Чему учить ребенка в 10 11 месяцев

Календарь развития ребенка от 10 до 11 месяцев

Всего две ступени отделяют малыша от долгожданного первого «юбилея». Десятимесячный человечек набирает обороты, изо всех сил приближая время независимости и самостоятельности. Он чувствует в себе силу, он проявляет характер. Одиннадцатый месяц жизни принесет ему много побед, и победитель низа что не упустит возможности получить столь желанный опыт. Более того, он будет постоянно применять его на практике.

Что умеет малыш в свои 10 месяцев?

Наконец-то пришло время, когда ребенок может посмотреть на окружающие его предметы с высоты собственного роста. Он понимает, какие возможности дает это умение, каждый день наблюдая, как папа и мама свободно передвигаются по комнате, трогают недоступные ему вещи, перекладывают предметы, что-то открывают, закрывают, складывают, приносят… Вот-вот малыш сможет начать дублировать взрослого. Скоро он сможет дотянуться без проса к давно интересующему его «тик-такающему» объекту, и услышит старое «нельзя», которое теперь будет звучать как-то по-новому. Пока это только ближайшая перспектива. Что же умеет малыш в свои 10 месяцев?

Десятимесячный ребенок:

Важно помнить о том, что ребенок еще не осознает масштабы заложенных в нем возможностей, потому во многом его успехи зависят от инициативы и терпения родителей. Не всегда, это настойчивость в повторении каких-то манипуляций. Порой, папе и маме достаточно быть качественным примером. Ведь глазенки любопытной крохи наблюдательны, а тело спешит повторить новое движение.

Некоторые навыки нужны не только как часть «программы развития», но и важны в качестве некой техники безопасности. К примеру, стоит как можно раньше научить ребенка правильно сползать с дивана/кровати: лечь на живот, спустить ножки одну за другой на пол, и затем уже постепенно перевесит и все тело. Удивительно, как быстро усваивают эту технику малыши. Достаточно несколько дней для того, чтобы кроха уже уверенно спускался вниз, не пробуя делать это иным образом.

В этом возрасте могут интенсивно прорезываться зубки. В основном, детки имеют целых 4 остреньких резца, от чего становятся еще более миловидными. Но, зубную боль никто не отменял, и в некоторых случаях она будет достаточно выраженной. Родители отмечают избыточную капризность, плохое настроение, быструю утомляемость и беспокойный сон. Чтобы помочь малышу справиться с несладким периодом, необходимо подобрать с педиатром эффективные обезболивающие средства местного действия (при необходимости – общего).

Особенности развития ребенка 10 месяцев

Самые яркие достижения малыша – лишь вершина айсберга. На самом деле, за каждым из них скрываются сложные процессы центральной нервной, гормональной систем и других специфических механизмов развития. Вникая в эти процессы, мы понимаем сложность и последовательность происходящего. Это позволяет не только осознать степень усилий крошечного человечка, но и оценить его развитие в конкретном возрасте.

Нейро-психомоторное развитие

Ум и память

Развитие речи и социальный контакт

Оптимальные условия развития малыша 10 месяцев

Да, теперь ребенок многое стремится делать самостоятельно, тем не менее, присутствие родителей является обязательным условием для комфорта чада. Во-первых, сохраняется эффект подстраховки и чувства безопасности: если что-то пойдет не так, мама совсем рядом. Во-вторых, можно эксплуатировать безотказного взрослого в своих порывах: если захочется сделать несколько шагов, мама обязательно поддержит.

Маленький человек, точно также, как и взрослый реализует свои базовые потребности. Он желает контактировать с социумом, чувствуя себя в безопасности. Развивается, формирует свой личный внутренний мир, исходя из условий внешнего.

Да, условия оказывают колоссальное влияние на процесс развития ребенка. В первые годы эти самые условия, в основном, создают родители. Нельзя недооценивать этот фактор: от него во многом зависит качество жизни малыша, уровень его достижений и собственно развитие.

Режим сна и бодрствования

Прогулки и развивающие игры

Предупрежден, значит вооружен!

Багаж умений малыша растет с каждым днем его жизни. За этим множественным «пополнением списка навыков» несложно упустить «потерявшиеся» обязательные умения. На что же стоит обратить внимание родителям десятимесячного малыша?

Обратить внимание, если ребенок 10 месяцев:

Также, стоит пересмотреть медицинскую карточку ребенка: возможно, именно к этому возрасту были назначены консультации некоторых узких специалистов. Нередко, это может быть невролог, хирург или офтальмолог. Самое время выполнить все необходимые назначения: массаж, курс необходимых пилюль, и т.д. Именно своевременное, грамотное вмешательство помогает предотвратить серьезные проблемы со здоровьем, развитием в будущем. Поэтому не стоит пренебрегать ими.

Осторожно, ложная информация!

Каждый врач сталкивался с проблемой «вмешательства интернета» в процесс воспитания, лечения, ведения детей. Порой, мамы настолько увлекаются форумами и «полезными» статьями неизвестного автора, что совершенно перестают дифференцировать качество информации. Прочитать можно все, что попадается на глаза, но важно сделать правильные выводы, от чего зависит благополучие ребенка.

Сегодня достаточно лояльно подходят к предоставлению возможности выбора врача. Это развязывает руки перед людьми, недовольными своим доктором. Лучше уж пойти по этому пути, нежели по лабиринтам советов «опытных» мам и неизвестных знатоков древней медицины… Важно! Это не призыв к действию, это желание привлечь внимание к важности своего выбора в ведении, лечении малыша.

Мир меняется. Постепенно меняются подходы докторов (во всем мире!). В этом нет ничего страшного – это необходимая адаптация к другим условиям, другим возможностям, другим пациентам. Потому, сравнивать тактику бабушек, да и врачей 25 летней давности как минимум некорректно. Бессмысленно. Помните, раньше кормили деток коровьим молоком, и это считалось правильным? А теперь задайте соответствующий вопрос вашему педиатру, будет любопытно услышать его ответ…

На первом месте должны оставаться интересы и благополучие малыша. Это самый важный критерий в выборе подхода в воспитании, подхода в лечении, или врача… Только так малыш будет расти здоровым, целеустремленным и счастливым!

10 месяцев ребенку: развитие и что должен уметь

Что умеет ребенок в 10 месяцев

К этому возрасту костно-мышечный аппарат достаточно развит, чтобы малыш уверенно управлял своими движениями, удерживал равновесие в положении стоя. Ходить самостоятельно пока рано, длительное пребывание в вертикальном положении еще не очень полезно для детских стоп и позвоночника, сейчас наступает переходный этап от ползания к прямохождению.

Некоторые дети начинают ходить еще до года, другие не торопятся, но форсировать процесс нельзя. Как только мышцы и вестибулярный аппарат достаточно разовьются, ребенок сделает первые шаги.

Пока же приобретение новых двигательных навыков позволяет самостоятельно изучать этот мир, забираться на стулья, дотягиваться до полок, открывать шкафы. Это период, когда присматривать за детьми во время их бодрствования приходится почти постоянно: любопытные крохи всюду суют нос.

Педиатры придерживаются общепринятых в медицине критериев того, что должен уметь ребенок в десять месяцев, а именно:

  • садиться из положения лежа;
  • уверенно держать спину в положении сидя, вертеться во все стороны;
  • вставать, держась за опору;
  • стоять без поддержки;
  • переступать вдоль барьера, держась за него руками;
  • приседать и подпрыгивать, держась за опору;
  • быстро ползать на четвереньках;
  • открывать ящики и дверцы.

Особенности восприятия

В возрасте 10 месяцев дети начинают проявлять самостоятельность и характер. Запоминают лица разных людей, отличают «своих» от незнакомцев. К «своим» теперь относятся не только мама и папа, но и другие родственники или люди, которые часто взаимодействуют с малышом. К ним он без опаски идет на руки и проявляет позитивные эмоции, улыбается бабушке или дяде.

Вот лишь краткий список, что нового появляется в повадках ребенка этого возраста:

  • понимает слова взрослых, реагирует на их просьбы;
  • знает слова «можно» и «нельзя»;
  • умеет капризничать, упрямиться, проявлять характер;
  • радуется, когда его хвалят;
  • улыбается и смеется, если его веселят взрослые;
  • просится на руки, когда испытывает потребность в безопасности;
  • интересуется живыми существами — другими людьми, животными;
  • трогает других детей и животных, познает мир через прикосновения;
  • понимает, для чего нужны разные предметы;
  • запоминает, где лежат разные вещи и игрушки;
  • проявляет недовольство через крик или действиями.

Десятимесячный ребенок быстро запоминает, что расческа предназначена для причесывания, полотенце — для вытирания рук и лица, ложка — для еды, мяч — чтобы пинать его и т. п. Осознанно копирует действия взрослых, например подносит телефон к уху, нажимает на кнопки пульта телевизора.

Речевое развитие

В отношении развития речевых навыков существует позиция врачей о том, что должен уметь 10-месячный ребенок — мальчик или девочка:

  1. Десятимесячные малыши произносят большое количество звуков, пытаются повторять за взрослыми, лепечут с разной интонацией. Это период, когда дети экспериментируют с голосом, пищат, визжат, шепчут, производят артикуляционные действия: высовывают язык, складывают губы трубочкой и т. п. Одни еще не произносят осознанные слоги, другие называют короткие слова — «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «дай», «на» и др.
  2. Дети откликаются на свое имя, знают, как зовут родителей и других людей. Основным показателем правильного речевого развития в этом возрасте является произношение множества различных звуков, восприятие речи и интонаций взрослых.
Читайте также  Диагностика мышления ребенка 3 лет

ВАЖНО!
Родителям следует как можно чаще разговаривать с малышом, а при любых сомнениях относительно здоровья и психического развития обращаться за консультацией к врачу.

Развитие мелкой моторики

Определяют такие основные показатели развития моторных навыков, т. е. что должен уметь в 10 месяцев ребенок — девочка или мальчик:

  • демонстрирует уверенный пинцетный захват предметов, т. е. большим и указательным пальцами;
  • крепко удерживает игрушку одной или двумя руками;
  • катает машинку, мяч по полу;
  • манипулирует несколькими предметами;
  • держит кружку и пытается пить из нее;
  • бросает предметы на пол;
  • подбрасывает предметы вверх;
  • открывает ящики, коробки, дверцы;
  • захватывает мелкие предметы, игрушки пальчиками.

ВАЖНО!
Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием нервно-мозговой деятельности, выполнение ребенком разнообразных действий пальчиками свидетельствует о здоровом развитии.

Меню и распорядок дня

В 10 месяцев продолжается постепенный переход на взрослый тип питания. В правильном рационе уже присутствуют основные виды прикорма: овощные и фруктовые пюре, мясные и кисломолочные продукты. Питание малышей разделено на 5-6 приемов. Грудное молоко или молочная смесь остаются дополнительно как минимум дважды в день — утром и на ночь. Привычное прикладывание к груди или бутылочка с соской обеспечивает крохе комфорт, успокаивает нервную систему и улучшает сон.

ВАЖНО!
Всю еду готовят на пару, запекают, отваривают. Эти правила действуют до двухлетнего возраста и помогают избежать проблем с пищеварением. Пока у ребенка не появится достаточное количество зубов, блюда предлагают в жидком или пюреобразном виде, постепенно добавляют небольшое количество маленьких кусочков для пережевывания, дают размоченное печенье и хлеб.

Следует сохранять прежний — младенческий — распорядок дня. Ночной сон составляет 8–10 часов, дневной — 1,5–2 часа. Прогулки на улице зависят от погодных условий и возможностей родителей, но чем дольше ребенок гуляет на свежем воздухе, тем полезнее для его нервной системы.

Игры и развивающие занятия для ребенка

Десятимесячный ребенок с удовольствием играет с другими крохами, так происходит социализация. Полезно предоставлять ему такую возможность почаще.

В этом возрасте ребенку интересно двигать разные предметы, катать перед собой машинки, игрушки на колесах, бросать и подкидывать мяч, шарики. В совместных играх родители показывают, как обращаться с какой-либо игрушкой, например пирамидой или сортером, помогают ребенку, а тот копирует действия взрослых.

Основная задача развития с помощью игр — показывать и побуждать к активности и исследованию. Для развития мелкой моторики идеально подходит лепка из теста или детского пластилина, рисование пальчиковыми красками и игры с кинетическим песком под присмотром взрослых.

Очень важны физические упражнения для развития координации движений и развития реакций: упрощенные прятки с закрыванием глаз руками, топание ножками, хлопки в ладоши, взмахи руками, как крыльями птиц, и т. п.

Развитие малыша в возрасте 10-11 месяцев

ребенок 10 месяцев развитие

В 10-11 месяцев физическое развитие ребенка не кажется таким активным, как психическое.

Да, прогресс налицо — малыш становится крепче, крупнее и активнее, но по сравнению с двигательными и речевыми навыками изменения не так бросаются в глаза. В среднем нормально развивающийся малыш в 10-11 месяцев весит от 9,5 кг до 10,35 кг, рост его при этом составляет от 72 до 74 см.

Реакции ребенка на 11 месяце жизни

Достаточно часто родители 10-11-месячных детей сталкиваются с необъяснимыми реакциями малышей на те или иные ситуации. На самом деле, пока эти реакции нельзя назвать сознательными и проявление их считается сугубо индивидуальным. Одна из самых ярких реакций — страх перед высотой.

ребенок 10 месяцев развитие

Можно провести своего рода эксперимент для оценки реакции малыша на высоту. Для этого нужно накрыть стол стеклом, при этом под ним на половину поверхности разложить яркую ткань, а под столом расстелить такой же отрез, но с другой стороны.

Ребенку можно предложить поползти по поверхности стола с тканью. Как только малыш достигнет края стола, он увидит, что дальше ничего нет, и остановится, не переползая на сторону стола без ткани. Этот опыт показывает, что малыши уже в 10-11 месяцев способны понимать и оценивать высоту, принимая решение о целесообразности продолжения пути.

Несмотря на это, родители должны понять, что оставлять малыша играть без присмотра на поверхностях, откуда он может упасть, не стоит ни на минуту. У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому не исключено, что у импульсивных детей темперамент победит сознание, и они не остановятся перед «краем пропасти».

Насколько сильно малыш доверяет маме?

ребенок 10 месяцев развитие

Интересный опыт можно провести и для того, чтобы понять, какую роль мама играет в жизни ребенка 10-11 месяцев, когда его психоэмоциональное развитие переходит на новый уровень.

В рамках эксперимента можно предложить малышу преодолеть препятствие в виде очередной «пропасти», на другой стороне которой его будет встречать мама. В качестве «пропасти» подойдут два возвышенных объекта – малышу нужно будет переступить с одного на другой. Высота и расстояние между объектами должны быть адекватными возрасту ребенка.

ребенок 10 месяцев развитие

Если в этот момент у мамы будет спокойное и доброжелательное лицо, малыш пойдет к ней через «пропасть», несмотря на опасения. Если же на лице мамы будет страх, то ребенок обязательно остановится. Отсюда можно сделать вывод, что мама для малыша в 10-11 месяцев — это полноценный эмоциональный регулятор.

Основную информацию о том, в какой манере себя вести, малыш получает, наблюдая за эмоциями на лице мамы. Развитие малыша в 10-11 месяцев позволяет ему прочитать на ее лице абсолютно любые эмоции, будь то страх или раздражение, радость или гордость. Естественно, наибольшую радость и доверие у малыша вызывает лицо мамы, озаренное счастливой улыбкой — оно запечатлевается в его памяти на всю жизнь.

Как развивается координация рук

ребенок 10 месяцев развитие

После 10 месяцев малыш с большим удовольствием вытягивает на свет содержимое ящиков, комодов, коробок и мешков. Более того, он проявляет энтузиазм, если предложить ему позаниматься стаканчиками и коробками разной емкости, которые он сможет складывать друг в друга или в которые сможет положить другие предметы, насыпать крупу или песок. Развитие малыша в этой области ускорят не только модные современные игрушки-вкладыши, но и подручные предметы, например кухонная утварь:

  • контейнеры для еды;
  • кастрюли и миски;
  • кружки, стаканы, тарелки и т.д. из небьющихся материалов .

Используя все эти предметы, кроха сможет вкладывать их друг в друга, помещать в них мячики, пупсов, машинки или другие маленькие и большие предметы, осознавая роль формы и размеров в каждом случае.

Положительным образом на развитие моторики рук влияют игры с пирамидками или матрешками. Потренировать руки можно и с пользой, например, приобщая малыша к домашнему хозяйству, предлагая ему протереть пыль и т.д. наподобие того, как это делают взрослые.

ребенок 10 месяцев развитие

Кроха обязательно оценит предложение развернуть завернутый в несколько слоев оберточной бумаги сюрприз, а также игру с капустой, с которой нужно будет снимать листок за листком для салата маме.

Некоторые малыши в этом возрасте справляются с крышками на бутылках, поэтому можно им предложить открутить и закрутить несколько цветных крышек. Кроме того, можно поиграть с крохой, предлагая ему слепить из пресного теста комочки, которые можно зафиксировать на дощечке.

В 10-11 месяцев уже можно давать ребенку в руки фломастер или карандаш, показывая ему, как вести линию на листе бумаге. На улице карандаш могут заменить цветные мелки. Отличный вариант для развития координации рук — это игрушки с колесиками, которые нужно толкать впереди себя.

Совершенствовать координацию рук можно и во время водных процедур с ребенком, предлагая ему черпать воду разными емкостями, переливая ее туда и обратно.

В стремлении подражать

ребенок 10 месяцев развитие

В 10-11 месяцев дети достаточно внимательны и наблюдательны, поэтому с большим удовольствием копируют манеру поведения окружающих их взрослых.Достаточно будет показать малышу простые действия, объясняя алгоритм, чтобы он попробовал их повторить. В это время можно научить кроху играть на детских музыкальных инструментах, пользоваться музыкальными книжками, «кормить» игрушки, кидать и ловить мяч.

Можно сыграть на желании быть во всем похожим на взрослых и предложить крохе приобщиться к хозяйству. Так, можно показать малышу своим примером, как быстро и аккуратно сложить игрушки в корзину или собрать с пола бумажки и выбросить их в урну.

Навыки развития речи

ребенок 10 месяцев развитие

Развитие речи в 10-11 месяцев стимулируются чтением и общением с крохой. Особенно сильное влияние на ребенка оказывают книжки с яркими и крупными картинками. В этом возрасте малыш пока неспособен надолго концентрироваться на чтении, поэтому привлечь его на несколько секунд, необходимых для прочтения четверостишия, можно яркой картинкой.

Не стоит настаивать на чтении, если малыш потерял интерес к процессу. Лучше вернуться к нему позже, когда у ребенка появится настроение.Читая ребенку, нужно обязательно входить в образы героев, меняя интонации, громкость и тембр голоса. Правильным будет читать перед усаженным в детский стульчик малышом, чтобы лицо читающего находилось в поле его зрения.

Читайте также  Рецепты ребенку диета 5

Совершенствование тактильного опыта

Развитие тактильных навыков в возрасте 10-11 месяцев также необходимо ребенку. Например, не стоит запрещать малышуребенок 10 месяцев развитие периодически ходить по полу в доме (если он не холодный) босыми ногами, либо по летней траве, пляжному песку.

Если кроха любит играть с едой, размазывая ее пальцами по столу, можно предложить ему вдоволь поиграть с киселем, картофельным пюре или кефиром, разлитыми по подносу — пусть получит удовольствие от вождения пальчиками по субстанции.

В этом возрасте нужно бывать с малышом в местах общения других детей, позволяя ему налаживать первые социальные контакты, в некоторой степени опять же через тактильные ощущения, например во время игры в песочнице.

Ребенку 10, 11, 12 месяцев

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

    может по просьбе ( без показа ) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» ( типа ляля, баба ), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу ( а именно так чаще всего оказывается ), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме ( кубики, кирпичики, мячики ).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» — падение, «фа» — шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих ( или наших ) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

  • «трудновоспитуемость» — упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
  • резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
  • повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия;
  • повышенная капризность;
  • противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Читайте также  Малыш 4 месяца зеленый стул

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Как научить ребенка ходить

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Как научить ребенка ходить

Оба моих ребенка пошли в 11 месяцев. День в день. Я не подгоняла процесс, не форсировала и никак не подготавливала его. Просто – пришло время, малыш оторвался от опоры и сделал шаг в мою сторону. Легко и естественно. Нам посчастливилось обойтись без болезненных падений, которые отбивают желание ходить, косолапости и прочих неприятностей. А вот ползать я учила обоих. Поскольку полноценной ходьбы не может быть без промежуточного этапа. Ребёнок должен пройти все стадии развития.

Когда ребенок начинает ходить?

Давайте определим главный критерий срока – готовность ребенка. Он может пойти как в 10 месяцев, так и в полтора года, будучи абсолютно здоровым. Но! Малыш должен быть готов и физически, и психологически. То есть:

ребенок должен пройти стадии ползания и стояния;

ему должно хотеться самостоятельно передвигаться в вертикальном положении.

Если малыш не пошел в 10 месяцев, это вовсе не значит, что его нужно срочно лечить. Каждый ребенок индивидуален. ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) определен возраст первого шага: от 9 до 18 месяцев. Но тот факт, что это случилось раньше или позже, при том, что врач не находит у ребенка отклонений в здоровье и развитии, не говорит о патологии.

Вся физическая активность малыша так или иначе направлена на его развитие. Начните заниматься с рождения, и результаты вас порадуют:

с первых дней жизни ребенка врачи советуют выкладывать его на животик. Позже он начнет переворачиваться на живот сам. Эти движения укрепляют мышцы спины и шеи, ножек и ручек;

с 4-х месяцев ребенок пытается сидеть, он подтягивается, подымается, тянется. В этот период врачи не советуют обкладывать малыша подушками, чем больше он двигается и пытается сесть самостоятельно, тем больше укрепляются мышцы спины;

к 8-ми месяцам дети начинают ползать. Это очень важный этап, если ребенок не хочет ползать – обязательно научите его! Именно ползание станет залогом успешного обучения ходьбе;

Как научить ребенка ходить

после 9-ти месяцев детки учатся вставать. Сперва с опорой, после – без. Эти упражнения позволяют крохе научиться держать равновесие, сгибать и разгибать ножки;

и вот малыш начинает делать первые робкие шаги с опорой. Важно в эти моменты быть рядом, держать за ручки, водить. Ходите с ребенком по квартире, показывайте ему окружающее пространство, стимулируйте любопытство.

Предвестники ходьбы

Если вы наблюдаете нижеперечисленные признаки, то ваш малыш скоро сделает первый шаг:

часто встает, держась за опору;

может садиться из положения стоя;

делает шаги вдоль опоры, держась за нее;

уверенно ползает на четвереньках;

делает шаги, держась за руки взрослого;

ставит ступни ног параллельно друг другу.

Как научить ребенка ходить

Можно помочь ребенку сделать первые шаги. Если вы до этого не делали утреннюю зарядку, то сейчас самое время начать.

Упражнения, которые помогут быстрее начать ходить

Сделайте разогревающий массаж.

Положите ребенка животиком на фитбол и покачайте вперед-назад, повторить на спине.

Возьмите малыша под мышки и посадите перед собой на корточки, добейтесь того, чтобы он оттолкнулся от поверхности пола носочками и распрямил ножки.

Поставьте его на коленки и потяните к себе, ребенок должен начать шагать на коленках.

В заключение поставьте ступни малыша на свои и шагайте так по дому.

Процесс ходьбы можно и нужно поощрять и стимулировать.

Приемы, которые помогут ребенку в освоении ходьбы:

поставьте перед ребенком коляску или толокар, покажите, как их можно толкать. Малышу наверняка понравится такая игра, он начнет передвигаться, используя двигающуюся опору;

передвижение при помощи горизонтально повернутой палки. Ребенок держится за гимнастическую палку, взрослый ставит свои руки рядом с детскими и ведет малыша, который держится и слегка опирается на палку;

просто держите ребенка под мышки и шагайте вперед, хорошо, если впереди будет сидеть кто-то из родных и звать малыша.

Как научить передвигаться самостоятельно, без опоры и поддержки взрослых

В этом деле многое зависит от родителей:

не сравнивайте! Ваш малыш индивидуален и уникален и не обязан делать все тогда и только так, как другие дети;

не бойтесь падений. Малыш будет падать, больше того – он должен падать. Ведь только так он сможет выработать чувство самосохранения;

учите малыша преодолевать пороги и другие препятствия. Иногда достаточно просто несколько раз показать, как это делается, иногда требуется игра, чтобы малыш освоил навык;

сделайте среду благоприятной и безопасной. Уберите опасные и хрупкие предметы с пути следования ребенка. Перегородите проход в те помещения, куда вы не хотите пускать малыша.

Подберите правильную обувь

Правильно подобранная ортопедическая обувь не только поможет в освоении ходьбы, но и предотвратит развитие плоскостопия и косолапости. На что нужно обратить внимание:

первая обувь (и до 8 лет) должна быть закрытой;

твердый, достаточно высокий задник;

тонкая, упругая и твердая подошва;

маленький каблучок под пяточкой;

точно подходящий размер обуви;

обувь должна быть новая.

Ходунки: за и против

Говоря о ходьбе, нельзя обойти вниманием ходунки. Да, у нас были ходунки. Да, я знаю, что это спорное благо. Но меня они сильно выручали, поскольку работать, вести хозяйство и растить ребенка легко, играючи и не напрягаясь под силу только суперженщине. Сама я таковой не являюсь, хотя в жизни парочку знаю. Поэтому использовала все, что было под рукой, чтобы хоть как-то освободить больше времени. А в ходунках ребенок не мог дотянуться до большинства опасностей, был подвижен, всегда в поле зрения и занят. Этих 15–20 минут мне хватало на очень многие дела вне детской, и я благодарна ходункам за такую возможность.

Все плюсы и минусы очень индивидуальны, но в любом случае к ним стоит прислушаться.

Как научить ребенка ходить

Рекомендации по использованию ходунков:

используются ходунки только с 7-8 месяцев;

ребенка можно сажать в ходунки только после того, как он научится уверенно сидеть и ползать;

находиться в них желательно не более 40 минут в день;

высота ходунков должна быть отрегулирована по росту ребенка;

при нахождении в ходунках на ноги нужно одевать обувь;

пространство для перемещения в ходунках должно быть безопасным (отсутствие порогов, преград, острых углов, хрупких вещей).

Итак, «минусы»:

ребенок не стремится ходить самостоятельно, он привыкает опираться на ходунки;

идет формирование неправильной опоры, малыш не опирается на ступни;

идет преждевременная нагрузка на позвоночник, что может привести к его искривлению;

ведет к развитию плоскостопия;

из-за ходьбы на цыпочках формируется неправильное положение стопы и всего голеностопа;

не развивается чувство равновесия, не работает вестибулярный аппарат;

ребенок не учится правильно падать, нет чувства самосохранения;

ходунки травмоопасны, малыш из них может выпасть.

новые впечатления, которые мотивируют дальнейшее развитие ребенка;

ходунки позволяют много двигаться;

это новый интересный предмет, который также стимулирует познавательную деятельность.

Важно! Специалисты считают, что при использовании ходунков дети начинают ходить на 2-3 недели позже.

Почему малыш до сих пор не пошел:

страх (ребенок сделал неудачную попытку и упал, больно ударился или испугался);

недоношенность (такие детки могут отставать от сверстников);

он не готов физически, то есть его позвоночник еще не готов принять на себя нагрузку вертикально стоящего корпуса);

полнота (малыш может быть более упитанным, чем его сверстники);

спокойный, флегматичный характер (темперамент также влияет на желание ходить);

наследственность (возможно, мама или папа тоже не торопились с первым шагом);

малыш приболел (режутся зубы, простуда и т.д.);

мальчики обычно начинают ходить позже девочек;

ребенку пока хватает ползания для освоения окружающего пространства.

Внимание! Пора обращаться к специалистам, если:

ребенок ходит на цыпочках или на носочках;

после полутора лет ребенок не делает попыток пойти самостоятельно.

И помните: ваш малыш уникален. И пойдет он тогда, когда полностью будет готов к этому. Не сравнивайте и не подгоняйте его под общие рамки. Наслаждайтесь его первой большой победой – первым шагом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: