Держать ребенка 6 месяцев

Дисплазия тазобедренного сустава

«У Вашего ребенка дисплазия тазобедренного сустава» — очень часто эта фраза из уст доктора ортопеда вызывает у родителей малыша состояние, близкое к эмоциональному потрясению. Но так ли все мрачно и страшно, и что же это за патология?

Дисплазия – этот термин означает нарушение формирования какого-либо органа или системы организма. В этом материале мы будем говорить о дисплазии тазобедренного сустава.

Под дисплазией тазобедренного сустава понимают нарушение формирования тазобедренного сустава, захватывающее все составляющие сустав элементы: костно-хрящевую основу, связочно-капсульный аппарат и мышечный компонент. Это определение довольно обширно и включает в себя физиологическую незрелость тазобедренного сустава, предвывих, подвывих и вывих бедра.

Физиологическая незрелость заключается в незавершенном формировании компонентов сустава без нарушения конгруентности (правильного сопоставления) суставных поверхностей костей и, как правило, требует минимального лечения или только динамического наблюдения и именно этой форме патологии тазобедренного сустава в основном присваивается диагноз «дисплазия», хотя это не совсем правильно терминологически. При выраженной незрелости тазобедренного сустава необходимо провести лечение для создания выгодных условий правильного созревания компонентов сустава.

Предвывих бедра – это уже патология сустава, связанная с отсутствием стабильности головки бедренной кости в другом компоненте тазобедренного сустава – вертлужной впадине и уже требует пристального внимания. При отсутствии адекватного лечения предвывих бедра может привести к развитию деформации сустава (артрозу), что приводит к болевому синдрому и нарушению подвижности сустава, а так же может привести к вывиху бедра после начала ходьбы.

Вывих бедра – наиболее тяжелая форма патологии развития тазобедренного сустава, заключающаяся в практически полном несоответствии суставных поверхностей головки бедренной кости и вертлужной впадины. Такой порок развития сустава требует максимальных усилий по тщательной диагностике и активного и скорейшего лечения. Поздняя диагностика или неадекватное лечение приводит к грубым нарушениям подвижности тазобедренного сустава и, в конечном итоге, приводит к инвалидности.

Теперь нам понятно, почему дисплазии тазобедренного сустава уделяется так много внимания докторами педиатрами и ортопедами. Почему же наиболее подвержен этим напастям именно тазобедренный сустав?

Дело в том, что тазобедренный сустав в силу своих анатомо-физиологических особенностей является наиболее нагруженным суставом нашего организма и сбой в одном из составляющих его компонентов приводит к нарушению функции сустава и, в конечном итоге, к ухудшению качества жизни пациента. Именно поэтому диагноз дисплазии тазобедренного сустава так часто можно слышать из уст ортопеда, хотя нельзя не признать факт некоторой гипердиагностики данной патологии, но, учитывая тяжесть последствий при отсутствии лечения, это все же оправдано.

Как часто встречается дисплазия тазобедренного сустава?

По статистике встречаемость дисплазии тазобедренного сустава составляет 4-6 случаев на 1000 новорожденных, у девочек встречается в 6-7 раз чаще. Одностороннее поражение преобладает над двусторонним (причем чаще поражается левый тазобедренный сустав). Отмечается наследование от матери к дочери. Факторов, приводящих к нарушению внутриутробного формирования сустава, отмечено достаточно много, среди них отмечены тазовое предлежание плода, узость матки, маловодие, токсические и биологические (в первую очередь вирусные заболевания матери в период беременности) факторы и многое другое.

Когда же и какими методами можно и нужно диагностировать дисплазию тазобедренного сустава? Может ли мама сама заподозрить наличие дисплазии тазобедренного сустава у ребенка и, если да, то при помощи каких приемов? Ответ на этот вопрос зависит от тяжести поражения сустава. Попробуем ответить на этот вопрос, привязав сроки и методы диагностики к возрасту малыша.

При проведении ультразвуковой диагностики в период беременности удается диагностировать только грубые нарушения – подвывих и вывих бедра, то есть те изменения, при которых суставная поверхность головки бедра не соответствует поверхности вертлужной впадины таза ребенка.

В первые 7-10 дней жизни ребенка при осмотре можно выявить «симптом щелчка» или «симптом соскальзывания» — вывихивание и вправление бедра в суставе. Выявляются эти симптомы у ребенка следующим образом: в положении на спине сгибают ножки в коленных и тазобедренных суставах под углом 90 градусов. Большие пальцы рук располагаются на внутренней поверхности бедер ребенка, указательный и средний пальцы на наружной. При осторожном отведении и тяге бедер головка бедра вправляется в вертлужную впадину с характерным щелчком.

После 2-й – 3-й недели жизни ребенка на первый план в диагностике дисплазии тазобедренного сустава выходит ограничение отведения бедер. Для его выявления согнутые в коленных и тазобедренных суставах ножки ребенка в положении на спине разводят без насилия. В норме удается развести бедра до угла 85-90 градусов к поверхности. При повышенном мышечном тонусе и спазме мышц приводящих бедро отведение может быть ограничено до угла около 70 градусов, но такое ограничение отведения бедер может быть вызвано и нарушением формирования суставов. Ограничение отведения бедра с одной стороны в большинстве случаев является признаком патологии со стороны тазобедренного сустава.

В пользу патологии тазобедренного сустава говорят так же такие симптомы, как укорочение одной конечности, разворот стопы на стороне поражения кнаружи от среднего положения (наружная ротация стопы).

Наиболее широко известный у родителей (так сказать «мамочкин симптом») – ассиметрия подъягодичных складок – не является абсолютным и может быть вызван множеством факторов, но нельзя умалять его значения в диагностике дисплазии тазобедренного сустава, так как это наиболее частый вопрос, с которым обращаются к ортопеду.

Для подтверждения диагноза дисплазии тазобедренного сустава и контроля динамики лечения в настоящее время широко используется ультразвуковая диагностика. К положительным сторонам этого метода обследования можно отнести безболезненность, неинвазивность, относительную безопасность и резко возросшую в последнее время доступность. Так же с помощью ультразвукового исследования сустава могут быть выявлены минимальные изменения строения тазобедренного сустава. Но, к сожалению, этот метод обследования не всегда дает точные результаты (достоверность его составляет около 85-90 %). Тем не менее на сегодняшний день ультразвуковая диагностика является основным методом скрининг диагностики дисплазии тазобедренного сустава.

В случае, когда клиническая картина расходится с данными ультразвукового обследования или при поздней диагностике патологии тазобедренного сустава используется метод рентгенографии. При правильно выполненной рентгенограмме становится полностью ясной картина строения сустава и взаимоположение головки бедра в суставе. Но в силу достаточно большой лучевой нагрузки при проведении рентгенографии этот метод обследования используется по возможности реже.

У детей старше года основным симптомом является хромота на пораженную сторону при ходьбе или «утиная» походка при двустороннем процессе. Диагностика в этом возрасте является запоздалой. Клиническая картина в этом случае почти всегда требует подтверждении рентгенологически, так как необходимо точно выяснить взаимоположение компонентов сустава.

И так, ребенку поставлен диагноз дисплазии тазобедренного сустава, что же делать дальше и как помочь малышу?

Лечение дисплазии тазобедренного сустава необходимо начинать как можно раньше. Целью лечения являются центрирование головки бедра в суставе и создание условий для формирования всей вертлужной впадины. Раннее, максимально щадящее, но систематическое лечение позволяет полностью восстановить анатомию и функцию недоразвитого тазобедренного сустава.

Центрирование бедра в суставе на ранних сроках лечения достигается путем широкого пеленания – две пеленки помещают между разведенными бедрами ребенка и фиксируют третьей. При тяжелых степенях дисплазии тазобедренного сустава для центрирования головки бедра используют специальные шины-распорки (стремена Павлика, подушка Фрейка и т.п.). При использовании данных шин у родителей могут возникнуть вопросы и трудности по уходу за малышом, вот некоторые советы, которые помогут Вам и Вашему малышу приспособиться в этот период:

1. Под стременами или подушкой должен быть только детский подгузник (одноразовый или марлевый). Если Вы предпочитаете использовать марлевые подгузники, надевайте клеенчатые трусики, которые имеют застежки по сторонам.

2. Меняя подгузник, не поднимайте ребенка за ноги, а подкладывайте руку под ягодицы.

3. Распашонки можно менять, не снимая стремян: отстегните плечевые ремешки от грудного и снимите распашонку через голову.

Поверх шин можно одевать свободные штанишки, костюмы, платья.

4. В период ношения шин купание ребенка проводится реже, поэтому необходимо 2-3 раза в день осматривать кожу под ремешками, под коленями и вокруг шеи, чтобы убедиться в отсутствии признаков воспаления (покраснения) кожи. В этот период необходимо протирать кожу ребенка мягкой тряпочкой смоченной в теплой воде. При проведении водных процедур можно расстегнуть одну ножную часть стремени, но не снимать ее, а ножку держать в согнутом и отведенном положении.

5. Необходимо следить и за гигиеническим состоянием самой шины, она должна оставаться всегда сухой, избегайте попадания присыпок и лосьонов под пояса, это может вызвать воспалительные процессы на коже малыша.

6. При кормлении особенно внимательно нужно следить, чтобы бедра малыша не сводились вместе.

Ношение этих приспособлений (ортезов) носит длительный характер – от 3-х месяцев до года, и родителям ребенка, которому поставлен диагноз дисплазии тазобедренного сустава, крайне важно набраться терпения и не смалодушничать в период лечения и педантично выполнять назначения доктора.

После центрирования головки бедра приступают к массажу и лечебной гимнастике, направленной на создание правильного соотношения суставных поверхностей. Можем порекомендовать несколько легко выполнимых в домашних условиях упражнений.

1. В положении ребенка лежа на спине, максимально сгибаем ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, а затем полностью выпрямляем.

2. В прежнем исходном положении сгибаем ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах под прямым углом, умеренно разводим бедра и, давая умеренную нагрузку по оси бедер, выполняем вращательные движения бедрами.

3. В положении ребенка лежа на спине, разводим согнутые в коленных и тазобедренных суставах ноги ребенка максимально к поверхности стола.

Все упражнения выполняются 8-10 раз 3-4 раза в день.

Так же в этот период применяют физиотерапию (парафиновые аппликации, электрофорез с препаратами кальция и фосфора) для улучшения питания компонентов сустава и сложный ортопедический массаж.

В случаях запоздалой диагностики дисплазии тазобедренного сустава или при отсутствии адекватного лечения на ранних сроках лечение проводится путем длительного этапного гипсования, а так же выполняется оперативное лечение, но в этих случаях не существует стандартных схем лечения и тактика помощи пациенту разрабатывается индивидуально.

После лечения дисплазии тазобедренного сустава ребенок должен быть оставлен на диспансерном учете у ортопеда на длительное время – от 3-х — 5-ти лет до момента окончания роста. При необходимости выполняются контрольные рентгенограммы 1 раз в 2 года для контроля правильности развития сустава. Так же зачастую накладываются ограничения по нагрузке на сустав. Детям, получавшим лечение по поводу дисплазии тазобедренного сустава, желательно посещение специализированных ортопедических групп в детских дошкольных учреждениях.

При тяжелых степенях дисплазии тазобедренного сустава функциональные нарушения носят, как правило, пожизненный характер, даже при своевременно начатом и правильно проводившемся лечении.

Так что же необходимо делать родителям малыша для того, что бы во время распознать дисплазию тазобедренного сустава и, если этот диагноз был поставлен ребенку, не допустить тяжелых осложнений?

В первую очередь необходимо вовремя показать ребенка ортопеду. Рекомендованные сроки осмотра ортопедом — 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год.

Если ортопед все же поставил диагноз дисплазии тазобедренного сустава, то эффективность лечения на 50 процентов зависит от правильного и своевременного выполнения родителями ребенка назначений доктора. Важно помнить, что чем раньше начато лечение, тем лучше его результаты и меньше вероятность тяжелых осложнений. При ранней диагностике дисплазии тазобедренного сустава и правильно и своевременно проведенном лечении положительный результат достигается в 96-98% случаев. Не стоит БОЯТЬСЯ этого диагноза, а необходимо лечить ребенка, он нуждается в вашей помощи и заботе!

Читайте также  Ребенок год и 10 месяцев не говорит

Надеюсь, данный материал помог Вам разобраться в том, что же это за непонятный и пугающий многих диагноз – дисплазия тазобедренного сустава и Вам стало ясно, как бороться с этой патологией.

Рекомендуем вам обратиться за консультацией к ортопедам клиники «Семейный доктор» по телефону контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , либо через форму онлайн записи.

Почему нельзя тянуть ребенка за руку. Отвечает педиатр Сергей Бутрий

В предплечье человека есть две параллельные кости: лучевая и локтевая. В плече кость одна: плечевая. Локтевой сустав обеспечивает правильное соединение этих трех костей. Чтобы удерживать кости вместе, между ними существуют связки. Связки ребенка по эластичности напоминают резинки для волос, они довольно рыхлые и могут легко соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и риск подвывиха локтевого сустава проходит.

Подвывих локтевого сустава — это устоявшееся бытовое название, а на строгом медицинском языке эта травма называется смещением кольцевой связки (annular ligament displacement). Эта связка представляет из себя эластичную ленту, которая удерживает две кости предплечья (лучевую и локтевую кость) вместе в локтевом суставе. При внезапном сильном вытягивании руки кольцевая связка соскальзывает с лучевой кости и попадает в ловушку между костью и суставом. Важно понимать, что ни связка, ни кость не получают при этом серьезных повреждений; они просто смещаются из надлежащего положения.

Симптомы

Травма имеет очень характерную историю: она возникает в тот момент, когда ребенка по какой-либо причине, резко и сильно тянули за руку. В момент травмы вы можете услышать или почувствовать «щелчок» сустава. Ребенок может коротко вскрикнуть, или сказать о резкой боли, но эта боль обычно проходит довольно быстро. Основным длительным симптомом является утрата способности сгибать руку в локте. Дети с такой травмой обычно держат свою руку почти полностью разогнутой, на коленях или прижав к животу, и отказываются использовать ее (см видео).

Лечение

Ребенка следует показать врачу в ближайшие часы после травмы. Обычно врачу достаточно просто вылечить ребенка от этой травмы: специальным маневром он возвращает связку на ее законное место; это вызывает кратковременную боль у ребенка, но настолько незначительную, что ребенка не требуется обезболивать перед вправлением подвывиха. Маневр обычно занимает всего несколько секунд, однако не всегда удается вправить связку с первой попытки, и тогда доктору придется повторить маневр несколько раз, прежде чем ребенок снова сможет использовать руку. Как правило, после вправления доктор назначит парацетамол на ближайшие дни, для облегчения дискомфорта в суставе.

Поскольку при подвывихе кости не ломаются — рентгенограммы обычно не нужны, но если у врача будут сомнения в отсутствии перелома (слишком сильная боль, отек; слишком нехарактерное описание обстоятельств травмы) — он назначит рентгенограммы перед тем как вправлять сустав. После вправления ребенок начинает пользоваться рукой буквально через пару минут.

Профилактика

— Старайтесь не тянуть ребенка за руку с силой и внезапно.
— Избегайте травматичных игр: не стоит размахивать или раскручивать ребенка, держа за запястья.
— Если ребенок тянет вас в одном направлении, не тяните его обратно к себе резким движением (например, в гневе).
— Всегда поднимайте ребенка только держа за подмышки, а не за запястья (и не за плечи, к слову — но это речь уже о другой травме: травме плечевых суставов).

У некоторых детей суставы очень нежные, и «локоть няньки» может быть вызван даже совсем небольшим потягиванием. Если эта травма повторяется у ребенка несколько раз, врач может научить вас вправлению подвывиха сустава самостоятельно, чтобы вы могли быстро помогать ребенку, пока он не «перерастет» склонность к подвывихам.

Красные флаги (опасные и нетипичные симптомы)

Подвывих локтя обычно не вызывает интенсивную или продолжительную боль. В момент травмы ребенок испытывает кратковременную боль, но к моменту посещения кабинета врача болеть в покое уже не должно, ребенок щадит руку, испытывает резкий дискомфорт при попытке двигать ей, но когда не двигает — не испытывает особых неудобств или страданий.

Сильная боль, отек, деформация конечности или любая травма кожи — могут быть признаком перелома кости, и требуют проведения рентгеновского снимка. Кроме того, неоднократные попытки вправления, не приводящие к желаемому результату, тоже являются дурным знаком, и требуют проведения рентгенограмм сустава, а также, возможно, наложения шины на сустав.

Что должен уметь делать каждый ребенок в 6 месяцев: критерии развития, навыки девочек и мальчиков

Полугодовалый малыш уже оставил позади первую, самую трудную часть своего младенчества, а родители научились узнавать настроения и желания ребенка, обустроили свой быт и установили комфортный для всех членов семьи режим.

Шестимесячный карапуз начинает активно познавать окружающую обстановку, в этом ему помогает развитие его тела. С 6 месяцев ребенок свободнее двигается – управляет обеими ручками, переворачивается на живот, потом садится и начинает ползать на четвереньках. Он узнает вкус не только материнского молока или смеси, но и более взрослой еды.

razvitie-rebenka-v-6-mesyatsev-navyki-i-umeniya-5-1024x768

С полугодичного возраста можно уже развивать как физиологические механизмы навыков ребенка, так и его умственные способности, восприятие прекрасного. Чтобы ваши старания были направлены в верное русло, разберемся, что может уметь шестимесячный карапуз.

Физическое развитие полугодовалого малыша: нормы и особенности

Нужно отметить, что каждый человек, в том числе и младенец – это индивидуальность, поэтому любые нормы развития организма оцениваются лишь примерно. Как взрослые люди разнятся по своему весу, росту и темпераменту, так и дети могут быть худыми или полненькими, приземистыми или высокими, но при этом здоровыми. Беспокоят обычно серьезные отклонения, из-за которых человек неполноценно живет и не вливается в социум.

К 6 месяцу жизни мальчик или девочка набирают соответственно 500-600 г к своему весу при рождении, а рост увеличивается на два сантиметра. В среднем вес полугодовалого малыша достигает 9 кг, а рост может находиться в пределах от 65 см до 70 см.

  • К 7 месяцу он должен спокойно перекатываться с животика на спинку и обратно. Ваш ребенок значительно более подвижным, может упасть с обычной кровати на пол, если за ним не присматривать – оставлять одного малыша можно только в манеже с защитой.
  • В возрасте 6-7 месяцев некоторые ребятки уже садятся самостоятельно или подтягиваются, держась за что-то или кого-то руками. В этом возрасте позвоночник ребенка еще не окреп, он не выдерживает веса ребенка долгое время, поэтому ваш малыш должен сидеть не более 15-20 минут за раз. Еще не время приобретать ходунки, сидячие слинги и качели (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев можно сажать ребенка в ходунки?).
  • В 6 месяцев ребенок активно начинает использовать обе ручки. Вертит в них игрушки, может тянуться за ложкой во время прикорма, перекладывает предметы из одной ручки в другую.
  • По достижении полугода многие малыши начинают ползать, а некоторые даже стоять, держась за опору (рекомендуем прочитать: в каком возрасте дети начинают самостоятельно ползать?). Если ребенок еще этого не умеет, то обычно использует другие забавные способы перемещения – он может перекатываться с боку на бок, тянуться, хвататься за все ручками и подтягиваться, приподнимать верхнюю часть туловища, лежа на животике, пытаться что-то схватить.
  • В этот период важно не ограничивать физическую активность младенца: старайтесь часто оставлять его свободным от одежды на пеленальном столике, выкладывайте на кровати или на одеяле на полу, чтобы ребенок мог подвигаться столько, сколько захочет.

Малыши играют

Активное использование обеих ручек – отличительный навык этого периода, который говорит о правильном развитии моторики и психики малыша

Еще один важный процесс, который активизируется у ребенка в шесть месяцев – это прорезывание зубов. Если малыш активно тянет ручки, игрушки и посторонние предметы в рот, стал капризным или вялым, отказывается от еды и любимых развлечений – скоро покажется первый зуб.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Возможность по-новому, более полноценно воспринимать окружающий мир способствует тому, что ребенок в полгода проявляет уже больше эмоций, раскрывает свой темперамент и показывает характер. Он четко фокусирует взгляд на предметах и людях, осознанно улыбается, копирует звуки, понимает, когда его хвалят или ругают. Реже плачет, а причина плача становится все чаще понятной для взрослых. Самое главное – многие малыши уже идентифицируют себя, реагируют, когда окружающие произносят их имя.

Один из наиболее популярных педиатров современности Комаровский считает, что именно с 6 месяцев можно начинать развивающие занятия с вашим сыном или дочкой в игровой форме. Выделите несколько игрушек, на которые ребенок обращает наибольшее внимание, рассказывайте простые истории, читайте маленькие сказки и стихи – ребенок будет слышать правильную речь и его собственная быстрее разовьется.

Используйте новые физиологические возможности вашего малыша, развивайте эти умения. Купите игрушки для улучшения моторики, кубики, мячи, крупные пазлы и сортеры (рекомендуем прочитать: сортеры для детей от 6 месяцев и другие игрушки). Можете играть с горохом и фасолью, макаронами, но следите, чтобы ребенок сам не контактировал с мелкими предметами, ничего случайно не проглотил, ведь именно с этого возраста карапузы тянут в рот инородные предметы из-за беспокоящих десен, желания попробовать все на вкус.

Купите прорезыватели для зубов, игрушки, сшитые из разных тканей – пусть он знакомится с текстурой вещей. Полезен кинетический песок и пластилиновое тесто, пирамидки и пасочки, деревянные игрушки, книжки с картинками и музыкальные инструменты для самых маленьких. Также можно включать коротенькие развивающие видео.

Что должен уметь маленький непоседа в этом возрасте?

Шесть месяцев – возраст, когда у ребенка начинает проявляться его темперамент. Спокойные малыши больше заняты созерцанием окружающего мира и изучением своих ручек, тогда как активные детки меньше спят, все время находятся в движении, любят гулять и играться. Развитие деток с 6 месяцев протекает по-разному: один долго ползает и не торопится ходить своими неокрепшими ножками, другой сразу начинает бегать. Родители не должны выискивать в своем чаде болезни и признаки отставания.

Стандартные пункты удовлетворительного физиологического и нервно-психического развития полугодовалого малыша по доктору Комаровскому:

  • ребенок самостоятельно переворачивается со спины на животик;
  • любит делать прыжки на коленях и попе;
  • садится, если его потянуть за руки (рекомендуем прочитать: во сколько ребенок садится самостоятельно?);
  • берет игрушки обеими руками;
  • гулит, кряхтит и смеется;
  • эмоционально реагирует на обращение, отмечает приход родителей, чужих людей;
  • пытается имитировать звуки, к примеру, мяуканье кошки;
  • пьет из бутылочки и ест с ложечки.

Определяем уровень развития полугодовалого малыша при помощи тестов

  • Определите развитие внимания: возьмите в руки игрушку и держите ее на дистанции 20-30 см от ребеночка. Он сфокусирует на ней взгляд.
  • Дайте своему малышу бутылочку с молоком или соком, потом предложите любимую игрушку. К 7 месяцам реакция младенца уже должна быть неодинаковой. При виде занимательной игрушки – оживление, интерес, попытка схватить предмет. При виде еды – сосательные движения, открытый ротик.
  • Когда малыш лежит, позвените прямо над ним колокольчиком или включите музыкальную игрушку, а потом медленно отодвиньте ее. Ребенок сам или с небольшой помощью взрослого поднимется, стараясь забрать игрушку.
  • Поговорите наедине с сыном или дочерью, глядя в глаза, эмоционально и меняя мимику. Карапуз должен хоть немного повторять за вами.
  • Попытайтесь отобрать у вашего ребенка любимую игрушку, которую он сейчас крепко держит в ручке и намеревается поиграть. Малыш должен упрямо держать предмет, сопротивляться, выражать свое недовольство, даже расплакаться.
  • Если вы и родные часто обращаетесь к ребенку по имени, то в возрасте полугода карапуз уже должен оживляться и реагировать на него мимикой, гулением.
Читайте также  Ребенок покакал с кровью 9 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев

Эта статья поможет родителям реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы отсеить все их страхи и сомнения.

razvitie-rebenka-v-6-mesjacev

Родители, у которых есть полугодовалые детки, начинают беспокоиться, если им кажется, что они в чем-то отстают от сверстников или не умеют делать то, что, по мнению самих родителей, ребенок уже обязан уметь.

Иногда эти страхи абсолютно беспочвенны, но иногда действительно нужно реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы понимать, чем ему можно помочь.

Я надеюсь, что в этой статье родители смогут найти нужную им информацию.

Физическое развитие ребенка 6 месяцев

Шестимесячный младенец окреп, набрал вес, вырос в длину.

Его физические параметры изменились, в чем можно убедиться, изучив эту таблицу:

Девочки Мальчики
Вес 5,8 – 9 кг 6,5 – 9,8 кг
Рост 61,2 – 70,3 см 63,3 – 71,9 см
Окружность головы 41,5 – 44,2 см 42 – 45,5 см
Окружность груди 41,6 – 45,8 см 41,4 – 47,6 см

Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев

Даже по сравнению с пятью месяцами шестимесячные малыши совершают большой рывок в психологическом развитии.

    Откликаются на свое имя, реагируя на зов близкого человека.

Превосходно различают своих и чужих.

Активно выражают свои эмоции: радость, восторг, гнев, раздражение и т.д.

Младенец постоянно требует внимания, стараясь не отпускать маму ни на шаг от себя.

Умения шестимесячного ребенка, которые свидетельствуют о его нормальном развитии

Он уже умеет ползать.

У него есть любимые игрушки, с которыми он готов играть, не скучая, некоторое время.

Помните о том, что у шестимесячного ребенка режутся зубки, а значит – он все будет тянуть в рот.

Спрячьте плюшевые игрушки или те, от которых ребенок может отгрызть мелкие детали.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев

Уже сейчас вы можете определить в лепете ребенка фонемы родного языка, того, на котором разговаривают в вашей семье.

Малыш прислушивается к тому, что вы говорите, и старается подражать вашей интонации, повторять за вами слова, которые не слишком сложны для него, иногда он чихает, покашливает или начинает заливисто хохотать.

Именно в этот период активно происходит начальный этап речевого развития ребенка, 6 месяцев которому уже исполнилось.

Вы должны постоянно общаться с малышом, повторять звуки и короткие слова, которые он произносит, учить его новым односложным фонемам и т.д.

Уход за ребенком в 6 месяцев


Шестимесячный малыш еще полностью зависим от материнской заботы и требует повышенно внимания со стороны обоих родителей.

Если вы хотите, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, то должны знать о том, как его правильно кормить, купать, как с ним играть и гулять на улице, сколько времени он должен проводить во сне.

Конечно, материнское молоко продолжает быть для него основным источником питания (если он – не на искусственном вскармливании), но все педиатры единодушны во мнении: в 6 месяцев можно вводить в питание малыша прикорм в виде фруктовых и овощных пюре, различных каш.

Откажитесь от идеи давать ребенку:

  • пищу со своего стола, особенно – жирные, жаренные, острые блюда;
  • торты, конфеты и другие продукты с большим содержанием сахара;
  • цитрусовые;
  • экзотические фрукты;
  • свежие ягоды, особенно – клубнику.

Суточный сон шестимесячного ребенка составляет 12–14 часов, из которых 2 часа припадает на дневной сон, остальное – на ночное время.

В 5–6 месяцев у большинства младенцев начинают появляться зубики, что повлияет на качество сна: малыш будет спать неспокойно, капризничать, часто просыпаться, захлебываться плачем.

Это изнуряет и самого ребенка, и родителей, но вы не сможете ничего с этим поделать, нужно просто перетерпеть сложный период.

Если проблемы со здоровьем его не беспокоят, то ребенок способен проспать всю ночь напролет, не просыпаясь для приема пищи.

Нужно так же, как и раньше, каждый вечер купать младенца, температура воды не должна превышать 35–37 градусов по Цельсию.

Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть.

Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.

На свежем воздухе нужно гулять с ребенком ежедневно.

Характер таких прогулок существенно изменяется. Малышу больше не интересно мирно лежать в коляске или спать все время.

Он начинает интересоваться окружающим миром, обращать внимание на то, что его окружает.

Мама и папа должны поощрять такой интерес младенца, постоянно разговаривать с ним, называть предметы, здания, растения, людей, которые попадаются на вашем пути во время прогулки и т.д.

Рекомендуем вам к просмотру познавательный видеоролик

о физическом развитии шестимесячного малыша:

Организация досуга для развития ребенка в 6 месяцев

Для лучшего развития младенца ему следует покупать специальные игрушки:

  • резиновое колечко-охладитель, которое помогает снять дискомфортные ощущения в деснах;
  • большой мягкий мячик;
  • различные погремушки и тарахтелки;
  • игрушки с зеркальными поверхностями;
  • игрушки с прозрачными стенками, которые позволяют ребенку следить за пересыпанием мелких предметов внутри и т.д.

Играть малыш предпочитает не самостоятельно, а вместе с родителями.

В этом возрасте детки уже с удовольствием слушают стишки или потешки, но выбирайте короткие произведения с четким ритмом.

Вот так вот происходит развитие ребенка в 6 месяцев.

Помимо ухода за его телом не забывайте заботиться об эмоциональном развитии малыша, дарить ему любовь, внимание и ласку.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев соответствует педиатрическим нормам, если малыш произносит слоги, самостоятельно сидит, пытается ползать. Особенностью этого возраста также является введение прикормов. К 6 месяцам уже включены некоторые овощные и фруктовые прикормы, кашки.

Оглавление

Рост и вес ребенка в 6 месяцев

Важным показателем развития являются антропометрические данные, такие как рост, вес.

Для девочек и мальчиков свои нормы.

Антропометрические показатели педиатры оценивают по центильным таблицам.

Утверждены они были ВОЗом в 2005 г.

Для построения таблиц использовали данные многофокусного исследования 1997-2003 гг. Обследовали детей разных национальностей.

В ценитильных таблицах показаны центили (коридоры), в которых отмечены самые малые, средние, большие величины роста, веса, окружности головы, груди.

По таблицам можно определить физическое развитие младенца.

Если данные попадают в 25, 50, 75 коридор, это значит, что малыш развивается нормально.

Рост грудничка в 6-месячном возрасте имеет следующие величины:

  • мальчики – 63.0-72.5 см, средние значения 65.6-69.9 см;
  • девочки – 62.1-70.8 см, средние – 64.3-68.2 см.

Средние значения обозначают, что развитие младенца по росту соответствует норме.

В 6 месяцев ребенок весит:

  • мальчики – 6.4-9.7 кг, средние значение 7.4-8.6 кг;
  • девочки – 6.1-9.0 кг, средние – 6.8-7.9 кг.

Средние значения обозначают нормальное развитие по весу.

Если у ребенка очень низкие или очень высокие показатели, врач анализирует анамнестические данные, назначает обследование.

При нормальном развитии грудничку требуется только наблюдение.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

К 6-месячному возрасту уже развит зрительный аппарат.

Малыш хорошо следит за движущими предметами, играет игрушками, изучая их.

Младенец захватывает предметы руками, но при этом может перевернуться на бок или живот без помощи взрослых.

Пытается садиться самостоятельно, сидит, удерживая равновесие.

Переворачивается со спины на живот без труда.

Контролирует движение рук и ног.

При удержании за подмышки в положении стоя младенец отталкивается ногами от стола или кровати.

Развита координация зрительного аппарата и рук, что позволяет взять желаемый предмет руками, передать его взрослому.

Угасает рефлекс сосания, выталкивания языком; малыша можно кормить из ложки.

На протяжении 15-20 минут способен играть игрушкой, не отвлекаясь на другие раздражающие факторы.

Грудничок может ползать по-пластунски. Если дать малышу кружку, он будет пытаться пить.

Младенец хорошо определяет источники звука, поворачивает голову в сторону раздражителя.

Нервно-психическое развитие ребенка в 6 месяцев

Грудничок начинает понимать причинно-следственную связь: при сталкивании игрушки со стола, она падает на пол.

Младенец может указывать на предмет, о котором говорит мама или папа.

Ребенок хорошо знает своих родителей, радуется их приходу.

Он способен выражать различные эмоции: радость, боль, тревогу, страх.

Плач не является средством общения. Плачет малыш по причине боли, голода, страха и других негативных эмоций.

В словарном запасе у грудничка до 40 различных звуков: «ма», «па», «ки», «ба» и другие.

Ребенок понимает речь родителей. Если спросить про игрушку, он ее попытается найти и принести маме.

Малыш в 6-месячном возрасте требует к себе внимания. Старается больше обниматься, прижиматься к родителям.

Младенец понимает, что мама обязательно придет, если услышит его плач.

У грудничка еще недостаточно развит инстинкт самосохранения. Поэтому нужно следить за ним, чтобы он не упал с кровати, не стукнулся, не обжегся.

Рекомендуется организовать игры в безопасной обстановке.

К 6-месячному возрасту начинают расти зубы. Первыми прорезываются нижние резцы.

У грудничка отмечается повышенное слюноотделение, отечность десен.

В этот период необходимо следить за состоянием слизистой ротовой полости, чтобы малыш меньше брал игрушки в рот.

Обязательно проводят ежедневную влажную уборку помещений, где проживает ребенок. Это предупредит развитие гингивита и стоматита.

Риск воспалительных заболеваний полости рта увеличивается, так как иммунитет во время прорезывания первых зубов снижается.

Если возникли гингивит и стоматит, необходимо посетить стоматолога.

Для стимуляции прорезывания зубов рекомендуется использовать прорезыватели.

Чтобы уменьшить болевые ощущения, улучшить сон, рекомендуется использовать стоматологические гели с лидокаином, например, Калгель. Препарат разрешен с 3-месячного возраста.

Сон, прогулки, режим, питание

Ребенок спит крепче. Ночью непрерывный сон длится до 7 часов. Поесть младенец может 1 раз за ночь.

Дневной сон сокращается до 4-5 часов (3 раз по 1,5 часа). Отдых днем можно совместить с прогулкой. Это способствует насыщению мозга кислородом.

Прогулки рекомендуется осуществлять дважды за сутки при температуре зимой не ниже -15 ᵒ С, летом до 25 ᵒ С.

Для правильной организации дня рекомендуется придерживаться режима.

Это способствует улучшению самочувствия, аппетита грудничка.

Время Что делаем
6:00-8:00 Пробуждение, гигиенические мероприятия, вскармливание грудью или смесью
8:00-10:00 Дневной отдых
10:00-13:00 Кормление прикормом и молоком матери/смесью, игры
13:00–14:00 Прогулка
14:00-17:00 Сон днем, вскармливание грудью или смесью
17:00–19:00 Прогулка, кормление прикормом и молоком матери/смесью
19:00–21:00 Игры дома, купание
21:00-21:30 Кормление молоком матери/смесью
21:30-6:00 Сон ночью, кормление 1 раз

Можно немного менять режим, сдвигать время пробуждения, если грудничку некомфортно вставать рано.

Кормить младенца необходимо материнским молоком.

На грудном вскармливании прикормы вводятся с 6-месячного возраста.

Начинают с каши (гречневая) или овощей (кабачок, брокколи, цветная капуста). Другие прикормы вводятся позже.

Если малыш на искусственном вскармливании, необходимо ввести прикормы с 4-5 месяцев. Это позволяет компенсировать нехватку микронутриентов.

Начинают также с гречневой каши или овощного прикорма (кабачка, брокколи). Допускается включить яблочное пюре, но только после каш и овощей.

Если имеется анемия, гипотрофия, первым прикормом будет каша, а вторым мясо (кролик, индейка). При ожирении начинают прикармливать с овощей.

После окончательного введения нового продукта им заменяют одно или 2 кормления. Ночью вскармливают грудным молоком или смесью.

Игры и уход

Игры помогают развить мелкую моторику, мышление, речь. Для этого проводят занятия:

Игры с погремушками, пищащими, мягкими, музыкальными игрушками.

Обязательно используют яркие игрушки для распознавания цветов, кубики, мячики, пирамидки, колечки.

Для развития речи читают стихи, потешки: «Ладушки», «Сорока-Ворона», «Ку-Ку».

Все эти мероприятия позволят быстрее развить способности.

Уход, массаж, гимнастика

Уход за малышом осуществляется ежедневно. Обязательно проводят гигиенические мероприятия, такие как купание по вечерам, умывание в утреннее время и, по мере необходимости, смену подгузника.

Вечернее ежедневное купание позволяет настроить малыша на отдых, улучшить сон.

Купание проводят 1-2 раза в неделю с мылом. В остальное время моют без гигиенических средств.

Ежедневное использование мыла при купании приводит к сухости кожи, дисбактериозу, аллергии.

Подмывают ребенка после каждой дефекации с мылом. Замена памперса проводится каждые 3-4 часа, так как кожа очень нежная, склонна к появлению опрелостей.

Желательно после длительного ношения памперса подмыть малыша.

После ночного сна подгузник обязательно меняют и подмывают младенца.

Помимо гигиенических процедур проводят воздушные ванны при каждом переодевании или минимум 3 раза за сутки.

Манипуляция способствует закаливанию, предупреждает развитие опрелостей.

Во время проведения воздушных ванн делают гимнастику:

В положении на спине сгибание разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах поочередно.

В положении лежа на животе малыш отталкивается от руки матери.

Подтягивания за руки из положения лежа на спине, усаживание.

Перевороты со спины на живот самостоятельно.

Фиксация ног в положении лежа, подтягивание за 1 руку, стимуляция к самостоятельному усаживанию.

Сведение, разведение рук в положении на животе, поднятие рук вверх, опускание вниз (пассивная гимнастика).

Помимо этих упражнений с младенцем можно заниматься на фитболе.

Также показан массаж:

Поглаживание рук, ладошек.

Массаж груди подушечками пальцев снизу вверх, от середины к бокам. Область сердца не массируют.

Поглаживание живота по часовой стрелке.

Поглаживание ног от ступней к паху.

Массаж спины, ягодиц, ножек поглаживающими движениями.

Легкие растирания.

Массажные процедуры усиливают кровоток в органах и тканях, укрепляют мышцы.

Развитие ребенка необходимо стимулировать играми, прогулками, гимнастикой. Обязательно соблюдают режим дня, питания, сна и бодрствования. При соблюдении правил ухода ребенок вырастет здоровым.

ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»

Не берите на руки ребенка: роковые ошибки мам, которые следовали советам доктора Спока

Статью подготовила Марина Ступина, педиатр, консультант по грудному вскармливанию, перинатальный психолог, студентка Института теории привязанности Гордона Ньюфелда, мама троих детей.

Один из самых частых вопросов, который мне задают мамы на консультации после того, как я рассказываю о том, что грудью кормят по требованию, что нельзя игнорировать плач ребенка и что желательно много носить его на руках и спать с ним вместе ночью:

«А он не привыкнет? Как же я его потом отучать буду!»

Моя мама кормила меня грудью по режиму, не откликалась на мой плач, брала меня на руки, только когда нужно было переодеть, помыть или покормить, не разрешала брать меня на руки бабушкам, укладывала меня спать отдельно на всю ночь и искренне верила, что поступает правильно, так будет лучше для меня.

Она гуляла со мной на улице по четыре часа, потом прибегала домой, кормила и опять убегала на улицу, потому что только там в коляске я не плакала, а она: «Не могла слушать твой плач. От него мое сердце разрывалось».

Но ведь доктор Спок — педиатр с мировым именем — так уверенно писал в своей книге, что, отвечая на плач, беря ребенка на руки и удовлетворяя его потребностям, мать вредит своему ребенку. А ведь она так меня любила!

Мама рассказывает, что к годовалому возрасту я старалась вырваться из ее объятий, когда она пыталась меня обнять.

А если ей удавалось меня поцеловать, я вытирала рукой со щеки ее поцелуй.

Я помню, как в первом классе, когда наша семья переехала в другую квартиру и нам несколько ночей пришлось спать вместе с родителями в одной кровати, я не могла уснуть, потому что мне была физически неприятна ее близость, ее тепло, ее дыхание.

Я научилась любить маму только к 35 годам, когда поняла, откуда возникла эта нелюбовь.

Моя мама плачет, когда слышит мои разговоры с клиентками по телефону, в которых я рассказываю, как важен для ребенка физический контакт с мамой, о том, как формируются близкие, эмоционально значимые отношения между мамой и ребенком и о том, что невозможно своей любовью сделать ребенку плохо.

Она плачет, просит прощения и повторяет: «Если бы я только знала! Но ведь все вокруг говорили: "Не приучай"».

Невозможно приучить ребенка к маме. Новорожденный ребенок не разделяет себя с мамой. Он зародился и вырос внутри маминого тела. И, несмотря на то, что теперь он не связан с мамой пуповиной и находится снаружи ее тела, он по-прежнему продолжает считать, что он и мама — это одно целое.

Если малыш чувствует маму рядом, чувствует все то, к чему привык во время внутриутробной жизни: дыхание, тепло, запах, вкус, голос, сердцебиение, значит, все в порядке, он в полной безопасности. И тогда ему хорошо и спокойно. Если он всего этого не чувствует, значит, он в опасности — его мозг включает сигнал тревоги: ты один, срочно просыпайся и зови маму.

Желание ребенка быть у мамы на руках, чувствовать маму рядом, быть с ней в постоянном физическом контакте — это не баловство, не каприз и не приучение к рукам.

Это базовая потребность любого детеныша — быть в контакте со своим взрослым.

Это вопрос выживаемости ребенка.

В процессе эволюции нашего биологического вида, на протяжении сотен тысяч лет мы жили в определенных условиях, не похожих на те, в которых живем сейчас. Эти условия включали в себя ряд опасностей. И в этих условиях физическое разделение матери и ребенка приводило к утрате потомства. Вокруг хищные звери и ядовитые насекомые. Представьте себе ребенка, которого отложили на ночь в джунглях. До утра этот ребенок бы не дожил.

В своей книге «Как вырастить ребенка счастливым» антрополог и исследователь Жан Ледлофф рассказывает о том, что женщина племени индейцев екуана, выходящая ночью из хижины, чтобы помешать угли в костре, берет младенца с собой.

У взрослого человека есть опыт жизни в городских условиях. Мы хорошо знаем, что нам можно в городской среде не опасаться хищников, что квартира, в которой мы живем, безопасна, и ребенку, оставленному в другой комнате, ничего не грозит.

Мозгу младенца это неочевидно. У него нет опыта. У него есть опыт его предков, который записан в его геноме в виде генетической, видовой, клеточной памяти. Его древний мозг, мозг млекопитающих, знает, что разделение с мамой опасно для жизни. И его выживание зависит от того, есть ли рядом с ним его взрослый.

Если присутствие взрослого не регистрируется мозгом, то включается программа выживания — зови маму, а то съедят.

Способов поддерживать связь с мамой у незрелого мозга пока что еще очень мало.

Регистрация сигналов идет только на уровне органов чувств: я вижу маму, я слышу маму, я чувствую ее вкус, я осязаю ее, чувствую ее запах. Чем больше каналов подтверждает, что мама рядом, тем спокойнее чувствует себя ребенок. Других возможностей поддерживать связь с мамой у него пока нет. Он не перестанет плакать и не почувствует себя в безопасности от того, что услышит наш голос в телефонной трубке или получит от нас сообщение в мессенджере, или если мама просто скажет ему, что плакать не стоит, ведь все в порядке.

У малыша нет понятий о времени и расстоянии. Для его мозга нет разницы, находится ли от него мама на расстоянии 10 метров или 10 км, он не понимает, что мама придет через две минуты — она для него не придет никогда.

Для него мама на кухне и маму съел тигр — это одно и то же.

Только к 8–9 месяцам ребенок начинает искать предмет, исчезнувший из его поля зрения. Это значит, что только к этому возрасту он начинает понимать, что объект может существовать даже в том случае, если он его не видит.

Для ребенка в первые 9 месяцев мама перестает существовать, если он не чувствует ее на физическом уровне. А учитывая, что ни одну свою потребность он сам удовлетворить не может, что он не в состоянии еще обеспечивать собственную безопасность, его собственная жизнь оказывается под угрозой, если мамы рядом нет. А значит, нужно срочно ее дозваться.

Пока ребенок не начал ползать и не может передвигаться и следовать за мамой, именно мама обеспечивает ему физический контакт с ней.

Девять месяцев беременности мы носим ребенка внутри, еще 9 месяцев мы донашиваем его снаружи.

Человеческие детеныши рождаются сильно недоношенными и на 100% зависят от родителей. Он только сидеть начинает к 6–7 месяцам. А той степени зрелости, к которой котенок подходит к двум неделям, а теленок имеет с рождения, наш ребенок подходит только месяцам к девяти, когда начинает ползать.

Связано это с тем, что наш биологический вид встал на две ноги и перестал передвигаться на четырех конечностях. Из-за этого у нас сузился таз, и через это узкое тазовое отверстие доношенный ребенок с более развитым мозгом не пройдет. Поэтому мы рожаем сильно недоношенного детеныша и донашиваем его снаружи, в буквальном смысле этого слова еще 9 месяцев, пока он не приобретет возможность передвигаться самостоятельно на четвереньках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: