Действия ребенка 3 месяца

Действия ребенка 3 месяца

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности — первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца — прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш — очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает «взрослое» качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию — крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей — предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется «пинцетный захват» — ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками — рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей («играет рядом»). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе «Я». Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок в 1 год 3 месяца ходит самостоятельно, но может и падать.
Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения).
Может иногда ползать.

Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.
Ходит по доске, лежащей на полу.
Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

  • по показу,
  • по слову взрослого,
  • самостоятельно.

Шевелит пальцами, вращает кистями рук.

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца данные отечественных педиатров

1 год 3 месяца Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 9,6 12,4
Вес девочек, кг 9,2 11,5
Рост мальчиков, см 75,9 83,0
Рост девочек, см 74,5 81,5
Окружность головы мальчиков, см 46,1 49,5
Окружность головы девочек, см 45,2 48,3
Окружность груди мальчиков, см 46,8 53,4
Окружность груди девочек, см 47,3 52,3

Рост и вес детей в возрасте 1 год 3 месяца данные ВОЗ

1 год 3 месяца Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,3 12,8
Вес девочек, кг 7,6 12,4
Рост мальчиков, см 74,1 84,2
Рост девочек, см 72,0 83,0
Окружность головы мальчиков, см 44,2 49,4
Окружность головы девочек, см 42,9 48,4

Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:
Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).

Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

  • по подражанию,
  • по собственной инициативе.

Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:

  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • по собственной инициативе.

Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
Эмоционально реагирует на другого ребенка.
Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).
Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
Удивляется, пугается неожиданного, нового.
Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
Проявляет интерес к играм других детей.
Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
Эмоционально напряжен при неумении.
Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Понимание речи:
Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».
С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

  • в момент радости,
  • при удивлении,
  • констатируя знакомые явления,
  • в процессе двигательной активности,
  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).

Бытовые навыки ребенка в возрасте 1 год 3 месяца

Пьет из чашки (немного).
Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
«Вытирает» руки, лицо при умывании.
Начинает проситься на горшок.

Ребёнок в 3 месяца: что должен уметь делать

развитие ребенка в 3 месяца

Когда в семье появляется ребенок, у молодых родителей значительно прибавляется хлопот. Они учатся вместе с ним, прибегают к помощи старших, более опытных в этом деле, друзей, бабушек, читают соответствующую литературу. Кажется, что малыш только недавно родился, но ему уже 3 месяца. Он подрос, набрал вес, стал значительно подвижнее.

Этот период необходимо использовать максимально эффективно, чтобы у малыша заложились основные умения, привычки. Весь первый год своей жизни ребенок развивается быстрыми темпами, и третий месяц является показательным. Это связано с тем, что его перестают мучить боли в животике и теперь он готов покорять вершины.

Особенности физического развития

До трехмесячного возраста ребенок, в основном, только есть и спит. Но постепенно его режим начинает меняться. Он все больше времени проводит в общении с окружающим миром. Его мышцы постепенно крепнут, а сам ребенок начинает проявлять активность и интерес ко всему, что его окружает.

В физическом развитии младенец очень изменился, подрос, окреп и поправился. Его вес за последний месяц мог увеличиться от 600 граммов до 1 килограмма, а рост – примерно на 2-3 сантиметра. Кроха становится пухленьким, у него появляются щечки и складочки на тельце. Это объясняется развитием подкожно-жировой ткани младенца.

Нужно отметить, что интервалы прибавки веса могут колебаться, это зависит от того, какой изначальны вес был у малыша при рождении, от генетики и характера кормления (например, одни мамы кормят своих детей по часам, другие – по требованию).

В три месяца ребенку становится скучно лежать только на спинке, и он начинает пытаться переворачиваться на животик. Чтобы эти навыки быстрее закрепились, необходимо помогать малышу. Для этого полезно будет делать специальные упражнения, которые помогут ребенку быстрее освоить новые навыки и даже ускорить их формирование.

  • Упражнения, которые стимулируют перевороты ребенка. Выполняются они следующим образом: ребенка, лежащего на спинке, нужно слегка приподнять за голень ножки и постараться завести ее вокруг тельца, стимулируя поворот. Поворот нужно делать с некоторым импульсом, чтобы помочь ребенку таким образом перевернуться на животик. Такие упражнения нужно делать как в правую, так и в левую стороны.
  • Регулярные выкладывания на животик. Такие упражнения помогают укрепить спинные мышцы и мышцы шеи крохи. Чтобы малышу было не скучно лежать на животике, лучше раскладывать перед ним яркие игрушки, или использовать развивающий коврик;
  • Комплекс упражнений, рекомендуемый педиатром.

Лежа на животике, ребенок активно познает окружающее пространство: поднимает головку, приподнимает плечики и опирается на ручки. Это основные навыки младенца трехмесячного возраста. Совсем скоро он научиться удерживаться в таком положении и играть с игрушками. Если положить перед ребенком яркую погремушку, он обязательно будет стараться дотянуться до нее, что поможет ему научиться скорее ползать.

Важно следить за тем, чтобы ребенок не уставал лежать на животе. Если он опускает головку, словно хочет спать, нужно перевернуть его на спину и дать отдохнуть. В это время дети начинают все тащить в рот и пробовать.

С трех месяцев у ребенка начинает формироваться подобие режима сна и бодрствования, отдыхает он примерно в одно и то же время, что дает маме возможность подстраиваться под кроху и успевать делать домашние дела.

Все действия ребенка регулируются с помощью инстинктов и рефлексов. К трехмесячному возрасту большинство детских рефлексов исчезают, хотя, некоторые из них еще сохраняются. К таким относят сосательный рефлекс, рефлекс Моро (вскидывание ручек в ответ на поднятие ножек младенца или выкладывание его на спину) и рефлекс ползания. Они выражены еще очень сильно, поскольку влияют на дальнейшее развитие крохи.

На плановом осмотре у педиатра ребенку трехмесячного возраста сделают необходимые прививки: капли в ротик от полиомиелита (ОПВ) и инъекция от коклюша, дифтерии и столбняка (КДС).

grafik-privivok-rebenka-do-3-let
Об особенностях вакцинации, ее значении и необходимости, а также национальном календаре прививок, вы можете узнать здесь: График прививок ребенка до 3 лет

В три месяца ребенка осматривает врач-ортопед, который помогает выявить возможные патологии и объясняет, какие ортопедические проблемы могут появиться у малыша в этом возрасте и что нужно исключить из занятий и упражнений с ним. Врач проверит подвижность суставов, симметричность складок, симметричность положения на животе (ребенок не должен заваливаться в какую-то сторону), опору на ручки.

Особенности психологического развития

По психологическим потребностям малыша третий месяц очень отличается от двух предыдущих. Начиная с третьего месяца, ребенок начинает нуждаться в маминых эмоциях. Если в первые месяцы жизни крохи мама только привыкает к своему новому статусу, и даже может находиться в послеродовой депрессии, а общение с ребенком может сводиться к механическому уходу за ним, то с третьего месяца маме придется активно проявлять эмоции по отношению к малышу.

Особенности психического развития

Младенец трех месяцев от роду очень сильно нуждается в любых эмоциях, будь-то радость, удивление, уныние, расстройство, счастье и так далее. Это происходит потому, что, начиная с этого возраста, у него формируется так называемый механизм безопасности, который психологи называют «доверием зеркалу». Его продолжительность не велика и продолжается примерно до полугода.

Что оно дает: в последствии, когда ребенок еще немного подрастет и начнет активно передвигаться в помещении, подползая к различным предметам, он должен уметь по материнской эмоции понимать, опасно ли трогать тот или иной предмет или нет.

Дети в три месяца становятся очень «болтливыми», умеют яростно выражать свои эмоции: недовольство, радость и другое. Появляются и другие потребности: дети требуют к себе много внимания, любят, чтобы их носили на руках и показывали новые предметы в интерьере. Ребенок может показать свои чувства окружающим, если он рад видеть какого-то человека, то непременно начинает гулить при его появлении, радостно вскидывает ручки и оживляться.

Также в три месяца у крохи начинают активно развиваться органы чувств: слух, зрение, обоняние и осязание. Малыш начинает удерживать взгляд на каком-то конкретном предмете, следить за движущейся игрушкой и некоторое время может всматриваться в какой-либо предмет или объект. У него формируется бинокулярное зрение, которое позволяет смотреть на предметы обоими глазами в одном направлении.

Чаще всего, в этом возрасте можно заметить такую патологию у младенца, как косоглазие.

Вместе со зрением у крохи развивается и предметное восприятие: все предметы он пытается попробовать «на зуб», чтобы получить о них комплексную информацию. Колоссальные изменения происходят и в развитии слуха малыша. Он уже может различать звуки и их источники, интонации, голоса близких людей.

Основные умения и навыки в 3 месяца

Развитие ребенка в три месяца дает возможность ему осваивать новые горизонты. В этом возрасте хорошо развитый здоровый ребенок умеет не так уж и мало.

  • Пытается переворачиваться со спины на живот, хорошо держит головку, рассматривает предметы по сторонам;
  • из положения лежа на животе пытается дотягиваться до игрушек, но пока еще не дотягивается;
  • активно выражает свои эмоции, смеется, улыбается, выражает протест;
  • гулит, произносит звуки нараспев, «участвует» в диалоге с близкими людьми;
  • малыш хорошо переворачивается на бочок из положения лежа на спине;
  • старается захватывать ручками игрушки;
  • умеет фокусировать взгляд на предмете;
  • исследовать все «на зуб», тянуть в рот руки.

Питание и сон

Не смотря на то, что многие мамы кладут спать маленьких детей с собой в кровать, объясняя это повышенным комфортом для обоих, все же ребенку следует спать в собственной кроватке. В среднем ночной сон малыша длиться от 8 до 10 часов и дневной в общем счете составляет порядка 7-8 часов.

Как правильно новорожденного уложить спать
Более подробно о том, как правильно должен спать новорожденный, вы можете узнать здесь: Как правильно новорожденного уложить спать

Дневных снов у ребенка должно быть около четырех. В возрасте трех месяцев у детей начинает формироваться режим сна и бодрствования. Безусловно, он будет еще долгое время корректироваться в зависимости от взросления крохи.

Питание и сон

В трехмесячном возрасте важно соблюдать симметричность кормлений . В этом возрасте для малыша очень важно и полезно грудное вскармливание, которое обеспечивает ему стойкий иммунитет. Он должен получать питание попеременно с правой и левой груди. Интервалы между кормлениями не должны превышать 3 часов, но это правило не касается тех детей, которые получают грудь по требованию.

Если малыш получает смесь, то его режим кормления зависит от того, какую смесь и какого производителя выбрала мама. Рекомендации, косаемые интервалов и объемов кормления, можно найти на упаковке смеси.

С грудным вскармливанием могут появиться некоторые проблемы. Это связано со стабилизацией лактации и отсутствием приливов, которые мамы часто истолковывают, как нехватку грудного молока и начинают докармливать кроху смесью, что может привести к нарушению пищеварения у малыша, расстройством кишечника и прочим неприятностям.

В этом случае педиатры рекомендуют чаще прикладывать ребенка к груди. Никакой другой прикорм в трехмесячном возрасте детям не вводится.

Игры и развлечения

В три месяца ребенок все меньше спит и все больше уделяет внимания игрушкам. Но, на долго этого внимания не хватает, поэтому мамам приходится иногда хитрить, чтобы успеть выполнить необходимую работу по дому. В часы бодрствования ребенок много двигается. Бодрствуя примерно 30 минут на каждый час дневного времени, малыш активно познает мир.

На третьем месяце жизни ребенок ведет себя по отношению к людям более подвижно и живо, чем по отношению к вещам. Это так называемый комплекс оживления. Для трехмесячного крохи можно сделать крохотный турничок. К кроватке нужно прикрепить маленькую палочку так, чтобы малыш, лежа на спине, мог до нее дотянуться.

Такое упражнение поможет ему скорее научиться сидеть, а впоследствии и стоять самостоятельно. Из всех игрушек больше всего трехмесячному ребенку нравятся красочные погремушки, которые удобно держать.

С трех месяцев можете смело читать своему чаду детские стихи и сказки. Будьте уверены, то, что надо, он обязательно поймет.

Игры и развлечения

Можно использовать для игр развивающий коврик, на котором периодически необходимо менять игрушки. За неделю две малыш изучит предложенные ему игрушки и они ему быстро наскучат. Поэтому важно постоянно обновлять ассортимент развлечений на коврике. Можно совместить приятное с полезным и положить малыша на развивающий коврик без подгузника, с голой попой, чтобы он получал воздушные ванны.

Важно, что бы расцветка детских игрушек была яркой, красочной и контрастной, например, в черно-белом исполнении, или вариаций других цветов. Это могут быть зебры, пингвины и прочее. В этом возрасте зрение малыша позволяет видеть ему окружающие предметы цветными пятнами. Поэтому игрушки контрастных оттенков будут вызывать у него больший интерес, чем те же игрушки пастельных тонов. Также важно, чтобы игрушки различались не только по цвету, но и по форме, и по материалу изготовления.

Дети очень быстро осваивают новые навыки и умения, поэтому оставлять ребенка одного на диване в этом возрасте уже опасно.

Детский стульчик помогает маме справляться с домашними делами и одновременно заниматься с ребенком. Стоит сказать, что далеко не все стульчики подойдут для малышей в возрасте трех месяцев, ведь они еще не умеют сидеть. Поэтому очень важно обращать внимание на характеристики таких приспособлений, в них должно быть указано, что стульчик применим для детей от рождения, т.е. он должен иметь возможность наклоняться, чтобы ребенок мог в нем лежать и быть оснащенным ремнями безопасности.

Заключение

Развитие малыша целиком зависит от родителей. Это хороший период, когда закладываются основные навыки и умения, поэтому очень важно не упустить этот этап развития.

Важно помнить, что мама должна быть отдохнувшей и полной сил, чтобы помогать любимому чаду постигать окружающий мир. Важно не скупиться на похвалу и хвалить кроху за любое его достижение, каким бы маленьким оно не было.

Ребенок 3 месяца: календарь развития

трехмесячный ребенок на руках у матери

Как развивается ребенок? 3 месяца — это тот период, когда он уже практически адаптировался к окружающему миру. Изменения происходят каждый день, и родителям интересно наблюдать за ними. В особенности с 3-х месяцев, когда у крохи появляются эмоции, улыбки и попытки общения с близкими. К тому же в этом возрасте налаживается режим дня.

Ребенок 3 месяца: рост, вес, питание

Рост новорожденных происходит довольно быстро. Каждый месяц они набирают от 0,5 до 1 кг веса и подрастают на несколько сантиметров. Однозначно ответить на вопрос, сколько должен весить ребенок в 3 месяца, довольно сложно. На этот показатель влияют индивидуальные особенности, пол, тип вскармливания. К примеру, мальчики растут быстрее, чем девочки, как и те из малышей, кто питается грудным молоком.

Поэтому рекомендуется оценивать рост и вес ребенка в 3 месяца согласно следующим рекомендованным ВОЗ средним показателям, приведенным в таблице:

Ребенок 3 месяца: календарь развития

Когда ребенку 3 месяца, происходят и некоторые изменения в питании:

  • благодаря увеличенной вместимости желудка, кроха кушает немного больше, чем раньше. В сутки — около 900 мл молока или молочной смеси и примерно 150 мл за один раз;
  • возможно только грудное вскармливание или искусственное питание молочной смесью. Время для введения прикорма еще не наступило. Единственным возможным дополнением по назначению врача могут стать капли витамина D;
  • общее количество кормлений днем составляет 10–12 и еще 2–4 происходят ночью. При этом малыш сам оставляет грудь, когда насытился, и все меньше становится необходимость в непродолжительных прикладываниях.

Ребенок в 3 месяца: режим

Трехмесячный малыш радует родителей тем, что его режим дня становится более упорядоченным. Кроха уже понимает, что ночь — время для отдыха, соответственно, его ночной сон становится более длительным.

Сколько должен спать ребенок в 3 месяца? Примерные показатели таковы:

  • общее время сна составляет 12–18 часов;
  • длительность сна ночью должна быть 8–10 часов. При этом отдых прерывается кормлениями;
  • остальное время малыш спит днем: 2 раза по 1–2 часа и 2 раза по 35–45 минут.

Ребенок 3 месяца: календарь развития

Фото: pixabay.com: UGC

Следует помнить о том, что засыпает ребенок все еще долго, до получаса. Поэтому важно приучить его к погружению в сон в кроватке и без бутылочки.

Сформированные в этом возрасте привычки позднее изменить будет очень сложно. Если малыш капризничает и беспокойно спит, возможно, на него влияют перемена погоды, полнолуние или новолуние. Уже в таком нежном возрасте сказывается их воздействие.

Также в 3 месяца с ребенком много гуляют на свежем воздухе. Если на улице тепло, то там проводят около 6 часов ежедневно.

Читайте также: Как научить ребенка ползать: упражнения, советы

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Ребенок в 3 месяца проявляет все больший интерес к окружающему миру, а особенно — к людям. Родители отмечают перемены как в физическом, так и в эмоциональном развитии крохи.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Основные способности таковы:

  • уверенно держать головку лежа на животе;
  • находить одной ручкой вторую, сосать и рассматривать их;
  • поворачиваться (перекатываться) на бочок;
  • смеяться.

Ребенок 3 месяца: календарь развития

Фото: pixabay.com: UGC

Иногда к этому возрасту детки уже активно осваивают перевороты со спинки на животик и обратно, а также хватают игрушки и уже тянут их в рот. Развитие малыша таково, что он внимательно наблюдает за крупными объектами, следит за ними взглядом. Повышается и чувствительность к звукам: ребенок прислушивается к пению и разговорам взрослых, обращает внимание на звучание музыкальных инструментов.

Что умеет ребенок в 3 месяца в плане эмоционального развития? У него проявляется так называемый комплекс оживления: улыбки, гуление и активное движение при виде мамы и папы, лица которых он уже узнает. При этом кроха старается удержать внимание взрослого.

Ребенок 3 месяца: календарь развития

Фото: pixabay.com: UGC

Кроме положительных проявляются и отрицательные эмоции, а именно — крик и хныканье, если:

  • внезапно уходит мама;
  • забирают игрушку;
  • ограничивается движение;
  • появляется боль или дискомфорт.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Для родителей важно не только наблюдать развитие ребенка по месяцам, но и стимулировать его, создавать все условия для быстрого и интересного познания окружающего мира.

Как развивать ребенка в 3 месяца? С этой целью рекомендуется:

  • развесить над кроваткой яркие погремушки, до которых малыш сможет дотягиваться;
  • использовать турник-палочку для обучения сидению;
  • применять игры с развивающими ковриками, которые полезны для зрения и осязания крохи.

Ребенок 3 месяца: календарь развития

Фото: publicdomainpictures.net: UGC

Развитие ребенка в 3 месяца предполагает начало занятий. К примеру, родители могут читать малышу сказки и стихи, петь песни, разговаривать с ним, объяснять все, что происходит вокруг.

Очень полезно во время прогулок показывать крохе объекты и называть их. Все это необходимо для формирования лексического словаря, а также для психологического комфорта малыша. Ему очень приятны звуки материнского голоса и внимание со стороны взрослых. Кроме того, рекомендуется специальная гимнастика и массаж, направленные на укрепление мышц.

Первые месяцы жизни малыша — период обоюдной адаптации — и его, и родителей. Чем дальше, тем интереснее становится наблюдать за крохой и развивать его.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Развитие ребенка в 3 месяца

Вот и прошел2-й месяц, полный забот, хлопот и неожиданных открытий. 3-х месячный малыш заметно изменился, можно сказать, повзрослел. На его личике явно читается мыслительный процесс, мышцы становятся крепкими, а движения более скоординированными.

Физиология

Развитие ребенка на 3 месяце жизни: вес прибавится примерно на 800 гр, а к росту добавится еще 3-4 сантиметра. Не стоит беспокоиться если какието параметры не совпадают с некими цифрами в таблице роста и веса. Каждый ребенок индивидуален и значения могут отличаться.

Идет активное формирование головного мозга и пищеварительной системы. Начиная с этого месяца, неонатологи назначают прием витамина D, работающего против возникновения рахита.

Развивается подкожно-жировая ткань, благодаря чему ребенок приобретает округлые формы: уже наметились щечки и становятся заметными его складочки-перетяжки на ручках и ножках.

Основные рефлексы, которые присущи младенцам при рождении остались позади. К ним относится: Хоботковый рефлекс (когда при прикосновении к верхней губе. губки вытягиваются в виде хоботка). Рефлекс Бабкина (при надавливании на на ладошку, открывается рот и головка подается вперед), и другие. А вот сосательный рефлекс и рефлекс ползанья должны остаться. Может остаться рефлекс Монро, когда ребенок вскидывает ручки с растопыренными пальчиками и ножки в верх при укладывании его на спинку.

В возрасте 3 месяцев детям необходимо пройти вакцинацию согласно календарю прививок. В этот период жизни делаются прививки от дифтерии, коклюша и столбняка, а так же первая вакцинация против гемофильной инфекции.

Навыки ребенка в 3 месяца.

  • В 3-х месячном возрасте ребенкусвойственны несовершенные и неловкие движения, ведь гипертонус только начинает отступать. Поэтому очень важно, чтобы ребенок двигался как можно больше. Например, когда малыш потянется к яркой игрушке, ему можно слегка помочь сделать переворот со спинки на животик. В этом процессе он будет участвовать всем тельцем, размахивая ручками и ножками.

После того, как ваш ребенок научился переворачиваться со спинки на животик, не следует оставлять его без присмотра на высоких поверхностях, например на пеленальном столике.

  • Какие навыки приобрел ребенок в 3 месяца. Теперь малютка может не просто поднимать головку, но и поворачивать ее в разные стороны, выискивая игрушки, человека, световые или звуковые источники. Он уже будет в состоянии приподнять и грудь, опираясь на предплечья.
  • Огромное удовольствие доставляет малышу отталкиваться от одного бортика кроватки и перекатываться к другому.
  • Начинается время, когда малыш все пробует «на зубок».

Психология

Будучи еще совсем крохой, малыш на третьем месяце жизни уже сам пытается установить контакт с окружающими его взрослыми. Он их ждет, заглядывая в лица, приветствует улыбкой, тянет навстречу ручки и начинает общение, лепеча что-то важное.

Способность мыслить развивается стремительно. Малыш совершенно четко улавливает настроение окружающих, когда он подает сигналы плачем. Даже кажется, что он ожидает от взрослых ответных действий. Это начинает работать мыслительная ассоциативная связь — за плачем последует кормление или необходимая помощь.

Пытаясь привлечь внимание взрослого, ребенок все чаще использует улыбку, а плачем выражает конкретные физические или эмоциональные неудобства.

А еще в этом возрасте можно услышать настоящий детский смех — заливистый и искренний. Отрицательные же эмоции он демонстрирует разгневанным криком, если испуган, недоволен, или пытается добиться «своего».

Стоит маме или папе подойти поближе, как младенец начинает издавать радостное гуление. Ну а уж родители всегда готовы поворковать на «птичьем» языке со своим чадом и поддержать диалог, понятный только им одним.

Развитие ребенка на 3 месяце жизни.

Достижения ребенка

  • Физическое развитие ребенка на 3 месяце жизни ознаменуется не очень ловким переворотом со спинки на животик если у него получается не очень то можно помочь это сделать.
  • А лежа на животе, кроха приподнимается на предплечья и с интересом осматривается вокруг.
  • Для укрепления мышц шея и спинки необходимо провоцировать малыша, чтобы он приподнимался на локотках поднимая головку привлекая его внимание яркой игрушкой. Так же можно положить игрушку перед ним, чтобы ребенок пытался до нее дотянуться.
  • Особое внимание надо уделять развитию мелкой моторики, которая по мнению специалистов влияет на развитие мозга и психики ребенка, кроме того моторика стимулирует центры речи.
  • Начинают появляться первые признаки режима дня: сон и бодрствование происходят примерно в одно и то же время. Для мамы это очень удобно, так как теперь она сможет распланировать свой день.
  • Развивается еще одно умение – перед тем, как дотянуться до игрушки или потянуть ее в рот, кроха в задумчивости ее рассматривает, словно раздумывая, а будет ли стоить результат затраченных усилий. К трем месяцам постепенно исчезают рефлексы, полученные при рождении, и их место занимают условные, нарастая в геометрической прогрессии.
  • Разговаривайте с малышом как можно больше, проговаривайте все действия и манипуляции с ним, например когда купаете или переодеваете его. Это способствует развития пассивной речи. Ребенок еще на понимает, что ему говорят но чувствует эмоциональное состояние говорящего, поэтому говорите как можно ласковей.

Обучение

Чтобы приобрести новые навыки ребенку в 3 месяца, обязательно надо стимулировать малыша зафиксировать внимание на движущемся, и на недвижимом предмете. Для этого надо выбрать яркую игрушку, дать возможность сфокусировать на ней взгляд и начать перемещать ее слева направо, сверху-вниз. Приговаривая при этом: «Куда делась погремушка? Вот же она!»

У малыша должна быть возможность потрогать игрушку своими ручками, пощупать ее. И в то же время он должен видеть то, что ощупывает. Для этого надо положить в ручку крохи предмет и привлечь к нему его внимание.

Занятие лечебной физкультурой (ЛФК) укрепит физическое состояние малыша.

Включайте ребенку красивую музыку, потому что она способно успокоить и утешить малыша, стать источником его психического здоровья, а отсутствие музыкальных впечатлений в раннем детстве, невозможно восполнить в более позднем возрасте.

Речевые навыки ребенка в 3 месяца.

У каждого малыша время начала гуления разное. Кто-то в 3 месяца продолжает гулить, а кто-то только приступает. Но с каждым днем произносимые им звуки становятся более разнообразными. В основном ребенок пользуется гласными звуками, но порой можно услышать и согласные.
Подмечено, что если у малыша плохое настроение, он не расположен «вести разговор», а вот радость всегда побуждает его к общению со взрослым.
Чтобы начать развивать речевую активность, надо попробовать научить кроху чмокать губами, высовывать язычок — он с удовольствием будет повторять эти движения, которые ему впоследствии пригодятся для развития речи.

Уход за ребенком 3 месяца.

  • Если малыш уже привык к процедурам массажа, к занятиям по плаванию и гимнастике, то пора добавлять закаливание, представляющее из себя воздушные ванны. Если в помещении достаточно комфортная температура (22 гр.С), то ребенка надо одевать в легкую распашонку, когда он бодрствует. Лучше малыша не кутать, движения его должны быть свободными.
  • Купайте малыша ежедневно перед сном и желательно с приемом воздушных ванн перед купанием.
  • Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными и не менее 2 часов.
  • Приоритетом в питании должно по прежнему оставаться грудное молоко.
  • Надо по-прежнему стремиться к соблюдению режима дня. Обычно на третьем месяце родители входят в ритм жизни маленького члена семьи, им становится привычным нахождение малыша в доме, и они приглашают гостей, включают громкую музыку.
  • Конечно же, в полной звуковой изоляции малыш не должен находиться, но присутствие в доме посторонних людей и шум могут травмировать детскую психику. И об этом родители должны помнить.

Вот так, шаг за шагом, малыш готовит себя к переходу 4-й месяц.

Пентаксим – вопросы и ответы

Пентаксим

Это французская вакцина (производитель – концерн «SANOFI PASTEUR, S. A»), которая уже много лет успешно применяется для вакцинации детей в США и странах Евросоюза. На территории России вакцинация Пентаксимом практикуется с 2008 года.

Вакцина «Пентаксим» (дифтерия, столбняк, коклюш), Франция, В НАЛИЧИИ в обеих клиниках Euromed Kids! Стоимость препарата – 3500 рублей. Записывайтесь!

От каких заболеваний защищает Пентаксим?

  • Дифтерия — тяжелая бактериальная инфекция, поражающая слизистые оболочки носа и горла. Смертность от дифтерии даже в современных условиях превышает 10%.
  • Коклюш — очень опасное заболевание для детей до двух лет, смертность от него также очень высока. При этом коклюш очень заразен (даже случайный контакт с больным приводит к заражению в 100% случаев) и сравнительно часто встречается.
  • Столбняк — тяжелая инфекция, от которой умирает в мире около 100 000 человек ежегодно. В странах, где проводится массовая вакцинация, заболеваемость столбняком в 100 раз ниже.
  • Полиомиелит — детский спинномозговой паралич, заболевание на данный момент редкое, но высоко контагиозное (очень заразное).
  • Гемофильная палочка типа B — возбудитель 25% пневмоний и сепсиса, половины тяжелых менингитов и 80% эпиглоттитов у детей младше 5 лет. Именно поэтому так важно привить ребенка от этой инфекции в срок.

Вакцинация для всей семьи! О прививках, которые необходимы взрослым и детям

В каком возрасте лучше делать прививку Пентаксим? Через сколько делать второй Пентаксим?

Схема вакцинации Пентаксимом такова: по Национальному календарю прививок она проводится в 3 месяца, затем в 4,5, затем в 6 месяцев. Затем следует ревакцинация через год после третьего введения (ориентировочно в полтора года).

  • Если первая вакцинация состоялась после 6 месяцев, то для третьей вакцинации и для последующей ревакцинации при разведении Пентаксима не добавляется компонент, защищающий от гемофильной инфекции.
  • Если первая вакцинация состоялась после 12 месяцев, данный компонент не добавляется уже при второй и всех последующих введениях.

Сколько делают прививок Пентаксим? Можно ли делать 4 Пентаксима?

Да, всего следует сделать ЧЕТЫРЕ прививки Пентаксим: три вакцинации и ревакцинация.

До какого возраста делают Пентаксим ребенку?

Пентаксимом без гемофильного компонента можно вакцинироваться в любом возрасте. На практике в России для вакцинации и ревакцинации детей старше 4 лет нередко используют вакцину АДСМ от дифтерии и столбняка (в ней отсутствует не только гемофильный, но и коклюшный компонент), или вакцину Адасель канадского производства (содержит дифтерийный, столбнячный и коклюшный анатоксины).

Можно ли делать Пентаксим в 4 года? Можно ли делать Пентаксим в 6 лет?

Да, можно. Но на практике в России после 4 лет Пентаксимом можно вакцинироваться только в специализированных центрах (в Петербурге это НИИ Детских инфекций), а после 6 лет вам вряд ли порекомендуют его вводить и предложат взамен использовать вакцину АДСМ или Адасель.

Совместимость и ревакцинация

  • Можно ли после АКДС делать Пентаксим? Можно ли после Пентаксима делать обычную АКДС?

Ответ на оба вопроса — да, можно. Если в вашем распоряжении есть только АКДС, лучше не ждать, когда появится импортная вакцина, а сделать прививку вовремя. Обсудите с вашим педиатром график вакцинации от полиомиелита и гемофильной инфекции, так как эти компоненты в АКДС не входят.

  • Можно ли после Пентаксима делать Инфанрикс Гекса?

Вакцина Инфанрикс Гекса может заменить Пентаксим при первой, второй и третьей вакцинации, и наоборот. Но с одним нюансом: в вакцине Пентаксим нет компонента, защищающего от гепатита В, а в Инфанрикс Гекса он есть. Поэтому, если вы переходите с одной вакцины на другую, попросите педиатра составить для вас индивидуальный график вакцинации против гепатита В.
Также стоит помнить, что сроки введения вакцины Инфанрикс Гекса – до 36 месяцев, то есть, до 3 лет.

  • Как сочетается Пентаксим и прививка от полиомиелита? Можно ли делать Пентаксим после полиомиелита?

В состав Пентаксима входит бесклеточная вакцина против полиомиелита. Вы можете заменить часть вакцинаций против полио вакциной Пентаксим, а также продолжить вакцинацию против полиомиелита Пентаксимом.

Однако если вы ранее вакцинировались живой вакциной против полиомиелита, нужно подождать с Пентаксимом не меньше месяца, как после любой вакцины.

  • Можно ли делать Пентаксим после Манту?

Да, можно. Вы можете сделать прививку Пентаксимом в день проверки Манту.

  • Можно ли делать Превенар и Пентаксим одновременно? Можно ли одновременно ставить Пентаксим и гепатит?

Да, можно. Если для вакцинации пришел срок, можно вводить любое количество вакцин одновременно при условии их совместимости. Доказано, что частота и тяжесть реакций на прививку (а тем более — редких осложнений) не зависят от количества вакцин, введенных за один раз. Как правило, вакцины хорошо сочетаются друг с другом. Существуют редкие исключения, например, БЦЖ.

  • Можно ли делать Пентаксим при насморке? Можно ли делать Пентаксим, если режутся зубы?

Да, можно. Ни колики, ни пупочная грыжа, ни небольшие остаточные кисты в мозгу младенца, ни насморк без повышения температуры никак не скажутся на состоянии ребенка после прививки. Такие отводы не имеют под собой медицинских оснований. К сожалению, большинство случаев тяжелых детских инфекций выявляется именно у детей, чьи родители решили «просто немного подождать».

Можно ли делать Пентаксим при аллергии?

Да, можно. Если у ребенка пик обострения, стоит подождать несколько дней. Не дожидайтесь, когда кожа очистится и симптомы пропадут полностью. Задайте вопрос вашему педиатру о том, нужно ли в вашем случае давать ребенку антигистаминные препараты в день прививки.

Можно ли делать Пентаксим, если понижены лейкоциты?

Да, можно, если при этом ребенок не демонстрирует симптомов какого-либо заболевания. Изменения показателей анализа крови сами по себе не являются противопоказанием к прививке.

Противопоказания к введению Пентаксима

  • Прогрессирующая тяжелая энцефалопатия;
  • Энцефалопатия, развившаяся в течение недели после введения любой вакцины, содержащей коклюшный компонент (антигены Bordetella pertussis);
  • Тяжелая реакция (повышение температуры до 40 градусов, судороги, снижение давления), развившаяся в течение 48 часов после введения любой вакцины, содержащей коклюшный компонент;
  • Аллергические реакции на предыдущие введения любых вакцин, содержащих компоненты против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и ХИБ-инфекции;
  • Любое заболевание, протекающее с повышенной температурой тела (можно начинать прививать ребенка через 5 дней после того, как температура нормализовалась, не обращая внимания на остаточный кашель и насморк).

Когда можно гулять после Пентаксима? Когда можно купать после Пентаксима? Можно ли делать массаж после Пентаксима? Когда можно в сад после прививки Пентаксим?

После вакцинации Пентаксимом, если у ребенка хорошее общее состояние, нет высокой температуры, вы можете вести обычный образ жизни — делать массаж, гулять и купаться. Так как Пентаксим не является живой вакциной, после прививки ребенок не заразен и может посещать сад.

Какая может быть реакция на прививку Пентаксим?

Обычно Пентаксим переносится легко. Возможные реакции: болезненность и уплотнение в месте инъекции; покраснение места инъекции; повышение температуры тела, раздражительность, нарушения сна или сонливость. Поствакцинальные реакции, требующие обращения к врачу, развиваются только у 0,6% привитых детей.

Чем старше ребенок, тем более выражены реакции на прививки — именно в силу «созревшего» иммунитета. Это само по себе не страшно, однако покраснение и боль в месте укола, высокая температура и другие реакции намного чаще встречаются у детей с отложенной вакцинацией, а для младенцев не характерны.

Сколько держится температура после прививки Пентаксим?

Не более 2-3 дней. Если температура держится дольше, скорее всего, дело не в вакцинации, а в том, что какое-либо заболевание (например, ОРВИ) совпало по времени с прививкой.

Чем Пентаксим отличается от АКДС? Пентаксим или АДКС: что лучше? Инфанрикс Гекса или Пентаксим: что лучше?

Пентаксим и Инфанрикс Гекса одинаково хорошо защищают ребенка от инфекций. Инфанрикс Гекса защищает ещё и от гепатита B, поэтому схема вакцинации будет немного иной. При вакцинации Пентаксимом требуется дополнительно делать прививки от гепатита B.

Пентаксим и Инфанрикс Гекса лучше, чем АКДС, и вот почему:

  • Во-первых, АКДС не защищает от гемофильной инфекции и полиомиелита, а значит, против них нужно вакцинироваться дополнительно.
  • Во-вторых, коклюшный компонент АКДС и вакцина против полиомиелита – цельноклеточные. Это значит, что вместе с ней в детский организм попадают ослабленные, но все еще живые бактерии. В составе Пентаксима живых бактерий нет, что снижает вероятность реакции на вакцину в виде повышенной температуры.

Делаем вакцину «Пентаксим» (дифтерия, столбняк, коклюш) в обеих клиниках Euromed Kids! Стоимость препарата – 3500 рублей. Записывайтесь!

Сравнительная таблица разных вакцин

АКДС Пентаксим Инфанрикс Гекса
Защита от коклюша +, цельноклеточный компонент +, бесклеточный компонент +, бесклеточный компонент
Защита от дифтерии + + +
Защита от столбняка + + +
Защита от полиомиелита + +
Защита от гемофильной инфекции + +
Защита от гепатита B +
Доступна бесплатно + +*
Реакции после прививки Часто Редко Редко
Возраст До 4-х лет Не ограничен** До 3-х лет

*Бесплатно делается только две первые вакцинации (третья вакцинация и ревакцинация — платно)
**Хотя возраст не ограничен на практике же делается до 6 лет

Младенческие игры: от 3 до 6 месяцев

Младенческие игры: от 3 до 6 месяцев

Не правда ли, ваш малыш сильно изменился? Каждый день он радует вас новым движением, звуком, интонацией.

В три-четыре месяца он научился подолгу певуче гулить, в четыре-пять – переворачиваться со спины на животик, а когда ему исполнится около шести-семи месяцев, он, вероятно, сядет или поползет (а может быть, то и другое одновременно). Поэтому теперь с ним можно играть в более сложные игры.

Игра «Хватай-ка»

В этом возрасте у малыша все больше развивается зрительно-осязательная активность, поэтому ваша задача – обеспечить его подходящим разнообразным «подручным» (в прямом смысле этого слова) материалом. Отныне ребенку необходимы не просто разнообразные тактильные ощущения, а тренировка в хватании различных предметов. Следовательно, предметы должны быть удобными для захвата, – это могут быть палочки, погремушки с тонкой ручкой, деревянные ложки, специально сшитые небольшие плотные валики из самых разных тканей – ситца, бархата, рогожки, джинсы, шелка и пр.

Валики можно наполнить различными материалами – рисом, гречкой, фасолью, горохом, мелкими металлическими деталями, пластмассовыми пульками и т.д. – а потом зашить прочной ниткой. Сверху их можно украсить какими-нибудь яркими, блестящими бусинами, пуговицами – словом, это игрушки, условно называемые «мечта сороки».

Подойдут для хватания и небольшие баночки, коробочки, футляры от фотопленки. Внутрь можно положить какой-нибудь звеняще-шуршащий наполнитель. Обратите внимание, если коробочка легко открывается, ни в коем случае не кладите в нее мелких деталей, которые малыш может проглотить! Большой популярностью обычно пользуются и запечатанные шуршащие пакеты с макаронами или крупой. Под прозрачной пленкой, словно живые, движутся макаронинки или крупинки. Когда малыш подрастет, можно будет нанизывать макаронины на прочную нить или леску – и у вас получатся самые настоящие бусы.

Кстати, о бусах. Их очень полезно перебирать пальчиками, как четки. Бусы могут быть сделаны из разных материалов, даже из самых неожиданных. Например, на бельевую резинку наденем разноцветные трубочки для коктейля, крупные деревянные шарики или хотя бы стаканчики из-под йогурта или детского творожка, в которых проткнуты небольшие дырочки. Малыш учится не только хватать предметы, но и перемещать их в разные стороны. Такие бусы можно просто дать малышу в руки, а можно повесить их над кроваткой или детским креслом-шезлонгом.

Еще один хит – прозрачная пластиковая бутылка (из-под воды или шампуня), в которую брошено несколько мелких игрушек (например, от киндер-сюрпризов) или налито немного воды. Малыш надолго заинтересуется этим удивительным предметом.

Обратите внимание на то, как ребенок хватает предметы. Сначала это будет «захват обезьянки» – всей кистью. Постепенно большой палец противопоставляется остальным – это и есть правильный захват. Старайтесь, чтобы именно так малыш держал все, что попадается ему в руки.

Полина, мама пятимесячной Лизы:

«Я привязала к небольшой деревянной свистульке атласную ленточку длиной около полуметра. Теперь играю с дочкой, как с котенком. Сначала даю ей коснуться свистульки, а потом осторожно отодвигаю. Она тянется к нему снова и, наконец, ура, схватила! Добыча, конечно, ее.

Потом берем следующую игрушку, и все повторяется снова. Удивительно, но эта нехитрая, в общем, игра нам никогда не надоедает.»

Дайте малышу возможность схватить предмет из разных положений – лежа на спине, на животе, сидя у вас на руках. Обычно ребенок действует так: схватит, попробует на вкус, рассмотрит и тут же отпускает, чтобы потом схватить снова. Не запрещайте малышу облизывать все, что попадает ему в руки, лучше проследите за тем, чтобы ему не попадало ничего опасного – с острыми гранями, с мелкими деталями, которые можно отломить и проглотить, и пр. Ведь облизывание, как и ощупывание – очень важный способ познания мира, необходимый для развития мозга.

Для развития мелкой моторики полезно мять и рвать бумагу. Только заниматься этим все-таки лучше под маминым присмотром и не давать на растерзание газеты – в них содержится вредный свинец. Если малыш пока не может разорвать бумажку, помогите ему – придержите конец бумаги. Замечательной игрушкой оказался рулон туалетной бумаги. Его можно было долго разматывать и рвать на мелкие кусочки.

Младенец четырех-пяти месяцев – неутомимый и педантичный исследователь. Он по-настоящему будет изучать свойства различных предметов: какие из них гремят, какие – пищат, какие – жесткие, а какие – мягкие. Он учится сравнивать и анализировать эти свойства. Обязательно комментируйте вслух его и свои действия, рассказывайте ему о том, что вас окружает. Дети в этом возрасте обычно очень любят экскурсии по дому у мамы на руках, когда вы, словно настоящий гид, показываете ему такие, казалось бы, привычные вещи, как холодильник, настенный календарь, цветок на окне, телефон и пр.

Ирина, мама четырехмесячной Ани:

«Против даже самого безутешного плача у нас есть надежное, патентованное средство – «Портрет кота на зимнем фоне», который висит на стене в коридоре. Дочка нежно любит эту небольшую картину, купленную на каком-то вернисаже, гладит пушистую шерстку «кисы» и в благоговении замирает перед ее внимательным, изучающим взглядом.»

Смотрим в зеркало

После трех месяцев малыш в состоянии оценить такую замечательную игрушку, как зеркало. Средних размеров (желательно небьющееся) можно установить в углу кроватки или на игровом коврике. Попробуйте еще подвесить небольшое зеркальце над грудкой лежащего младенца. Кстати, это тоже может успокоить горький плач. Малыш с удовольствием будет рассматривать свое отражение, наблюдать за мимикой и движениями своих рук, ловить взгляд собственного «двойника» и улыбаться ему. Для вас же это может означать, что ваш сын или дочка развивается благополучно, и его самоощущение положительно.

Некоторые психологи советуют даже выкладывать малыша на животик на большое зеркало. Таким образом развивается вестибулярный аппарат и зрительная ориентация. Особенно это полезно для тех детишек, кто редко общаются со сверстниками, у кого мало социального опыта.

«В движенье, мельник, жизнь идет, в движенье!»

Развитие двигательной активности для малыша трудно переоценить. Тем более, сейчас он стал гораздо живее и энергичнее, чем в первые три месяца. Ведь у него уже исчезает физиологический гипертонус, а его жесты становятся все более свободными и точными.

Когда ребенок лежит на животе, следите за тем, чтобы он опирался не на кулачки, а на раскрытые ладони.

Если малыш еще не научился переворачиваться, помогите ему это сделать с помощью очень приятной игры – положите ребенка на полотенце или сложенный вчетверо плед, двое взрослых берутся за углы пледа и качают малыша из стороны в сторону, чтобы он поворачивался с одного бока на другой. При этом можно напевать такую песенку: «Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете.»

Замечено, что дети вообще любят покачивания во всех их вариантах. Видимо, это напоминает им внутриутробные ощущения, когда они так же мягко качались в мамином животе. Покачивание тоже прекрасно тренирует вестибулярный аппарат. Качаться можно:

– на большом резиновом мяче (прикрыв его чистой пеленкой). Качаем малыша из стороны в сторону, а потом по кругу (по часовой стрелке и против). При этом поем или приговариваем: «Кач-кач-качи-кач, Привезет отец калач, Матери – саечку, дочери – китаечку. Стану, стану я качать, в балалаечку играть.»

– на собственной ноге. Сядьте нога на ногу, посадите малыша верхом на лодыжку, придерживая его за туловище (а когда он научится сам сидеть, то за ручки). Качаем и поем: «Поехали, поехали за сладкими орехами, По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, По оврагам, по оврагам, По ухабам, по ухабам, В ямку – бух!»

В этот патетический момент осторожно «падаем» на кровать или на диван. Скоро малыш привыкнет к этим нехитрым стишкам, и перед словом «бух!» будет замирать в радостном ожидании, а потом – весело хохотать.

Скоро поползем!

В возрасте 4-5 месяцев ребенок готовится ползать. Для того, чтобы ему помочь и стимулировать ползанье, можно класть его на животик не просто на ровную поверхность, а на какую-нибудь опору. Это может быть валик, свернутый из одеяла или подушки и перевязанный для прочности веревкой, или даже родительская нога. Важно, чтобы малыш попробовал опереться на коленки и раскрытые ладошки. С помощью такого упражнения он вскоре научится вставать на четвереньки. Можно положить кроху животиком на валик и, поддерживая за ножки, покатать на нем (это один из вариантов упражнения «тачка»).

Поговори со мною, мама!

В возрасте 3-6 месяцев малыш много и подолгу гулит. Для него это не просто тренировка речевого аппарата, но и способ привлечь к себе внимание и пообщаться с вами. Обратите внимание, что после долгой певучей «фразы» следует пауза – так ребенок дает вам возможность ответить на его призыв. Обязательно отвечайте ему на его языке. Малыш поймет, что вы слушаете его, что он интересен вам.

Ваш ребенок на глазах превращается из пассивного наблюдателя в весьма деятельное и любознательное существо. Помогите ему познать этот мир! И главное, помните, что никакие развивающие занятия не заменят живого эмоционального общения, когда вы с малышом настроены друг на друга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: