Режим питания ребенка в год и месяц

Дети разного возраста и распорядок дня

Приведенный к единому знаменателю режим для всех детей в семье способен творить чудеса: у родителей внезапно появляется время не только на полноценную чистку зубов два раза в день или рабочие совещания, но и на забытые с рождением второго ребенка удовольствия — например, спокойный просмотр кинофильмов от одних титров до других.

Как обычно бывает: все беременные барышни слегка снисходительно смотрят на тех, кто еще не был в интересном положении. Мол, жизни ты еще не знаешь, токсикоза у тебя не было и шнурки можешь завязать себе сама. Но стоит родить первенца — и беременность перестает казаться школой жизни. Первые полгода постоянно мучает вопрос — а почему, собственно, никто не предупредил обо всем вот этом? Ну, потом, как водится, привыкаешь и с чувством легкого превосходства смотришь на окружающих — не знают же жизни, по ночам на фитболе с младенцем не прыгали!

Проходят годы (например, лет десять, как в нашем случае), дышать становится все легче, правильно организованного времени хватает и на ребенка, и на работу, и на увлечения. Именно в этот момент и возникает крамольная мысль — а не завести ли второго?

На момент реализации этой мысли моя старшая дочь только пошла в третий класс. Школа — в 20 минутах ходьбы через железную дорогу и парочку оживленных магистралей. Музыкальная школа 3-4 раза в неделю тоже не в пешей доступности. И еще немножечко спортивных занятий для тонуса и профилактики сколиоза. И тоже, разумеется, не в соседнем дворе. Позволить себе няню, которая раньше тащила на себе всю эту филигранно отлаженную логистику, я после выхода во второй декрет не могла. Поэтому после выписки из роддома мы с младенцем оказались один на один с многочисленными маршрутами сопровождения старшего ребенка — папа беззаветно пропадал на работе.

Примерно через месяц хаотичной беготни по городу с коляской и автокреслом я поняла, что у меня дергается глаз и нужно как-то структурировать происходящее в ясные и четкие планы на неделю.

Некоторые наши лайфхаки довольно спорны и плохо применимы в семьях с небольшой разницей в возрасте у детей. Но нашей семье эти нехитрые правила существенно облегчили жизнь.

1. Необходимость наличия режима в нашем случае рассматривалась как исходная аксиома. В первые месяцы мы постарались максимально скорректировать режим в интересах старшего ребенка. Связывали мы это не с необходимостью во что бы то ни стало не пропустить очередную тренировку, а с психологическим комфортом старшенькой: нам не хотелось, чтобы дочь решила, что с момента появления малыша в семье ее интересы и ее привычное и устоявшееся расписание для родителей больше не важны.

2. Параллельно мы начали постепенно приучать старшего ребенка к самостоятельности. Сначала — дойти до школы только небольшую безопасную часть пути или в гордом одиночестве сделать уроки, пока мама гуляет с младшим. Сейчас дочь в пятом классе. Она самостоятельно встает утром, готовит себе завтрак и уходит в школу, пока остальные члены семьи спят. На стадион она тоже ходит сама. Единственной нашей головной болью осталась музыкальная школа, которая расположена слишком далеко. Правда, в случае необходимости дочка уже может доехать туда одна на автобусе.

3. Чтобы семья оставалась семьей, а не несколькими отдельными планетами, вращающимися каждая по своей орбите, мы решили выделить общие реперные точки режима для всех. Обязательными стали совместные обеды по выходным и ежедневные ужины всей семьей.

Читайте также:
Тайм-менеджмент на домашней кухне

4. В приоритете — время для живого общения с детьми. Ну невозможно же воспитать личность, просто перемещая детей из точки А в точку Б! А вот если во время перемещения не отчитывать за очередные порванные сапоги, а совместно рассуждать на отвлеченные темы — более реально. Так как практически все «домашние» часы были посвящены занятиям с младшим, лучшим временем для воспитания старшей, прививания ей нравственных ценностей и моральных устоев стали совместные прогулки по дороге в школу и — внезапно! — многочисленные городские пробки.

Едем как-то, всесторонне и всеобъемлюще обсуждаем грянувший финансовый кризис, людей, скупающих холодильники впрок, и возможные последствия — для страны, для семьи, действия правительства по защите тех, кому приходится особенно тяжело. И тут Алена глубокомысленно и проникновенно спрашивает: «Скажи, мама, есть же в жизни вещи, которые тебя очень глубоко задевают и вызывают злость?». Вот! Вот, думаю! Проняло! Конечно, говорю! И, значит, на высокой экзистенциальной ноте рассказываю и то, как незаслуженно обижают беззащитных стариков, и про больных малышей, родители которых продают квартиры… А Алена подумала и говорит: «Ты знаешь, у меня тоже. Меня больше всего в жизни бесит, когда у меня руки от клея липкие. У меня сейчас такой тяжелый жизненный период — клей в школе ужасно липкий…».

В общем, не ожидайте слишком многого от поучительных бесед с детьми.

5. Мы даже не пытались делить любовь и внимание между детьми поровну. Пожалуй, это самый спорный совет, но я убеждена — в жизни каждого ребенка есть периоды, когда поддержка нужна больше, и периоды, когда все стабильно и можно побыть просто включенным наблюдателем, готовым прийти на помощь в случае необходимости.

Режим питания ребенка в год и месяц

Питание детей с неврологической патологией

Сотрудник «Государственного педиатрического медицинского университета» г. Санкт-Петербург, подготовила статью посвященную теме питания детей с неврологической патологией. Дети с неврологической патологией часто нуждаются в постороннем уходе и кормлении. Сопутствующая гастроинтестинальная патология усугубляет нутритивный дефицит. Оценка нутритивного статуса у детей с церебральным параличом проводится с учетом шкалы двигательной активности. Расчет питания — в зависимости от патологии. Выбор питания должен быть адаптирован к особенностям процессов пищеварения и метаболизма, что повышает эффективность лечебного процесса и реабилитации. Предложены варианты диетической коррекции питания при пищевых ограничениях.

Дети с неврологической патологией нередко нуждаются в постороннем уходе. Особые проблемы вызывает кормление этих пациентов. Затруднения для введения пищи могут возникнуть при некоторых неврологических, гастроинтестинальных, соматических нарушениях, врожденных пороках развития и травмах пищеварительного тракта и челюстно-лицевой области. В большинстве этих патологических состояний причиной невозможности самостоятельного приема пищи является дисфагия — затрудненное глотание, симптом заболеваний пищевода, смежных с ним органов или неврогенных расстройств акта глотания. Традиционно для питания тяжелых пациентов использовали протертую полужидкую пищу, бульоны. Процесс кормления длителен, иногда занимает более часа за один прием пищи.

Изменение вкусовых предпочтений, капризность в питании, истощение нервной системы и наступление сна в процессе кормления, приводят к ежедневному дефициту энергии и основных нутриентов. При этом со временем прогрессирует дефицитность питания, развиваются сопутствующие гастроэнтерологические нарушения.

Нередко, с прогрессированием белково-энергетической недостаточности, идет регресс наработанных навыков, ребенок чаще и более тяжело болеет. Ситуация приобретает социальную значимость. Частая госпитализация этих пациентов, необходимость использования для лечения банальных инфекций препаратов резерва ведут к дополнительным материальным затратам. При дефиците веса имеются сложности в дозировке специфической терапии (антиконвульсантами), которую нередко дети с органическим поражением головного мозга получают на постоянной основе. Лежачее положение, отсутствие навыка самостоятельного жевания и глотания у данных пациентов обусловливает необходимость постоянного искусственного питания.

Среди пациентов, имеющих дефицит нутритивного статуса, недостаток веса, 40% приходится на детей с неврологической патологией. Причин этому несколько. При наличии двигательных нарушений у детей, нередко имеются нарушения и со стороны желудочно-кишечного тракта, в частности моторики ЖКТ. В зависимости от места, характера и степени поражения центральной нервной системы дети имеют разные варианты гастроинтестинальных проявлений и выраженности дефицита питания.

Двигательные нарушения кодируются по международной шкале Gross Motor Function Classification System. Градация возможностей к движению построена по возрасту: до 2 лет, 2–4 года, 4–6 лет, 6–12 лет, 12–18 лет и по возможности передвижения для каждой возрастной группы. Вариантов двигательной активности несколько: передвижение в поддерживающих ходунках, с помощью ручных приспособлений, с физической помощью, или на моторизированных средствах передвижения, самостоятельно в инвалидном кресле, или возит другое лицо, либо сам может ходить, использует колесные средства передвижения. Уровней двигательной активности пять:

1 уровень — ходьба без ограничений;

2 уровень — ходьба с ограничениями;

3 уровень — ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;

4 уровень — самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения;

5 уровень — перевозка в ручном инвалидном кресле.

Оценка физического развития и оценка нутритивного статуса у пациентов с нарушениями движения проводится по центильным таблицам не для здоровых детей, а в соответствии с уровнем двигательной активности, согласно шкале GMFCS.

Измерение роста у детей, длительно находящихся в спастическом состоянии, с деформациями скелета, также затруднительно, и рассчитывается по таблицам коэффициентов, в зависимости от длины голени. Для спинальных больных применим метод Далласа-Хода. Долженствующая масса тела вычисляется уменьшением стандартного значения на 5–10% при параплегии, и на 10–15% при тетраплегии. В соответствии с полученными результатами диагностируется недостаточность питания, степень выраженности и рассчитывается нутритивный риск.

Читайте также  Со скольки месяцев можно давать ребенку прикорм

Дополнительное искусственное питание показано пациентам с выраженным дефицитом веса; при невозможности обеспечения более 60–80% рациона более 10 дней у детей старшей возрастной группы, более 5 дней — дошкольников и, более 3 дней детей 1 года, если общее время кормления составляет более 4 часов в день, при неадекватных прибавках роста и массы тела более 1 месяца у детей младше 2 лет и более 3 месяцев у детей старше 2 лет, потере веса более 5% на фоне терапии, снижении скорости роста более 2 см/год от долженствующего, а также, когда кормление является стрессом для обеих сторон.

Особую группу составляют дети с детским церебральным параличом и двигательными нарушениями, сопутствующими симптомами, как и у детского церебрального паралича: с поражениями головного мозга травматического и нетравматического характера; ранним аутизмом; фенилкетонурией; поражениями спинного мозга; шизофренией. Самые тяжелые нарушения нутритивного статуса у пациентов со спастическими и атетозными двигательными нарушениями. Они, как правило, сопровождаются болевыми ощущениями разной степени выраженности, но на постоянной основе, о которых дети не всегда могут сказать. Парезы; деформации конечностей и костей скелета и связанные с ними боли; нарушение осанки и тонуса мышц; проблемы с проглатыванием пищи; хаотичные движения конечностями, судорожный синдром сопутствуют органической патологии ЦНС. Сопутствует неврологической патологии поражение желудочно-кишечного тракта. Дисфагия оральная, фарингеальная или эзофагеальная, более чем у 75% выявлен гастроэзофагеальный рефлюкс, более 60% страдают запорами, гипоплазия эмали, зубной кариес, аномалии прикуса, бруксизм и постоянное слюнотечение — не полный список проблем этих детей.

Искусственное питание включает в себя энтеральное и парентеральное питание, при работающем желудочно-кишечном тракте выбирают более физиологичный первый способ. Энтеральное питание за последние десятилетия неуклонно внедряется в практику стационаров, хосписов, в домашний уход. Выбор введения питательного субстрата зависит от степени неврологического повреждения и сопутствующих гастроинтестинальных нарушений. При невозможности естественного способа кормления, или его неэффективности, частых аспирациях выбор за введение пищи через зонд или стому.

Для определения объема питания, которое может метаболизировать пациент с неврологической симптоматикой, необходимо установить индивидуальные потребности. Энерготраты у пациентов неврологического профиля отличаются от здоровых и зависят от уровня физической активности — или уровня двигательной активности (шкала GMFCS), особенностей заболевания и выбора терапии. Потребности неврологического пациента отличаются от здоровых детей и общепринятых рекомендаций! Боль, тревожность, гипертермия могут повышать потребности с 7 до 66% от исходной цифры по возрасту. Наличие пролежней требует увеличения энергоценности рациона на 20%. Реабилитационные мероприятия увеличивают потребности от 42 до 91%, поэтому, оставаясь на привычном рационе, ребенок в процессе реабилитации худеет. При этом применение седативных и блокирующих нейромышечную проводимость препаратов, обезболивание понижают потребности в энергии от 20 до 40%. Ряд антиконвульсантов увеличивают аппетит, и соответственно набор веса, а некоторые, наоборот, имеют анорексигенный эффект.

Итак, расчет потребностей для неврологического пациента лучше проводить по специальным формулам, как и оценку физического развития.

Потребности в нутриентах. Доля белка в рационе должна составлять 10–15% от всей энергоценности рациона, не менее. Возможно увеличение квоты белка до 15–20% при лечении глюкокортикостероидами, при нарушении трофики тканей — пролежнях, во время реабилитационных мероприятий.

Потребности в жидкости составляют около 1,5 мл/ккал, если нет патологических потерь (рвота, диарея…). При наличии сопутствующей бульбарной или псевдобульбарной патологии необходимо использовать загустители пищи для жидких продуктов питания.

Ряд неврологических патологий требуют в своем генезе исключения пищевых белков, как одного из патогенетических звеньев патологического процесса. В частности, самыми проблемными являются белки глютена (чаще пшеницы) и белки коровьего молока. Что касается непереносимости глютенсодержащих белков, то эти состояния не относятся к целиакии, однако, могут сопровождать и ее тоже. Безглютеновая диета часто обсуждается в качестве перспективного дополнения к стандартной диете при аутистических расстройствах личности (РАС). Положительное влияние безглютеновой и безмолочной диеты обеспечено за счет выявленных ранее расстройств ЖКТ, при этом достоверное улучшение коммуникативных навыков по шкалам наблюдения и диагностики аутизма. Подбор диетотерапии у таких детей индивидуален. Потенциально эффективна безглютеновая и безказеиновая диета при шизофрении, резистентной к препаратам эпилепсии. Диета рассматривается как дополнение к основной терапии. Положи-тельная роль диетотерапии при вышеописанных заболеваниях связана с функционированием структуры «Gut-Brain Axis» — оси взаимодействия кишечника и ЦНС. Глютен активирует экспрессию зонулина (белка группы гаптоглобинов, вырабатываемых в печени и тканях внутреннего эпителия), облегчает свое проникновение во внутреннюю среду организма. При этом продукт частичного расщепления глютена в ЖКТ является глютеморфин (глиадоморфин), обладающий опиоидной активностью, способный проникать через гематоэнцефалический барьер. В условиях повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника и активном употреблении глютенсодержащих продуктов, опиоидное действие может активно реализовываться. Аналогичным действием обладают и продукты метаболизма казеина белка коровьего молока — казоморфины. Глютен может уменьшать содержание триптофана в ЦНС. Триптофан является предшественником серотонина, при уменьшении концентрации последнего развиваются когнитивные и поведенческие расстройства. Также, невозможно исключить воздействие глютена на состав микрофлоры кишечника, что объясняет различие в профиле жирных кислот в кале больных аутиз- мом от такового у здоровых детей. Тем не менее, доказательная база находится в стадии накоплении материала, катанемнистических данных в настоящее время нет.

Исключение из рациона важных для детского организма нутриентов без адекватной замены невозможно. Молочный белок может быть заменен на растительное «молоко», широко распространенное в специализированных диетических магазинах: рисовое, миндальное, кокосовое, кедровое, соевое молоко. Для детей с нутритивным дефицитом используются специализированные смеси на основе глубокого гидролизата белков коровьего молока.

Глютенсодержащие крупы заменяются на рис, гречу, кукурузу, пшено, киноа, амарант. Для диетического разнообразия возможно использование макаронных безглютеновых изделий с растительными маслами и мясом. В виду исключения творога и сыра из рациона ребенка, замена по белковому и жировому компоненту идет за счет мясных блюд.

Таким образом, выбор диетотерапии пациенту неврологического профиля должен опираться на данные объективного исследования нутритивного статуса, способности принятия пищи и жидкости, способов доставки пищевого субстрата. Мониторинг нутритивного статуса осуществляется традиционно, как субъективно, так и объективно. Повышение физической активности, положительный эмоциональный фон, адекватное реагирование на медикаментозную терапию по основному или сопутствующему заболеванию, возможность вертикализации и продолжения реабилитационных мероприятий отнесем к положительным моментам нутритивной поддержки. К объективному мониторингу относится антропометрия, окружность плеча в сантиметрах, кожно-жировые складки, и данные лабораторных исследований: нормализация уровней альбумина, трансферрина, мочевины, креатинина, электролитов и глюкозы в динамике. В то же время при наличии диетических ограничений рост и развитие ребенка не должны замедляться.

Ожирение у детей

Программы годового наблюдения ребенка

Последние годы наблюдается стремительный рост количества детей и подростков, имеющих проблемы с лишним весом. Избыточное отложение жировой ткани в организме, то есть ожирение — это заболевание, которое необходимо лечить. Ожирение у детей может привести к серьезным проблемам со здоровьем: заболеваниям желудочно-кишечного тракта (запорам, диарее, холециститу, панкреатиту и др), сердечно-сосудистой системы (артериальной гипертензии, нарушениям в работе сердца), атеросклерозу, инсулинорезистентности, сахарному диабету 2 типа, нарушениям полового развития, эндокринным и метаболическим нарушениям, артрозу, апноэ сна, булимии, анорексии и др. И это, не говоря уже о психологических сложностях, проблемах с самооценкой, комплексах, насмешках одноклассников… В общем, если вы подозреваете у вашего ребенка наличие лишнего веса – не пускайте дело на самотек, обратитесь к эндокринологу!

Как определить наличие ожирения?

Ожирение у ребенка так же, как у взрослого ставится на основании измерения индекса массы тела (соотношения роста к весу, рассчитывается по формуле: масса тела (кг) / [рост (м)]2), а также по антропометрическим измерениям: врач смотрит окружность талии, объем бедер.

Диагноз «ожирение» ставится, когда фактическая масса тела ребенка превышает возрастной норматив более чем на 15%, а индекс массы тела превышает 30.

Причины развития ожирения у детей

На развитие ожирения, как правило, влияет и генетическая предрасположенность, и образ жизни. По сути, лишний вес появляется при энергетическом дисбалансе – когда калорий потребляется больше, чем тратится. То есть, проще говоря – при несбалансированном рационе, переедании и низкой физической активности.

Кроме того, ожирение может развиваться вследствие серьезных патологических состояний и генетических заболеваний.

Дети, страдающие от лишнего веса, обычно питаются не самой полезной пищей. В их рационе преобладают быстрые углеводы: хлебобулочные изделия, сладости, десерты, соки, газированные напитки; а также жиры: фастфуд, жареная, жирная пища. При этом белка, клетчатки и воды – очень мало.

Физической активности у современных детей тоже недостаточно: большую часть дня они проводят, сидя за партой в школе, делая уроки дома, играя в компьютерные игры, смотря телевизор или планшет. То есть у детей идет достаточно интенсивная умственная нагрузка, но катастрофически не хватает движения.

При выявлении ожирения врач, скорее всего, порекомендует выполнить биохимический анализ крови, исследование гормонального профиля. Возможно, понадобиться выполнить ребенку УЗИ щитовидной железы, УЗИ органов брюшной полости, МРТ гипофиза, а также некоторые другие обследования. Помимо помощи эндокринолога, ребенку может понадобиться консультация невролога, генетика, гастроэнтеролога, кардиолога, ортопеда, психотерапевта и других специалистов.

Виды ожирения

В зависимости от причин возникновения различают две формы ожирения: первичное и вторичное.

Первичное может быть связано с наследственной предрасположенностью (экзогенно-конституциональное) и связанное с неправильным питанием (алиментарное). В таких случаях огромную роль в формировании ожирения играет семья, поскольку особенности питания и образа жизни, желание заниматься спортом, прививают прежде всего родители.

Читайте также  Что можно давать пить 5 месячному ребенку

Когда мы говорим о наследственной предрасположенности, речь идет не о том, что наследуется лишний вес — генетически обусловлены особенности протекания обменных процессов в организме. То есть от наследственности зависит то, насколько быстрый у ребенка метаболизм, насколько быстро он будет набирать вес при переедании.

Алиментарное ожирение, чаще всего, возникает в критические периоды развития: до 3 лет, в раннем детском возрасте (в группу риска по ожирению входят дети, имеющие при рождении массу тела более 4 кг, набирающие слишком много веса ежемесячно, находящиеся на искусственном вскармливании), дошкольном возрасте, в 5-7 лет, и в период полового созревания – в 12-16 лет.

Вторичное ожирение возникает вследствие различных врожденных и приобретенных заболеваний: эндокринопатий, поражения центральной нервной системы, психопатологических состояний и пр. Чаще всего ко вторичному ожирению приводят эндокринные заболевания (проблемы со щитовидной железой, надпочечниками, гипофизом, яичниками у девочек). Таким образом, ожирение может быть симптомом заболевания, но разобраться с этим может только врач.

Выделяется четыре степени ожирения у детей:

  • Ожирение I степени – масса тела ребенка превышает норму на 15-24%.
  • Ожирение II степени – масса тела ребенка превышает норму на 25–49%.
  • Ожирение III степени — масса тела ребенка превышает норму на 50–99%.
  • Ожирение IV степени – масса тела превышает допустимую возрастную норму более чем на 100%.

Лечение ожирения

При лечении ожирения основные мероприятия направлены на снижение массы тела и профилактику последующего набора лишнего веса.

Если ожирение вторичное, то врач начнет с лечения патологии, которая провоцирует развитие ожирения. Но и при первичном, и при вторичном ожирении для снижения массы тела необходимо изменение образа жизни ребенка: коррекция рациона питания и рациональные физические нагрузки.

Профилактика ожирения

Любую проблему проще предупредить, чем лечить. Поэтому задача родителей с самого раннего возраста ребенка организовать ему адекватный режим питания и двигательной активности.

Поставьте целью формирование у ребенка правильных пищевых привычек, прививайте ему любовь к здоровому правильному питанию. Не стоит злоупотреблять фастфудом и сладостями – чем позже ваш ребенок познакомиться с этими продуктами, тем лучше. Рацион ребенка должен состоять из большого количества овощей, фруктов, сложных углеводов (каши, цельнозерновой хлеб), нежирного мяса, рыбы, нежирных кисломолочных продуктов.

Прививайте ребенку любовь к движению. С самыми маленькими можно делать гимнастику и посещать бассейн (детские бассейны принимают малышей, начиная с двух месяцев), как можно больше гуляйте на свежем воздухе. Когда малыш начнет ходить – не ограничивайте его, пусть ходит, бегает, падает, пачкается, ударяется – познает мир через движение.

Когда ребенок подрастет – запишите его в спортивную секцию. Сейчас существует огромное количество кружков для детей различного уровня подготовки. Выберите вместе с ребенком, какой вид спорта ему по душе: бег, танцы, велоспорт, лыжи, фигурное катание, хоккей, футбол, баскетбол, плавание, борьба – вариантов существует масса. Обязательно поддерживайте увлечение ребенка спортом.

Конечно, важно, чтобы родители показывали ребенку пример здорового образа жизни, согласитесь, вы не сможете убедить ребенка есть брокколи и паровые котлетки в то время, когда сами ужинаете картошкой фри. Да и родителям такое питание не полезно, а двигательные нагрузки необходимы. Так что организовывайте здоровый образ жизни для всей семьи – и вы избежите серьезных проблем со здоровьем как у себя, так и у ребенка.

Основы правильного питания шаг за шагом

Основы правильного питания шаг за шагом

Вести здоровый образ жизни — сегодня своеобразный тренд. Многие юноши и девушки все чаще отказываются от вредной пищи и пагубных привычек, выбирая спорт и здоровое питание. Что же такое – сбалансированный рацион и по каким принципам он подбирается? С этими вопросами непременно столкнется каждый, кто только начинает формировать у себя здоровые привычки. Расскажем, как шаг за шагом выстроить подходящую именно вам систему питания.

Вести здоровый образ жизни — сегодня своеобразный тренд. Многие юноши и девушки все чаще отказываются от вредной пищи и пагубных привычек, выбирая спорт и здоровое питание. Что же такое – сбалансированный рацион и по каким принципам он подбирается? С этими вопросами непременно столкнется каждый, кто только начинает формировать у себя здоровые привычки. Расскажем, как шаг за шагом выстроить подходящую именно вам систему питания.

Шаг 1. Пообщайтесь с врачом

В попытках сохранить здоровье многие, наоборот, наносят ему значительный вред. Начитавшись «полезных» советов из Интернета, которые к тому же даны псевдо-экспертами, люди начинают воплощать их в жизнь. Конечно же, такие советы максимально обобщены и не учитывают индивидуальных особенностей человека.

Точно сказать, какие правила питания стоит внедрить в свою жизнь, а что лучше не использовать, может только профессиональный врач, изучив вашу медицинскую карту и собрав анамнез. Например, людям с недобором мышечной массы придется добавить в свой рацион больше белка, а человеку с лишним весом будет рекомендовано сократить количество углеводов и жиров. Если у вас есть какие-либо хронические заболевания (и определенная диета еще не назначена), врач подберет вам индивидуальный рацион и режим питания.

Шаг 2. Проанализируйте свое ежедневное меню

Зачастую мы не подмечаем, что едим в течение дня. Если завтрак, обед и ужин могут отложиться в памяти, то различные перекусы остаются, как правило, без внимания. А ведь именно эта составляющая нашего ежедневного меню обычно является самой «вредной», то есть не сбалансированной по микроэлементам, с содержанием большого количества жиров и сахара.

Если завтрак, обед и ужин могут отложиться в памяти, то различные перекусы остаются, как правило, без внимания.

Поэтому первую неделю рекомендуется записывать все, что вы употребляете в пищу, вплоть до самой маленькой конфетки и чашечки чая во время вечернего просмотра телевизора. Заведите себе тетрадку, в которую будете заносить все продукты (и пищу, и напитки). В конце недели проанализируйте свое меню. Наверняка, вы очень удивитесь, увидев, сколько всего вы на самом деле едите, и какой большой процент из этого составляет «вредная» пища. Такой подход позволит вам научиться более осмысленно подходить к каждому приему пищи и контролировать себя во время перекусов.

Шаг 3. Сбалансируйте свое меню

Вы можете есть все, что угодно, в том числе позволить себе сладкую или жирную пищу. Главное, чтобы эти лакомства не выбивались из общей системы распределения белков, жиров и углеводов. Минздрав и ВОЗ предлагают следующую пропорцию: белки должны составлять 10–15 % дневного меню, жиры — 30 %, углеводы — 55–60 % от суточной калорийности рациона.

Минздрав и ВОЗ предлагают следующую пропорцию:

1) Белки должны составлять 10–15 % дневного меню,

3) углеводы — 55–60 % от суточной калорийности рациона.

Сбалансировать свой рацион в соответствии с рекомендациями поможет врач-диетолог, который расскажет, как правильно составлять меню с учетом необходимого количества элементов. Научиться этому можно и самостоятельно — достаточно знать состав продуктов и провести несложный подсчет белков, жиров и углеводов.

Большую часть ежедневного количества углеводов желательно съедать в первой половине дня (на завтрак и обед). Углеводы — это энергия, необходимая для выполнения нашим организмом ежедневных задач. Однако не все углеводы одинаково полезны. Медленные углеводы (например, в кашах), дают вам длительное чувство насыщения, так как медленно перевариваются и усваиваются, а вот быстрые (например, в тортах и пирожных), наоборот, очень легко перерабатываются. Поэтому отдавайте предпочтение правильному завтраку. Наполнившись энергией с утра, вы сможете продуктивно провести день, не набрав при этом лишних килограммов.

Белки в зависимости от пищевого источника (растительные или животные) имеют разную степень усвоения, животные усваиваются несколько быстрее растительных. Они подходят для любого приема пищи, в том числе и «вечернего».

Шаг 4. Подружитесь с «правильными» сладостями

Совет может показаться неуместным, ведь все знают, что «сахар — это зло». Однако если вы сладкоежка и не готовы полностью отказаться от тортов, пирожных и прочих лакомств, то и не стоит себя заставлять это делать. Ведь любой строжайший запрет рано или поздно приведет к срыву. Поэтому вместо того чтобы полностью исключать сладости из своей жизни, научитесь грамотно включать их в свое меню.

Вместо того чтобы полностью исключать сладости из своей жизни, научитесь грамотно включать их в свое меню.

Постарайтесь «переключиться» с десертов с содержанием сахара на полезные сладости. К ним относятся все фрукты, самодельные конфеты из сухофруктов и орехов, ягоды. Эти лакомства также содержат сахар, но природный, который лучше усваивается и в меньшей степени приводит к набору лишнего веса.

А вот все кондитерские лакомства, в состав которых входит сахар, относятся к разряду высокоуглеводной пищи, причем углеводы здесь быстрые. Они не вызывают чувство длительного насыщения, и уже буквально через час хочется повторить прием пищи. Поэтому, если вы все-таки позволили себе пирожное, то лучше съесть его не отдельно в качестве перекуса, а во время основного приема пищи. Так вы будете сыты и удовлетворите потребность в сладком. При этом после обеда от десертов лучше отказаться, так как углеводы не успевают расходоваться и откладываются в виде лишней жировой ткани. Если же вечером сильно захотелось чего-то сладкого, то лучше, опять же, отдать предпочтение фруктам или ягодам.

Читайте также  Сколько мяса давать ребенку в 10 месяцев

Шаг 5. Посчитайте калории

Количество ежедневно потребляемых калорий должно гармонировать с расходом энергии. Если вы активно занимаетесь спортом, ваша работа связана с постоянными физическими нагрузками, то вам следует увеличить количество потребляемых калорий. И, наоборот, если вы ведете сидячий образ жизни, мало двигаетесь, то и калорий вам потребуется меньше. Зная свою норму, вам нужно будет считать все съеденные калории за день. Тут вновь пригодится дневник питания, в который, как мы писали ранее, необходимо внести все продукты, которые вы употребили за день. Такой подход кажется сложным только на начальных этапах, со временем вы сможете без записей понимать, сколько и чего съели.

По данным Минздрава, в среднем в зависимости от образа жизни суточной нормой для мужчин является 2400 ккал, а для женщин — 2200 ккал.

Если вы затрудняетесь посчитать количество необходимой вам энергии, у нас есть специальный калькулятор.

Шаг 6. Витамины и микроэлементы

Каждый из нас не раз сталкивался с рекламой биодобавок, в которой говорится о необходимости их употребления при отсутствии должного количества натуральных витаминов. Действительно, жители России подвержены и дефициту витамина D, и дефициту йода. Вот только бездумно употреблять добавки все же не стоит.

Прежде чем принимать такие препараты, важно убедиться, что у вас имеется дефицит того или иного микроэлемента. И тут без врача не обойтись — потребуется сдать анализ крови. Причиной дефицита может быть как недостаточное поступление веществ из пищи, так и заболевание. Например, нехватка железа (железодефицитная анемия) может свидетельствовать о недостаточном поступлении железа с пищей, но может быть признаком более серьезного заболевания. Или же у вас может быть переизбыток какого-либо микроэлемента. И добавки только ухудшат ситуацию, спровоцировав развитие связанного с этим элементом заболевания.

Поэтому не стоит самостоятельно назначать себе такое «лечение», даже если препараты безрецептурные и не относятся к лекарственным средствам. Если врач не диагностировал заболевание, то он подберет добавки, которые подойдут вам.

Правильное питание — это целая система. Нельзя просто так отказаться от сладкого или жирного и назвать новое меню «правильным питанием». Только грамотный подход с пониманием процесса позволит вам питаться так, чтобы сохранить молодость, здоровье и красоту.

Метеоризм у детей

Метеоризм бывает почти у всех новорожденных младенцев и грудничков с возраста две недели.

Важно! Это состояние – одно из главных проявлений дисбактериоза. Схожую симптоматику имеют и инфекционные болезни.

Вздутие живота происходит из-за большого скопления газов при их медленном отхождении. Оно сопровождается коликами, болями в животе. Когда газы выходят, прекращается и боль. Такое состояние связано у малышей с тем, что их кишечник заселяется микрофлорой. У детей постарше причины другие, и мы подробно расскажем о них.

Причины развития метеоризма у детей

На первом году жизни у младенца еще в недостаточном количестве вырабатываются пищеварительные ферменты, моторика желудка слабая, поэтому даже при небольших нарушениях правил кормления возникает метеоризм. Это может быть слишком частое и/или обильное кормление, неправильный баланс белков, жиров и углеводов и др. Кроме того, грудные дети заглатывают много воздуха при кормлении, что тоже вызывает газообразование. Источник:
П.Л. Щербаков
Метеоризм у детей
// Трудный пациент, 2006, т. 4, №9, с.66-72

Другие причины газов у новорожденных:

  • процесс адаптации организма к жизни вне утробы матери;
  • стрессы;
  • не соответствующая возрасту пища;
  • изменение молочной смеси;
  • избыточное кормление;
  • слишком раннее введение прикорма;
  • заглатывание газа во время плача, криков;
  • беспокойное поведение, перевозбуждение, нестабильное эмоциональное состояние;
  • неправильный рацион матери, если ребенок находится на грудном вскармливании;
  • недоношенность;
  • лактазная недостаточность;
  • аллергия на белок коровьего или козьего молока;
  • дисбактериоз.

У детей 2-4 лет причины повышенного газообразования другие:

  • употребление сладостей, сдобы, белого хлеба, продуктов с грубой клетчаткой и крахмалом;
  • гиподинамия, неактивный образ жизни;
  • избыток массы тела;
  • дисбактериоз;
  • врожденный недостаток пищеварительных ферментов;
  • стрессы, нервное напряжение;
  • злоупотребление газированными напитками;
  • привычка жевать жевательную резинку.

У школьников очень важен психологический фактор. Газы бывают из-за стрессов или психологического запора, неврозов, влияющих на работу ЖКТ.

После 8 лет причины следующие:

  • переедание;
  • гиподинамия;
  • нарушение перистальтики кишечника, дисбактериоз;
  • неврозы;
  • злоупотребление лекарственными препаратами;
  • увлечение «вредными продуктами», газированными напитками;
  • несбалансированное питание, потому что с этого возраста дети уже выбирают сами, что хотят есть, а что – нет, спорят с родителями, отказываются от здоровой пищи;
  • инфекции кишечника.

Виды метеоризма у детей старшего возраста:

  • Дисгестивный. Следствие дефицита пищеварительных энзимов, расщепление непереваренных остатков пищи микрофлорой кишечника и, как следствие, выделение большого количества газов.
  • Алиментарный. Возникает при употреблении газообразующих продуктов и напитков.
  • Динамический. Развивается, если нарушена моторика органов ЖКТ, что приводит к скоплению в кишечнике остатков непереваренной пищи.
  • Дисбиотический. Объясняется дисбактериозом кишечника. Основная причина – длительная терапия антибиотиками, подавляющая активность микрофлоры и стимулирующая рост колоний чужеродных микроорганизмов. Источник:
    Н.Л. Пахомовская, М.М. Венедиктова
    Метеоризм: причины и пути коррекции
    // Consillium Medicum. Педиатрия, 2017, №2, с.32-36

Симптомы заболевания у детей разных возрастов

Для детей до одного года

  • Беспокойство, частый плач.
  • Визуально заметное вздутие живота.
  • Расстройства стула – диарея или запор, что особенно характерно для лактазной недостаточности.
  • Отрыжка, икота.
  • Отсутствие аппетита – отказ от груди.
  • Через несколько минут после кормления младенец пытается подтянуть ноги к груди.

Для детей старших возрастных групп

  • Урчание в животе, боли, ощущение распирания.
  • Тошнота, рвота.
  • Повышенный объем газов, которые могут выходить неконтролируемо.
  • Вздутие живота, которое при метеоризме заметно у ребенка визуально.
  • Ощущение переполненного желудка, отсутствие аппетита.
  • Одышка.
  • Запоры и диарея, чередующиеся между собой.

Характерной особенностью заболевания является исчезновение или значительное ослабевание симптоматики после выхода газов.

Методы диагностики

Внешне определить метеоризм можно по вздутию живота, это заметно даже родителям. Потребуются анализы:

  • кала – позволяет выявить дисбактериоз и микроорганизмы, которые причиняют дискомфорт;
  • крови – покажет, есть ли анемия, которая влияет на качество переваривания пищи.

В некоторых случаях назначают гастроскопию и/или колоноскопию. Это нужно, если есть подозрение на непроходимость.

Лечение детей разных возрастных групп

Методы терапии заболевания зависят от возраста. Может быть показана диета, медикаментозное лечение, изменение образа жизни.

Какую помощь оказать при метеоризме кишечника у грудного ребенка?

Первая помощь при метеоризме у детей подразумевает облегчение состояния. Снять кишечный спазм и ослабить колику поможет отвар ромашки, «Но-шпа» (дротаверина гидрохлорид). Стимулировать отхождение газов можно с помощью «Эспумизана».

Важно! Детям до трех лет нельзя давать препараты, не одобренные наблюдающим педиатром.

Младенцу можно положить на живот грелку. Также для облегчения неприятных ощущений применяют массаж: круговые движения без надавливания по часовой стрелке. Состояние ребенка можно облегчить, положив его на спину и несколько раз согнув его ноги, каждый раз подгибая их к животу и выпрямляя. Источник:
А.Н. Сурков, В.В. Черников
Симптом метеоризма у детей раннего возраста: причины и пути коррекции
// Педиатрическая фармакология, 2013, т.10, №1, с.78-82

Если эти меры не помогают, можно использовать специальный газоотводный катетер.

Кормящей матери нужно с осторожностью употреблять газообразующие продукты – бобовые, какао, кофе, шоколад, квашеную капусту, хлебобулочные изделия, сдобу, виноград, свежие овощи и фрукты.

После каждого кормления нужно подержать ребенка вертикально, чтобы избыточный воздух вышел с отрыжкой.

Использовать любые препараты можно только по назначению врача. Это может быть «Эспумизан», энтеросорбенты, эубиотики.

Лечение детей старшего возраста

В некоторых случаях назначают пищеварительные ферменты в таблетках. Вносятся изменения в рацион, из которого исключают вредные продукты: газированные напитки, чипсы, бобовые, картофель, сырые овощи и фрукты, шоколад, какао. Важно, чтобы ребенок не переедал. Чтобы купировать спазмы, улучшить моторику и повысить тонус стенок кишечника, врач может прописать специальный препарат, например «Иберогаст».

Обязательно нужно наблюдать за тем, чем питается ребенок, чтобы определить, после какого продукта происходит вздутие. Пищу нужно готовить на пару или варить, ее температура при подаче должна быть умеренной. Рекомендуется побольше пить – негазированную воду, травяные отвары. Есть нужно 4-6 раз в день небольшими порциями и тщательно пережевывать пищу.

  • сыры низкой жирности;
  • кисломолочные продукты;
  • нежирная рыба;
  • каши без молока;
  • мясо кролика, птицы;
  • тыква, свекла;
  • блюда из яиц (не жареные).

Ребенок должен больше двигаться, гулять, играть со сверстниками. Важно оградить его от стрессов.

Профилактика заболевания

Ребенок должен есть в спокойной обстановке. Во время еды не стоит включать телевизор, потому что это отвлекает и способствует заглатыванию воздуха с пищей. Приемы пищи должны быть распределены в течение дня и всегда быть в одно и то же время. Нельзя есть торопливо и на ходу. Младенца перед кормлением рекомендуется на 5 минут положить на живот. После еды придайте ему вертикальное положение на несколько минут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: