Режим ребенка искусственное питании

Искусственное вскармливание детей. Показания

Искусственное вскармливание. Схема прикорма, меню ребенка

Самая лучшая еда для грудничков – материнское молоко. Но если по каким-то причинам его слишком мало или вообще не стало, приходится переходить на искусственное вскармливание. Проблемы в этом нет, просто питание ребенка на искусственном вскармливании будет несколько другим, чем на грудном. Стоит помнить, что при грамотном подходе и соблюдении всех правил на искусственном вскармливании могут вырасти здоровые, крепкие дети.

Искусственное вскармливание изначально не заложено природой в процесс развития и роста ребенка. Но современные технологии позволили создать большой ассортимент смесей, которыми можно кормить ребенка. Они дадут ему все необходимые питательные вещества и укрепят организм в процессе его развития.

Если при грудном вскармливании педиатры все больше склонны к свободному графику кормления малыша (а точнее, по требованию маленького голодного желудка), то режима дня ребенка на искусственном вскармливании нужно придерживаться скрупулезно – кормить новорожденного необходимо приблизительно каждых 2,5 часа с дальнейшим увеличением пауз между приемами пищи.

Иногда при искусственном вскармливании ребенок не съедает всю приготовленную порцию. В таком случае предложите ему покушать позже. Важно, чтобы малыш съедал определенное количество еды в сутки.

Нормы при искусственном вскармливании

Меню ребенка на искусственном вскармливании состоит из адаптированных молочных смесей. Когда ребенок употребляет материнское молоко, перекормить его в таких случаях очень затруднительно – организм матери регулирует выработку и выделение молока. А вот при искусственном вскармливании возможна передозировка порций, которая способна потянуть за собой негативные последствия, в первую очередь это:

  • нарушения со стороны чрезвычайно деликатного желудочно-кишечного тракта ребенка;
  • увеличение массы тела ребенка (вплоть до ожирения).

Будучи на искусственном вскармливании, ребенок должен не только съедать определенное количество еды, но и питаться по графику. Интервал между приемами пищи в сутки должен быть следующим:

  • на 1-м месяце жизни – каждые 2,5 часа; на 2-м – 8-9 кормлений в сутки; на 3-м – 7-8; на 4-м – 6-7; на 5-6-м – 5-6; на 7-12-м – 4-6.

Скрупулезное соблюдение такого графика питания связано с тем, что адаптированная смесь переваривается маленьким желудком тяжелее и медленнее, чем родное материнское молоко. Если не выждать определенное время, а поспешно предложить малышу следующую порцию, в желудке случится скопление еды, ведь предыдущая порция еще не успела перевариться. Это может как вызвать в животе у ребенка дискомфорт разной степени выраженности, так и спровоцировать настоящий болевой синдром.

Рассчитывая интервал между кормлениями, 24 часа не делят на количество кормлений, а сначала от общего времени суток отнимают время на ночной сон, а потом уже проводят операцию арифметического деления.

Прикорм при искусственном вскармливании

Какими бы сбалансированными и выверенными ни были смеси для искусственного вскармливания, со временем их становится недостаточно для кормления ребенка, который быстро растет и развивается. Поэтому необходим прикорм.

Как и при грудном, так и при искусственном вскармливании прикорм вводится постепенно, ненавязчиво, месяц за месяцем. Схема прикорма при искусственном вскармливании по месяцам следующая:

  • с 3-го месяца – вводят фруктовые соки и пюре;
  • с 4-го – овощное пюре;
  • с 5-го – творог и молочную кашу;
  • с 6-го – желток и мясное пюре;
  • с 7-го – кефир и хлеб;
  • с 8-го – рыбное пюре.

Как видим, первый прикорм грудничка при искусственном вскармливании осуществляется не ранее 3-го месяца жизни. До этого периода адаптированные молочные смеси полностью покрывают потребности маленького организма в белках, жирах, углеводах и минеральных веществах.

Бывает так, что распробовав следующий новый вид прикорма, ребенок отказывается от предыдущего. Например, попробовав мясное пюре, отворачивается от творога. Или наоборот, отведав сладкое фруктовое пюре, отказывается от несладкого овощного в качестве следующего прикорма. В таком случае нужно выждать несколько дней, чтобы ребенок призабыл вкус полюбившейся еды, и предложить необходимый прикорм повторно.

Основные правила прикорма

Схема прикорма при искусственном вскармливании должна учитывать не только виды прикорма, но и условия его введения:

  • введение новой для ребенка пищи должно проводиться только в том случае, если малыш абсолютно здоров;
  • следующую «новинку» предлагайте, когда ребенок привык к предыдущей;
  • во время введения прикорма не забывайте о кипяченой воде, которую нужно обязательно давать малышу, находящемуся на искусственном вскармливании;
  • рацион питания ребенка на искусственном вскармливании должен пополняться «новинками» постепенно – за 1 раз предлагайте своему малышу какой-то один вид продукта, новый для него.

Во время введения прикорма необходимо следить не только за общим состояние ребенка, но и за его испражнениями. Так, если вы начали вводить в рацион ребенка фруктовое пюре, и после этого в его кале появилась слизь или ж ребенка пропоносило – отмените «нововведение», выждите несколько дней и повторите попытку. Если следующая попытка также не увенчается успехом, проконсультируйтесь у педиатра.

Овощи и фрукты можно вводить как в сыром виде, натерев на очень меленькую терку, так и в запеченном – после приготовления их следует измельчить в блендере (или вилкой) до состояния пюре. Чем больше будет измельчена новая еда, тем легче будет организму ребенка (в частности, желудочно-кишечному тракту) воспринять «нововведение». Это значит, что не нужно будет мешкать при введении следующего вида прикорма.

Что такое естественное, смешанное и искусственное вскармливание?

Ковтун Татьяна Анатольевна

Вскармливанием называют процесс питания новорождённого. Все малыши нуждаются в особом питании: в первые годы жизни происходит активный рост, закладывается иммунитет. Поэтому важно, чтобы детский организм получал нужное количество жидкости, минералов, витаминов и других питательных веществ.

В первые месяцы жизни ребёнок получает грудное молоко или детскую молочную смесь. В зависимости от того, какой из этих молочных продуктов преобладает в рационе ребёнка, различают естественное, смешанное и искусственное вскармливание. Что кроется за каждым?

Что такое естественное, смешанное и искусственное вскармливание

Естественное вскармливание

Ответ спрятан в самом названии: малыш питается грудным молоком. Специалисты едины во мнении: грудное молоко — лучшее питание для малыша, а сохранять его обязательно хотя бы до 12 месяцев. В грудном молоке содержится огромное количество питательных и полезных веществ, необходимых для ребёнка. Кроме того, грудное молоко каждой женщины уникально и подходит — как ключ к замку — именно для её ребенка.

Существует несколько видов естественного вскармливания:

  • когда мама сама кормит ребёнка грудью;
  • ребёнок питается сцеженным грудным молоком матери из бутылочки или других приспособлений;
  • когда малыш получает донорское грудное молоко по показаниям и только после консультации с врачом.

Как наладить естественное вскармливание

Несмотря на то, что грудное вскармливание — это природный процесс, он нуждается в «настройке». В первые полчаса после рождения кроху прикладывают к груди, где он выпьет всего 3–5 миллилитров молозива — концентрированного секрета молочных желез, который вырабатывается с конца беременности и в первые дни после родов. Молозиво достаточно насыщено питательными веществами, иммунными и другими полезными факторами, чтобы удовлетворить потребности новорождённого малыша.

В следующие несколько дней малыш будет есть молозиво, и только примерно к концу первой недели после родов у мамы появится переходное, а затем зрелое молоко, которое и станет основой рациона новорождённого ребёнка и малыша первых месяцев жизни.

В первое время будет лучше придерживаться свободного вскармливания, прикладывая ребёнка к груди по его требованию, примерно каждые 2-3 часа днём и через 3-4 часа ночью. Методику прикладывания к груди, особенности техники грудного вскармливания необходимо обсудить с педиатром.

По рекомендации педиатра, который наблюдает малыша, между 4 и 6 месяцами жизни ребёнка на фоне грудного вскармливания начинают вводиться продукты прикорма. Прикорм — это все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребёнка.

Сроки, схему, а также первые продукты для прикорма малыша определит ваш педиатр. У детского питания «ФрутоНяня» есть специальная линейка продуктов, которая подходит для первого прикорма. Она называется «ПЕРВЫЙ ВЫБОР».

Читайте также  Режим питания грудничка 5 месяцев

У детского питания «ФрутоНяня» есть специальная линейка продуктов, которая подходит для первого прикорма

Искусственное вскармливание

Искусственное кормление, или вскармливание, — кормление ребёнка только детскими молочными смесями. Здесь показания к переходу на искусственное вскармливание определяет педиатр и подбирает ребёнку подходящую смесь. Существует множество видов детских молочных смесей: ребёнок на искусственном вскармливании может употреблять смесь для здоровых деток, а также специализированную или лечебную, если у него есть какие-то трудности со здоровьем.

Смешанное питание новорождённого

Смешанное вскармливание — это кормление ребёнка грудным молоком, в том числе материнским сцеженным или донорским, в любом сочетании с адаптированной молочной смесью. Как правильно организовать смешанное вскармливание, подскажет педиатр. Обычно это делается по показаниям. К такому вскармливанию прибегают, когда недостаточно грудного молока. Недостаточность питания, необходимость и объём докорма смесью определяет доктор при осмотре малыша.

Есть несколько рекомендаций для мам малышей, которые находятся на естественном или смешанном кормлении:

Режим дня ребенка на искусственном вскармливании

Режим дня ребенка на искусственном вскармливании

Качественные смеси-заменители грудного молока содержат все питательные вещества, необходимые для роста и развития грудничка. Но они не могут стать полноценной заменой уникального природного продукта.
Смеси тяжелее усваиваются организмом младенца. Это необходимо учитывать, разрабатывая режим дня ребенка на искусственном вскармливании.

Оглавление

Отличия искусственного вскармливания

Грудное молоко легче и полнее усваивается малышом, чем смеси-заменители. Оно содержит уникальные составляющие, которые невозможно воссоздать искусственно – например, иммуностимуляторы.

Поэтому распорядок дня младенца на искусственном вскармливании имеет свои особенности по сравнению с режимом при кормлении грудью.

Схема «кормления по требованию» для искусственников крайне нежелательна: во-первых, неудобно в спешке готовить свежую порцию смеси, во-вторых, сложно отслеживать объем питания.

Полезные советы мамочкам: ПИТАНИЕ ДО 3 ЛЕТ

При кормлении по часам проще соблюдать требования гигиены, которые при ИВ очень высоки – смесь можно использовать только свежеприготовленную, а бутылочки и соски должны быть безупречно чистыми.

Частота кормлений при ИВ может быть ниже, чем при ГВ, так как смеси перевариваются дольше.

Для детей на ИВ очень важен ежедневный стул. Если при ГВ задержка со стулом на сутки-двое еще не говорит о запоре, то при ИВ это уже повод для беспокойства. По состоянию стула можно судить о том, правильно ли подобрана молочная смесь.

Если стул жидкий, в нем заметна слизь или зелень, стоит посоветоваться с педиатром по поводу замены смеси.

Важность режима

Правильно составленный распорядок дня необходим и грудничку, и родителям, приучать к нему малыша следует с первых дней. Плюсы соблюдения режима для грудничка:

• Хороший аппетит. При кормлении в определенные часы малыш успевает проголодаться после предыдущего кормления и кушает с аппетитом. Организм, привыкший питаться по часам, лучше усваивает смесь.

• Отсутствие перекорма. Если младенца на ИВ кормить хаотично, по требованию, без соблюдения интервалов, велика вероятность перекорма и набора лишнего веса. Это может создать серьезные проблемы для здоровья.

• Психологическое здоровье. Для малыша очень важно ощущение стабильности, спокойствия, правильности окружающего мира. Размеренный и повторяющийся распорядок дня обеспечивает грудничку психологический комфорт.

Полезная привычка. Дети, приученные к режиму с первых месяцев жизни, в дальнейшем гораздо легче адаптируются к детскому садику.

Плюсы соблюдения режима для родителей:

• Облегчение ухода за малышом. При жизни по расписанию легче рассчитывать размер порций на каждое кормление и отслеживать дневной объем пищи.

Привыкший просыпаться в определенное время малыш будет меньше капризничать.

• Возможность планировать свой день. Родителям гораздо проще найти время для своих дел и отдыха.

Правила установки режима

Не существует единой, четко расписанной по минутам и обязательной для всех схемы.

Оптимальные интервалы между кормлениями и длительность сна индивидуальны для каждого малыша. Маме следует запастись терпением и постепенно приучать грудничка к режиму, наиболее подходящему к его индивидуальным особенностям.

Опытные родители советуют наблюдать за поведением малыша, делая пометки. Это поможет корректировать распорядок, делая его максимально комфортным.

Необходимо придерживаться режима, но при этом сохранять гибкость. Младенец может поесть без аппетита, поэтому следующую порцию потребовать чуть раньше обычного.

Его может что-то беспокоить, или, наоборот, малыш будет сладко спать, не просыпаясь для кормления вовремя. Отклонения от расписания на полчаса-час вполне допустимы, но затем нужно мягко возвращаться к прежнему порядку.

Обязательные пункты режима

Первый год жизни – время быстрого роста новорожденного. Он развивается, крепнет, поэтому режим необходимо корректировать по мере роста грудничка

Питание

Кормление – самый важный пункт распорядка дня. Смесь необходимо готовить перед самым кормлением, в молочной среде очень быстро размножаются болезнетворные бактерии.

Желательно соблюдать рекомендуемые интервалы – если предыдущая порция еще не переварена, попадание в ЖКТ новой смеси затруднит пищеварение.

Таблица предлагает ориентировочные параметры кормления детей до года, которые корректируются в зависимости от индивидуальных особенностей малыша.

Возраст (месяцы) Интервал между кормлениями (ч) Количество кормлений Ночной перерыв (ч) Примечание
Первая неделя 2 8-10
1 2,5-3 8 до 6
2-3 3,5-4 6-7 8-10
4-6 4-4,5 5-6 не менее 9-10 вводится прикорм
7-12 5 4 не менее 10

Первый месяц новорожденный спит до 20-22 часов в сутки. По мере роста периоды дневного бодрствования увеличиваются, увеличивается и ночной сон без кормлений.

Со второго месяца продолжительность одного дневного сна составляет около 2 ч.

Если ребенок днем спит слишком долго, его рекомендуется ласково будить, чтобы он соблюдал режим питания и успевал устать к ночному сну.

Количество периодов дневного сна представлено в таблице:

Возраст (месяцы) Периоды дневного сна
1 5
2-3 4-5
4-10 3
10-12 2

Неправильно считать, что внезапное пробуждение ребенка обязательно вызвано голодом. Если малыш хорошо покушал в предыдущее кормление, но проснулся слишком рано и капризничает, нужно постараться успокоить его без бутылочки.

Возможно, достаточно будет дать ему пустышку, сменить подгузник, подержать на руках. Но если он поел недостаточно, и успокоить его не удается, то нужно покормить малыша.

Гигиенические процедуры

Нежная кожа малыша нуждается в постоянном уходе. После первого утреннего кормления необходимо умывание, которое должно стать привычным для малыша.

Новорожденного необходимо подмывать после каждого испражнения, следить за чистотой его одежды, смазывать опрелости и складочки детским кремом.

Вечернее купание должно стать обязательной процедурой с первых дней жизни малыша. Как правило, груднички очень любят принимать ванну.

Когда малыш подрастет и научится сидеть, купание станет для него веселой игрой с плавающими игрушками.

Ванну рекомендуется проводить вечером, ребенок после нее лучше засыпает и крепче спит.

Прогулки

Первая прогулка возможна уже в возрасте 10 дней, при условии хорошей погоды. Для первого месяца достаточно 20-30 мин в теплую погоду и 10-15 в прохладную. Прогулки должны стать обязательным пунктом в расписании.

В первые месяцы жизни прогулку совмещают с дневным сном. На свежем воздухе ребенок крепко спит, а под влиянием солнечных лучей в его организма вырабатывается витамин D.

С третьего месяца зимняя прогулка, в отсутствие сильного мороза и ветра, может продолжаться час, летом ребенок может спать на улице 2 часа. С 4-5 месяцев период бодрствования увеличивается, и в распорядок дня можно добавить вторую прогулку.

В возрасте 5-6 месяцев ребенок уже не только спит, но и активно познает окружающий мир, и прогулки можно использовать для его развития.

Важно правильно выбирать место для прогулок. В идеале это должен быть парк или другая зеленая зона, подальше от выхлопных газов машин и скоплений людей.

Гимнастика и массаж

Несложная гимнастика и массаж укрепляют ребенка. В первые месяцы это простые сгибания-разгибания ножек и ручек, легкие поглаживания. По мере роста ребенка упражнения усложняются, побуждая ребенка ползать, переворачиваться, садиться.

Можно использовать фитбол и другие подручные средства. Комплекс упражнений для каждого возраста несложно найти в интернете, но лучше посоветоваться с педиатром, который может показать, как заниматься с ребенком.

Массаж и зарядка проводятся перед кормлением, желательно в первой половине дня.

Общение, игры и развитие

Если в первый месяц жизни ребенку важны только еда и сон, то чем старше он становится, тем больше внимания надо уделять общению с ним. Ребенку необходим тактильный контакт, он нуждается в том, чтобы его обнимали, носили на руках, гладили.

Не менее важно разговаривать с малышом. Ласковый мамин голос успокаивает грудничка. Уже с возраста 2-3 лет ребенок интересуется игрушками.

Стишки и песенки, яркие картинки, разнообразные игрушки помогают ребенку изучать окружающий мир, развивают любознательность, побуждают к общению.

Ребенок, с которым постоянно общаются взрослые, быстро развивается физически и психически. И напротив, грудничок, испытывающий дефицит подобного общения, будет отставать в развитии, даже при условии полноценного питания и сна.

Соблюдение режима дня помогает чувствовать себя комфортнее не только грудничку, но и его родителям.

Не всегда получается наладить режим сразу, родителям придется запастись терпением, но результат вполне оправдает затраченные усилия.

Понять, подходит ли этот распорядок ребенку, очень просто. Если малыш легко выдерживает интервалы между кормлениями, крепко спит, бодр и весел при бодрствовании, хорошо набирает вес – режим составлен правильно.

Режим ребенка искусственное питании

Запор – это проблема, которая может появиться в любом возрасте, в том числе и у новорожденного малыша и у дошкольника.

Запором называют нарушение функции кишечника, проявляющееся в увеличении интервалов между актами дефекации. У новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, частота стула может совпадать с числом кормлений (от 2 до 6 раз в сутки). Постепенно с возрастом, кратность стула уменьшается, и к периоду введения прикорма ( около 6 месяцев) дефекация осуществляется в пределах одного – двух раз в день. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, частота стула также составляет обычно один – два раза в сутки. Но не только при задержке стула нужно говорить о запоре. У здоровых детей первого года жизни стул чаще бывает кашицеобразной консистенции. Запором считают также те случаи, когда у ребенка отмечается болезненная дефекация плотным по консистенции калом, даже если частота стула соответствует возрастной норме.

Причинами функциональных запоров у детей раннего возраста являются:

– Неправильный режим питания кормящей матери.

– Недостаточный питьевой режим ребенка при искусственном вскармливании.

– Недостаточный питьевой режим ребенка, находящегося на естественном вскармливании при введении прикорма (ввели «густой» прикорм, но не дали малышу воду).

– Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

– Быстрый перевод малыша с одной смеси на другую (менее чем за 7 дней).

– Наличие у младенца рахита, при котором наблюдается пониженный тонус мышц, в том числе и мускулатуры кишечной стенки. В ряде случаев, через 2-3 недели после назначения витамина Д запоры у ребенка исчезают.

У малышей, находящихся на грудном вскармливании может развиться так называемый «ложный запор». Он возникает вследствие того, что младенцы получают малое количество грудного молока, а также наличия врожденных дефектов полости рта (например, расщелины твердого и мягкого неба), вялого сосания, срыгивания.

«Скорая» помощь

В домашних условиях при возникновении запора у ребенка как средство «скорой» помощи до осмотра врача можно применить очистительную клизму. Для очистительной клизмы используют кипяченую воду комнатной температуры.

Для увеличения послабляющего действия клизмы к воде добавляют глицерин – 1-2 чайные ложки на стакан воды. Также для размягчения каловых масс ребенку можно дать вазелиновое масло. Важно, что вазелиновое масло не всасывается в кишечнике, и при назначении его между приемами пищи не влияет на всасывание питательных веществ, электролитов и жирорастворимых витаминов.

Детям до одного года обычно назначается 1/2-1 чайная ложка,

в 1-3 года назначается 5-10 мл (1-2 ч. л.),

с 4 до 7 лет – 10-15 мл (2-3 ч. л.).

С помощью клизмы рекомендуется вводить следующие количества жидкости в зависимости от возраста ребенка:

новорожденным – 25 мл;

1-2 месяца – 30-40 мл;

2-4 месяца – 60 мл;

6-9 месяцев – 100-200 мл;

9-12 месяцев – 120-180 мл;

1-2 года – 200-250 мл;

6-10 лет – 400-500 мл.

Баллон, используемый для клизмы должен быть чистым, а его наконечник смазан вазелином или маслом. Для того чтобы наполнить баллон, его сдавливают рукой до полного вытеснения воздуха, после чего опускают наконечник в воду и, разжимая баллон, набирают в него воду. Ребенка кладут на клеенку и пеленку, придерживая левым предплечьем тело ребенка, а кистью левой руки – согнутые в коленях ноги. Правой рукой осторожно вводят наконечник баллона вращательным движением в прямую кишку. Короткий мягкий наконечник вводят полностью, если наконечник длинный пластиковый – на 4-5см. Медленным сжиманием баллона вводят воду в кишечник, а затем, не разжимая баллона, извлекают его из прямой кишки. По завершении процедуры в течение нескольких минут слегка сжимают ягодицы ребенка, чтобы вода не выливалась слишком быстро. Детям первого года жизни можно ставить клизму в положении на спине с приподнятыми ногами.

При вздутии живота, повышенном газообразовании, беспокойстве используются препараты на основе симетикона (САБ СИМПЛЕКС, ЭСПУМИЗАН), укропная вода, чай с фенхелем, ромашкой;

При отсутствии стула в течение суток проводится механическая стимуляция дефекации, с этой целью используются: газоотводная трубка (трубочку стерилизуют, затем кончик смазывают вазелиновым маслом и вставляют в анус на глубину 3-5 см), свечи с глицерином (можно использовать с рождения), поглаживание кожи вокруг ануса;

Введение свечи

Для введения в прямую кишку свечи ребенка укладывают на левый бок, немного согнув его ноги в коленях и тазобедренных суставах, и слегка фиксируют в таком положении. Затем левой рукой разводят ягодицы, а правой, освободив тонкий конец конуса свечи, вводят ее в анальное отверстие. Когда свеча введена в прямую кишку, важно на 1-2 минуты удерживать ягодицы прижатыми между собой, чтобы свеча не была рефлекторно выдавлена обратно. У детей грудного возраста введение свечи можно производить в положении на спине с приведенными к животу ногами.

В питание малыша (если позволяет возраст) добавить продукты, обладающие послабляющим эффектом (свеклу, морковь, курагу, киви, манго и др.).

Следует отметить, что для ребенка, особенно в раннем возрасте слабительные препараты можно применять только по назначению врача, так как многие из них имеют серьезные побочные эффекты.

У ребенка должен быть активный двигательный режим. В первые месяцы жизни малыша необходимо выкладывать на живот перед каждым кормлением на 5-10 минут. В утренние часы заниматься упражнениями по возрасту в течение 10-15 минут, в этот комплекс обязательно должно входить поглаживание живота по часовой стрелке. С каждым месяцем двигательная гимнастика должна расширяться, т.е. включать в себя все больше упражнений с активным участием рук, ног и брюшного пресса, а ее продолжительность следует увеличивать на 5-10 минут.

Не менее важная роль должна отводиться правильному питанию ребенка. Вскармливание грудным молоком является оптимальным для ребенка первого года жизни. В настоящее время рекомендуют прикладывать ребенка к груди столько раз, сколько он требует, не соблюдая временных интервалов между кормлениями, включая ночные часы.

Важное значение в профилактике и коррекции запоров у младенца имеет правильное питание кормящей матери с исключением газообразующих продуктов (капуста, виноград, черные сорта хлеба), правильный питьевой режим (не менее 2500 мл жидкости в сутки), а также нормализация моторики кишечника у кормящей женщины (обязательно регулярно есть овощи, овощные супы, каши, хлеб с отрубями, непосредственно запаривать пшеничные отруби, чернослив, инжир)

В рацион питания младенца соответственно возрасту вводится крупяной или овощной прикорм (по согласованию с педиатром), как источник пищевых волокон

После введения «густого» прикорма необходимо следить, чтобы у ребенка был достаточный водный режим (кипяченая вода до 100 мл/сутки), так как при недостатке воды в организме она всасывается из толстого кишечника, а сухие каловые массы не вызывают должного рефлекса в прямой кишке.

Если добиться регулярного стула не удается при помощи вышеперечисленных мероприятий, рекомендуется слабительное средство, содержащее лактулозу (синтетический углевод), например ДЮФАЛАК. Лактулоза не только увеличивает объем каловых масс, размягчает стул и стимулирует опорожнение кишечника, но также способствует поддержанию роста нормальной микрофлоры кишечника. Доза препарата подбирается индивидуально, назначается врачом. Курс лечения может составлять от 2-3 недель и более до нормализации стула.

Кроме этого для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании используются специальные лечебные смеси, содержащие пищевые волокна, лактулозу или адаптированные кисломолочные смеси. В настоящее время на российском рынке зарегистрированы специализированные смеси, используемые при запорах, которые можно использовать только по назначению врача!

Для профилактики запоров необходимо как можно дольше сохранять грудное вскармливание, ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой, проводить курсы массажа и профилактику развития рахита, анемии, пищевой аллергии.

О рекомендациях по организации режима дня для школьников

Роспотребнадзор напоминает, что в повседневной жизни школьника очень важно соблюдать режим дня. У ребёнка, соблюдающего правильный режим, вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей. Это помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Чёткий режим дня помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.

Основное влияние на состояние здоровья школьника оказывают режим питания, количество и качество сна, двигательная активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры), наличие или отсутствие правильно организованного рабочего места.

Режим питания

Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но и в какое время и как часто.

Для школьников требуется 5 приемов пищи в сутки в зависимости от нагрузки, через 4-5 часов.

Завтрак дома 7.30 – 8.00

Горячий завтрак в школе 11.00 – 11.30

Обед в школе 12:30-13:00 или дома 14.00 – 14.30

Полдник 16.30 – 17.00

Ужин 19.00 – 19.30

Прием пищи

Время

Часть дневного рациона

Первый завтрак

7.00

20%

Второй завтрак

10.00

15%

Обед

13.00

40%

Полдник

16.00

10%

Ужин

19.30

15%

Завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, потому что в это время он наиболее активно работает. Завтрак должен быть плотным и обязательно должен включать горячее блюдо – крупяное, творожное, яичное или мясное.

В качестве питья лучше всего предложить какао – наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность какао сопоставима с калорийностью сыра), можно использовать и чай.

Во время обеда человек съедает большую часть суточной нормы пищи. Обед состоит из трех или четырех блюд, обязательно включает в себя горячее первое блюдо – суп.

В качестве закуски можно использовать свежие овощи или овощи с фруктами. Свежие овощи обладают сокогонным эффектом – следовательно, подготавливают желудочно-кишечный тракт ребенка к восприятию более калорийных блюд. В зимнее время года можно использовать квашеную капусту, соленые огурцы, помидоры, репчатый лук, зеленый горошек (консервированный).

Первые блюда – овощные супы, крупяные супы, щи, борщи, рассольники, супы из гороха, фасоли, бобов, супы с клецками, молочные супы.

Для приготовление вторых блюд, расходуется как правило, суточная норма мяса, птицы или рыбы.
Свежие фрукты или соки, ягоды – наиболее подходящее третье блюдо. При отсутствии свежих фруктов можно использовать консервированные соки, плодовоовощные пюре, компоты из сухофруктов.
Хлеб – высококалорийный продукт, содержащий большинство необходимых человеку питательных веществ.

Желательно использовать в полдник свежие фрукты или ягоды. Полдник обычно бывает легким и включает молоко или кисломолочный напиток и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями (печеньем, сухариками, вафлями и пр.)

На ужин следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мясные и рыбные продукты, так как богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Предпочтительны на ужин разнообразные запеканки (особенно творожные), сырники, ленивые вареники.

Здоровый сон

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (примерно на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. Ведь при недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

· Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.

· Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).

· Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.

· Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов.

Двигательная активность

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают в процессе социализации в коллективе сверстников.

Организация рабочего места школьника

Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных ЭСО является неотъемлемой частью учебного процесса.

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:

· для обучающихся в 1-2 классах – 20 мин

· для обучающихся в 3-4 классах – 25 мин

· для обучающихся в 5-9 классах – 30 мин

· для обучающихся в 10-11 классах – 35мин

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах — 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах — 3 урока.

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: