Диагностика 3 летнего ребенка

Материалы для занятий

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сфор­мированности восприятия формы и пространственных отношений, способности про­изводить анализ расположе­ния фигур в пространстве.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фи­гуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Се-гена) (рис. 2), фигуры вынима­ют. Инструкция: «В этом до­мике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

figury-vkladyshi_i_yawik_s_prorezyami.jpg

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотне­сения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкла­дыш к подходящей прорези и выполняет задание правиль­но — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.

Субтест 2. «Матрешка 3-составная» (мышление)

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформиро­ванное™ понятия величины; оценка уровня развитая наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ре­бенка просят показать самую большую матрешку, самую малень­кую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.

Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие) (Приложение 1)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышле­ния, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное про­странственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты дума­ешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных не­адекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображе­ние и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксиру­ется, какой рукой работает ребенок.

Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку по­казать такой же. Аналогично выполняются задания со все­ми кубиками.

  • Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  • Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названи­ях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомлен­ность) (Приложения 2.1; 2.2)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испыты­вал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понима­ния инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психо­лог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Ког­да ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не

понял инструкции — 0 баллов.

В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

Оценка результатов

Высокий уровень —8 —12 баллов. Средний уровень —5—7 баллов. Низкий уровень — 0—4 балла.

Диагностика 3 летнего ребенка

Авторы программы «Детство» отмечают: «Дети 3-4 лет – это, прежде всего, «деятели», а не «наблюдатели». Опыт активной разнообразной деятельности – важнейшее условие их развития». Поэтому детям этого возраста организуют часто сменяющую друг друга содержательную деятельность из игр, упражнений, рисования, лепки, общения, творчества и многих других.

1. Распечатайте диагностическую таблицу. РАСПЕЧАТАТЬ

2. Изучите задания, приготовьте все необходимое.
Пояснения к выполнению некоторых заданий теста. РАСПЕЧАТАТЬ
Картинка к заданию "Найди пару". РАСПЕЧАТАТЬ
Картинка к заданию "Сюжетные картинки". РАСПЕЧАТАТЬ

3. Фиксируйте маркером достижения малыша.

4. Подсчитайте баллы и определите уровень развития Вашего ребенка.

От 19 до 21 баллаСМОТРЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ

От 11 до 18 балловСМОТРЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Меньше 11 балловСМОТРЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Материал подготовила
Суржанская Виктория Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
www.doshkolyata.com.ua

Выбрать другой возраст.

От 10 — 12 месяцев

Дорогие мамы и папы ! Подходит к концу первый год жизни Вашего малыша. Это самый важный год, самый удивительный и стремительный, если сравнивать его с другими возрастными этапами. На первом году жизни ребенок каждый день поднимается еще на одну ступеньку своего развития, преодолевает новый рубеж, удивляет себя и своих родных новыми успехами. В этот период, как ни в какой другой, важно понимать, соответствует ли уровень его развития норме, какая из сфер опережает норму или от нее отстает.

От 1 года до 1,5 лет

Вашему малышу исполнился год? Поздравляем! Это действительно очень важная дата. Надеемся, что первый год жизни был для вас полон приятных и радостных забот, Вы и Ваш малыш многому научились и теперь стремитесь к новому этапу развития. Период от 1 года до 1,5 лет – не менее важен, чем предыдущий. В это время закладываются основы характера, начинают развиваться сложные и важные мыслительные функции мозга.

От 1,5 до 2 лет

Во втором полугодии второго года жизни формируются сложные и важные функции мозга, малыш начинает проявлять самостоятельность, учится понимать речь взрослого и активно говорить сам. В этот период речь ребенка становится основным средством общения со взрослым. Происходит дальнейшее сенсорное развитие, развиваются действия с предметами, формируется игровая деятельность. К концу второго года жизни малыш хорошо держит карандаш, может рисовать на песке палочкой, мелком на асфальте.

От 2 до 3 лет

Третий год жизни является переломным этапом в развитии ребенка. Именно в этот период происходят качественные изменения в психике ребенка, которые обеспечивают постепенный переход малыша в активную и деятельную личность. В это время ребенок переходит к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром.

От 3 до 4 лет

Авторы программы «Детство» отмечают: «Дети 3-4 лет – это, прежде всего, «деятели», а не «наблюдатели». Опыт активной разнообразной деятельности – важнейшее условие их развития». Поэтому детям этого возраста организуют часто сменяющую друг друга содержательную деятельность из игр, упражнений, рисования, лепки, общения, творчества и многих других.

Читайте также  Должен уметь ребенок 7 8 месяцев

От 4 до 5 лет

В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его о малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах жизни. Задача взрослого – через создание игрового образа жизни детей, сформировать нужные знания, умения, навыки, качества.

От 5 до 6 лет

На шестом году жизни дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети способны самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Развиваются творческие способности, познавательная активность старших дошкольников. Важно сформировать у ребенка понимание роли книги как источника знаний, побуждать появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.

От 6 до 7 лет

Седьмой год жизни – очень важный период в развитии ребенка дошкольного возраста. Это последний год перед началом школьного обучения. Поэтому важно: укрепить здоровье ребенка, сформировать у него полезные двигательные качества (ловкость, быстроту, силу, точность, координацию движений), развить кисть, мелкую мускулатуру пальцев рук. Ваш ребенок уже самостоятельно применяет в жизни сформированные гигиенические навыки и привычки.

Диагностика психологом ребенка в 3-4 года

Психомоторное развитие ребенка, моторика

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

Диагностика 3 летнего ребенка

Е. А. Стребелёва считает, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]

В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций, в том числе речи.

В нашем городе дети с речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.

Ранняя диагностика нарушений познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Как и во всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк руководствуется письмом Миноб­разования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

Согласно Положению о ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:

Читайте также  Куда сходить с годовалым малышом

– обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника в детском саду) диагностика отклонений в развитии;

– выявление резервных возможностей развития воспитанника;

– определение характера, продолжительности и эффективно­сти специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.

Еще одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие, непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний, нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к специалистам, и прежде всего, к логопедам.

В связи с вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.

Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.

Схема логопедического обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности, обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]

Указанные причины послужили толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].

Данная методика предназначена для оперативного массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.

Методика удобна для использования как в кабинете логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени, в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15 шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба». Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.

Схема обследования следующая.

Обследование начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.

Затем следует предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии. В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и проводится по ходу обследования.

Далее ребенку предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки. Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим картинкам.

1 комплект: собака, кошка, утка . Проверяется воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.

2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла) . Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение «Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.

3 комплект: юла, кубик, мячик .Предлагается назвать цвета предметов.

4комплект: телефон, лопатка, ведёрко .Подбор глаголов к существительным.

5 комплект: машина, пирамидка, Дед Мороз. Части предметов.

При назывании всех картинок проверяется словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры слова.

После этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку по иллюстрациям.

По ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение 1).

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

1. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М.: Сфера, 2004.

2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб.: Детство-ПРЕСС, 2003.

3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007.

Проверка зрения у детей: таблицы и картинки для проверки в домашних условиях

Зрение у детей разного возраста имеет свои особенности. У них могут развиваться заболевания, которые родителям трудно заметить. Поэтому необходимо регулярно проводить проверку, как самостоятельно, так и в кабинете офтальмолога.

Особенности детского зрения в разном возрасте

Большую часть информации о своем окружении человек получает через зрение. В детском возрасте она усваивается наиболее интенсивно, но при нарушениях зрения у ребенка могут возникнуть проблемы.

Согласно статистике, у одного из пяти школьника выявляют нарушения зрения. У дошкольников этот показатель несколько ниже: один из десяти видит недостаточно хорошо.

Следует помнить, что в детском возрасте органы зрения восстанавливаются быстрее при своевременно начатом лечении. Но также у детей есть свои особенности:

  • новорожденные и малыши до года не могут иметь 100% зрение;
  • зрительный аппарат устает быстрее, чем у взрослых, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок (компьютерные игры, просмотр мультфильмов и т. д.);
  • ребенок не может самостоятельно указать на проблему, поэтому следует внимательно присмотреться к его поведению, привычкам.

Какое зрение у детей считается нормальным?

Новорожденные практически ничего не видят, но постепенно зрение начинает улучшаться, но при условии, что они правильно развиваются и не имеют никаких патологий.

Нормальные показатели для разного возраста:

  • первые дни после появления на свет — младенец воспринимает все объекты в виде нечетких пятен и на расстоянии не больше одного метра, зрачки при воздействии на них источником света должны сужаться;
  • 1 месяц после рождения — грудничок лучше различает предметы, но пока в черно-белых тонах, сетчатка еще не до конца адаптировалась к окружающему миру;
  • 2-3 месяца — ребенок уже различает лица близких людей, следит за яркими игрушками взглядом, понимает, когда вокруг меняется обстановка (комната/улица);
  • 4 месяца-полгода — малыш уже различает цвета, формы предметов;
  • 12 месяцев — ребенок уже полноценно видит окружающие его предметы, но острота зрения пока составляет 50%;
  • 6 лет — зрительный аппарат к этому времени еще полностью не сформирован, но видит первоклассник, как обычный взрослый человек.

Перед школой обычно обнаруживаются первые нарушения зрительной функции, поэтому важно дозировать нагрузки в учебное время и обратиться за помощью к офтальмологу.

Причины нарушения зрения у детей

К основным причинам нарушений относятся:

  1. Наследственные. Унаследовать само заболевание невозможно, только лишь предрасположенность к нему. Но если оба родителя имели нарушения зрения, то шанс заполучить их повышается до 80%. К наследственным патологиям относятся: катаракта, глаукома, миопия, дальнозоркость, астигматизм, некоторые поражения сетчатки, зрительного нерва.
  2. Врожденные. Нарушения появляются еще во время внутриутробного развития. Они становятся следствием хронических заболеваний, вредных привычек матери, перенесенных в период беременности инфекций.
  3. Приобретенные. Приобретаются в течение жизни по разным причинам: травмы, глазные болезни, несбалансированное питание, нарушение режима, большие зрительные нагрузки, онкологические заболевания, поражения ЦНС.

Утрата способности видеть может произойти в любом возрасте, поэтому надо принять меры по ее предупреждению. Можно регулярно проводить проверку зрения у детей в домашних условиях, но она не даст такого результата, как осмотр у детского офтальмолога.

Симптомы и признаки нарушений

Наиболее часто встречающиеся симптомы и признаки нарушений:

  • грудничок, которому больше 2-ух месяцев, не фокусирует взгляд на предметах при их перемещении, не реагирует на появление мамы в поле видимости;
  • наблюдается непроизвольное подрагивание глазных яблок (медицинский термин — нистагм);
  • было замечено косоглазие на одном или обоих глазах;
  • глазные яблоки кажутся набухшими, это может свидетельствовать об онкологических заболеваниях, высоком внутричерепном давлении, поражении щитовидной железы;
  • зрачок изменил темную окраску на более светлую и кажется что он подсвечен, это говорить об онкологическом поражении зрительного аппарата;
  • ребенок прищуривается, трет глаза, жалуется на дискомфорт, раздваивание предметов, болевые ощущения;
  • школьник или детсадовец быстро устает, жалуется на головную боль или головокружение, постоянно хочет спать;
  • замечено, что ребенок моргает чаще, чем следует.
Читайте также  Гимнастика массаж детей 3 месяца

Если у ребенка наблюдается два или более симптомов на постоянной основе, то обследование у врача обязательно.

Особенности развития детей с нарушениями

За ребенком с нарушениями необходим особый уход, чтобы он мог полноценно развиваться и контактировать со сверстниками. Не стоит ругать сына или дочь, если у них что-то не получается в силу их особенностей, но за каждый, даже маленький успех, необходимо хвалить.

При необходимости ребенка отводят к психологу, который поможет ему социально адаптироваться.

При нарушениях зрительной функции зачастую страдает память, поскольку в мозгу практически не формируются визуальные образы. Из-за этого возникает частичная дезориентация, которая может прогрессировать по мере развития заболевания.

Ребенку нужно обеспечить развитие в комфортных условиях: окружить его яркими крупными игрушками, помогать развивать воображение чтением, играми.

Как проверить зрение у ребенка в домашних условиях

Дошкольники и ученики школ должны проходить регулярные осмотры у офтальмолога, но при желании можно провести проверку зрения у детей дома.

До года самостоятельно определить остроту зрения практически невозможно, поскольку дети в этом возрасте не разговаривают. Они должны следить глазами за игрушками (в 1-3 месяца), тянуться за ярким предметом (старше 3-х месяцев). После уже можно использовать примитивные тесты, а после трех лет — таблицы Сивцева, Орловой.

Примитивный тест

Для проверки детей старше года применяют специальный тест: лист белой бумаги с распечатанными или нарисованными горизонтальными линиями. Малышу закрывают по очереди то один, то второй глаз и показывают рисунок. При этом он должен рукой потянутся к той части листа, где изображены полосы.

Перед началом теста желательно максимально доступно объяснить сыну или дочери, что от него требуется.

Если ничего не получилось, не стоит отчаиваться, это не значит, что малыш плохо видит. Возможно, он просто не понимает задания или ему не интересно.

Таблицы Сивцева

Таблицы Сивцева чаще используются для проведения проверки у школьников. На ней изображены буквы. Разработана она была практически сто лет назад, но до сих пор успешно применяется, обнаружить ее можно в кабинете у каждого офтальмолога.

В домашних условиях таблицу распечатывают на принтере на стандартном листе А4. Ребенка нужно усадить от нее на расстоянии 2,5 м, поскольку буквы имеют меньший размер, чем на стандартном плакате. Он должен назвать все символы, которые изображены на десятой строке. Возможно допускать при проверке не более 1-2 ошибок.

Когда проверяется зрение, комната должна быть хорошо освещена. Глаза по очереди прикрывают ладошкой, не надавливая на них.

Таблицы Орловой

Таблицы офтальмолога Орловой применяется для детей 3-7 лет, иногда и для более младшего возраста. Вместо букв на ней изображены примитивные легко узнаваемые фигурки: грибы, самолеты, силуэты животных, машины, деревья.

Проверка проходит тем же способом, что и при использовании таблиц Сивцева. Следует учитывать, что дошкольники быстро устают и теряют интерес к происходящему, поэтому нужно просить их назвать по одному символу из каждой строчки, а не заставлять назвать все фигуры в строке. Только если ребенок не может назвать фигуру, нужно указать на следующую, расположенную в той же строчке.

Иногда вместо таблиц Орловой используется изобретение Головина. Оно тоже представляет собой строки с изображениями определенных размеров. Но на таблицах изображаются окружности, не до конца замкнутые с одной из сторон.

Дуохромный тест

Дуохромный тест поможет узнать об имеющихся заболеваниях: дальнозоркости и близорукости. Он представляет собой изображение букв на красном и зеленом фоне. Человек с нормальным зрением видит одинаково четко на обоих полях. Если символы четче на красном фоне — это признак миопии, на зеленом — симптом дальнозоркости.

Проводить дуохромный тест надо с расстояния одного метра.

Когда срочно необходимо обратиться к врачу?

Незамедлительно следует записаться на прием к офтальмологу в следующих случаях:

  • ребенок постоянно путает цвета, хотя ему больше 3-5 лет;
  • краснеют, болят, слезятся, отекают глаза, из них появляются непонятные выделения;
  • при просмотре мультфильмов малыш очень близко садится к экрану, а если отодвигается, то начинает прищуриваться, тереть глаза или растягивать уголки век;
  • сын или дочь постоянно жалуется на усталость и головные боли после зрительных нагрузок, в конце дня;
  • при чтении ребенок не может следить только глазами за строкой, он поворачивает голову из стороны в сторону.

Специализированный осмотр офтальмологом

Осмотры в клинике нужно проводить регулярно. Рассмотрим, когда проходит проверка зрения у детей разных возрастов.

Первый раз органы зрения осматривает врач-неонатолог при рождении. У младенца можно обнаружить аномалии строения зрительного аппарата, врожденные заболевания (глаукома, катаракта, опухоли и т. д.).

В следующий раз проверка проводится в один месяц. Для здоровых детей она не обязательна. Обычно ее назначают недоношенным, рожденным с родовыми травмами, асфиксией, заболеваниями глаз.

В три месяца зрительная система проверяется обязательно. В основном обследование зрения проводятся бесконтактным способом, в этом возрасте изучается состояние глазного дна после закапывания капель для расширения зрачка.

Следующий обязательный осмотр проводится в 12 месяцев. С помощью специальных аппаратов врач определяет остроту зрения, общее состояние зрительного аппарата.

Осмотр детей до З лет

В этом возрасте не все малыши внятно говорят и понимают, поэтому медосмотр проводится следующим образом:

  • изучается состояние сетчатой, роговой оболочки, хрусталика, глазного дна;
  • доктор проводит перед глазами яркой игрушкой и определяет, как происходит фокусировка на предмете, аккомодация, нет ли косоглазия;
  • возможна проверка с помощью таблиц и диагностика на офтальмологическом оборудовании.

Проверка у дошкольников

Дошкольникам в возрасте 3-6 лет остроту зрения определяют по таблицам с рисунками или незамкнутыми окружностями. Но сначала ребенку показывают и называют предметы, а потом просят это сделать самостоятельно.

Проверять зрение можно при условии, что малыш спокоен, не нервничает и не плачет, иначе результаты будут неточными.

Осмотры проводятся с периодичностью один раз в году.

Проверка у школьников

Школьникам ежегодно проводят медосмотр по таблице Сивцева. Им дают прикрыть глаз пластиковой лопаточкой, просят назвать буквы. Проверку нужно проводить с верхнего ряда и постепенно спускаться в низ таблицы, но чтобы было быстрее доктор просит назвать буквы в строке, которая соответствует 100% зрению. Расстояние при этом должно составлять не более 5-6 метров.

В каких случаях выписывают очки для детей

Офтальмолог может выписывать очки при следующих заболеваниях:

  • миопия;
  • дальнозоркость;
  • косоглазие;
  • астигматизм;
  • амблиопия (“ленивый глаз”).

Противиться ношению корректирующей оптики не стоит, поскольку она не вызывает атрофию зрительных нервов, делает изображения более четкими.

Методы лечения

Лазерную коррекцию в детском возрасте делают крайне редко, она возможна после 10-12 лет только по строгим показаниям врача. У детей зрение легко поддается коррекции, поскольку зрительный аппарат пока не до конца сформирован. Для лечения назначается:

    ;
  • особая диета; ; ; .

Положительный эффект достигается только при использовании всех вышеперечисленных методов одновременно. Но назначаться терапия должна только окулистом.

Приглашаем получить консультацию бесплатно в нашей клинике Элит Плюс. У нас есть все необходимое оборудование для диагностики и лечения. Записаться можно по телефону: ☎ +7 (495) 960-00-33 или отправив онлайн заявку.

Рекомендации родителям

Для профилактики глазных заболеваний родители должны соблюдать следующие правила:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: