повседневной жизни и нормальному общению со сверстниками и окружающими. Записаться на прием к психиатру нашей клиники можно в любое время, в выходные и праздничные дни. Позвоните по указанному номеру телефона или оставьте заявку онлайн на нашем сайте.

Обратиться в клинику ОсНова Дети для эктренной консультации детских врачей можно в любой день недели, даже в выходные и праздники. Просто предварительно позвонив по контактному телефону или написав нам в чат.

Основные особенности при проведении манипуляций в Основа Дети — это профессионализм врачей, оборудование экспертного класса и доброжелательная атмосфера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: