Что можно давать 6 месячному ребенку кушать

Бронхит у ребенка не шутка

Внезапный сильный кашель у ребёнка – однозначный повод обратиться к педиатру. Кашель – знаковый симптом, вероятней всего указывающий на развитие бронхита. Заболевание характеризуется неспецифическим воспалением бронхов, расположенных в нижнем отделе дыхательной системе.

Бронхит, протекающий без каких либо осложнений, в большинстве случаев, не опасен для жизни малыша или ребенка постарше. Но заболевание остается одним из самых распространенных, судя по обращениям к врачу-педиатру. Заболевший ребенок теряет активность и бодрость, его самочувствие резко ухудшается и приходится оставлять его дома под присмотром. Заболевание утяжеляется от нескольких дней до нескольких недель 1 .

Кашель является основным симптомом при бронхите, ребенку тяжело контролировать подобный процесс, что в итоге может спровоцировать бессонные ночи, истерики, нервные расстройства.

Врачи научились выявлять детский бронхит, но с определением его формы случаются сложности. По общепринятой терминологии, выделяют острую и хроническую 1 формы заболевания:

  • Острый бронхит. В большинстве случаев, при возникновении бронхита, разговор идет именно об острой форме заболевания. Основной признак – продолжительный кашель, который может мучить ребёнка до четырех недель.
  • Хронический бронхит. Кашель, выделение мокроты, общее снижение самочувствия возникают с постоянной периодичностью в течение двух и более лет. Каждый год обострение настигает ребёнка не менее трех месяцев в году.

Помимо острой и хронической формы, существует еще один вид бронхита у детей, который во всем мире имеет различные определения. Наши врачи чаще называют заболевание затяжным. По своим свойствам, он ближе к острой форме, но длится от одного до трёх месяцев. В основном затяжной бронхит развивается из острой формы, особенно у детей, страдающих рахитом, с хроническими очагами инфекции в дыхательной системе, а также с врожденными пороками 2 .

Причины бронхита у детей

Как и у взрослых людей, бронхит у детей развивается преимущественно из-за вирусной инфекции. Летом ребенок набирается сил, а осенью, зимой и весной болеет очень часто. Это привычная картина, особенно если ребенок ходит в детский сад или образовательное учреждение. Организм ребенка атакуют следующие вирусы:

  • грипп типа А, B, С и парагрипп;
  • адено- и риновирусы;
  • короновирус
  • респираторно-синцитиальный вирус
  • метапневмовирус

Гораздо реже, чем вирусы, но гораздо чаще, чем у взрослых, причиной бронхита у маленьких детей становятся бактериальные инфекции:

  • возбудитель коклюша (бордетелла);
  • хламидии;
  • микоплазма;
  • стафилококки;
  • пневмококки;
  • стрептококки.

Симптомы и признаки бронхита

Бронхит чаще всего проявляется на фоне острого респираторного заболевания. Сами вирусы предпочитают верхние дыхательные пути, однако до бронхов инфекция доходит практически всегда 4 .

Перед тем, как ребенок начнет кашлять, а врач поставит диагноз бронхит, проявляются симптомы свойственные острым респираторным заболеваниям. Могут проявить себя следующие симптомы и признаки бронхита у детей:

  • Высокая температура;
  • Головная боль, беспокойство;
  • Слабость, снижение активности, боль в мышцах, постоянная усталость
  • Насморк, проявляющий себя в виде заложенности носа, слизистых выделений;
  • Боль в горле, першение, осиплость;
  • Самый характерный симптом – кашель и одышка. Сначала сухой, затем продуктивный с мокротой.

Кашель выделен неспроста, именно он является основным симптомом, после выявления которого строится план лечения. Кашель может возникнуть даже после полного отступления ОРВИ. Это часто наблюдается из-за ослабления общего и местного иммунитета, когда развивается бактериальное заражение. Кашель при острой форме бронхита могут называть непроходящим, его длительность указывает на развитие затяжного или хронического заболевания.

Кашель у детей могут вызывать и другие заболевания дыхательной системы – ларингит, трахеит, а в худшем случае – пневмония. Еще чаще вирус поражает сразу несколько участков, развивается трахеобронхит или ларинготрахеит.

Кашель – физиологический рефлекторный процесс, возникающий из-за раздражения слизистой дыхательных путей. При бронхите так организм пытается очистить бронхи, трахею и гортань от результата воспалительного процесса — мокроты 4 .

Особенности острого и хронического бронхита у детей

В большинстве случаев врачи справляются с лечением острой формы бронхита у детей. Если спустя четыре недели ребёнок продолжает кашлять, то диагноз меняют на затяжной бронхит. Подобное состояние продолжается до нескольких месяцев.

Главная опасность острой формы заключена в последствиях и осложнениях бронхита у детей. Про риск развития хронического бронхита или пневмонии уже говорилось. Возможно также перерастание в обструктивный бронхит, при котором начинаются проблемы с самим дыханием из-за отека и спазма. Развивается дыхательная недостаточность, одышка, становится тяжело дышать, что несет реальную угрозу жизни, особенно если ребёнок еще мал и с трудом может объяснить свои ощущения. В таком случае нужно как можно скорее обратиться к врачу, а при резком ухудшении состояния или выраженном ограничении дыхания — незамедлительно вызвать скорую помощь 5 .

Педиатры успешно проводят лечение острого бронхита у детей, но с хронической формой все сложней. Ее достаточно тяжело обнаружить у ребенка, ведь официально, диагноз ставится по прошествии двух лет минимум.

Для выявления хронической формы может потребоваться дополнительная диагностика, наблюдения, сбор анамнеза (опрос) у родителей. Сопоставив все данные, наблюдения, врач может поставить правильный диагноз.

При выявлении хронической формы важно вовремя замечать обострения заболевания, а также его ремиссии (затихание). Когда организм ребёнка атакует очередной приступ, проявляются следующие симптомы интоксикации:

  • Возникает головная боль, слабость, ухудшается общее самочувствие;
  • Повышенная потливость, особенно ночью;
  • Ощущается постоянная усталость;
  • Может повыситься температура.

Когда наступает ремиссия, все симптомы уходят, как сам кашель 5 .

Недавно терминология хронического бронхита у детей порождала споры в медицинском сообществе. У взрослых людей толчком для формирования хронического заболевания становятся курение или работа, связанная с опасным химическим или механическим производством (например, шахтеры). По понятным причинам, подобное не может относиться к ребёнку. Однако хронический бронхит у детей возникает довольно часто.

Также дети чаще страдают от бактериальной инфекции. Возможно, это связано с тем, что иммунитет в раннем возрасте еще плохо сформирован. Любое острое респираторное заболевание открывает доступ к бактериальному заражению, иммунитет просто не успевает среагировать, так как занят вирусной инфекцией 2 .

Диагностика и лечение бронхита

Диагностика бронхита у детей важна в общей программе лечения. Помимо самого заболевания, диагностика помогает определить форму, стадию и возможные осложнения. Диагностируют бронхит у детей следующими способами 1 :

  • Сбор анамнеза у ребенка и родителей;
  • Выявление кашля и определение его продолжительности;
  • Физикальная диагностика, включающая в себя пальпацию, общий внешний осмотр и прослушивание грудной клетки фонендоскопом;
  • Рентгенологическое исследование.

В большинстве случаев этих способов диагностики достаточно, и дети легко их переносят. Но могут применяться и другие способы диагностирования: общий анализ крови, спирометрия (измерение объема легких) и бронхография.

Наука накопила немало знаний о респираторных заболеваниях и их конкретных возбудителях. Применяются и хорошо изучены методы лечения и диагностики у детей, но универсального средства до сих пор нет. Лечение должно быть комплексным.

Одним из интересных и действительно важных достижений науки последних лет можно назвать отказ от тотального выписывания антибиотиков при любой форме бронхита. Учитывая, что заболевание чаще возникает из-за вирусов, антибиотики никак себя на проявляют в лечении основной проблемы и сильно вредят неокрепшему детскому организму. Лечение антибиотиками признано нерациональным 5 .

Однако хронический бронхит, вероятно или подтверждено вызванный бактериальной инфекцией, лечить антибиотиками необходимо, иначе возможен риск серьезных осложнений. Все упирается в точную диагностику и определение причины заболевания, а далее должен выстраиваться грамотный план лечения.

В большинстве случаев лечение сводится к помощи организму в борьбе с вирусной инфекцией, породившей бронхит. В бой должен вступить иммунитет, ему необходимо помочь и предоставить для борьбы все условия.

Учитывая серьезность течения и разные причины заболевания, лекарственные препараты для лечения бронхита у детей должен назначать только лечащий врач-педиатр или ЛОР 3 :

  • Жаропонижающие средства;
  • Противокашлевые препараты;
  • Иммуностимуляторы;
  • Противовирусные препараты;
  • Противоаллергические препараты;
  • Антигистаминные препараты;
  • Отхаркивающие препараты, муколитики и бронхолитики;
  • Растительные препараты с отхаркивающим эффектом;
  • Антибиотики в самых серьезных случаях заболевания.

При лечении детей хорошо проявили себя ингаляционные способы доставки лекарственного препарата, массаж грудной клетки и электрофорез. Лечение бронхита у детей в домашних условиях должно включать в себя обильное питье, увлажнение воздуха и гипоаллергенное питание.

Учитывая, что основной причиной развития бронхита является вирус, стоит сосредоточиться на поддержании и развитии иммунитета, особенно в холодное время года. Для поддержки или восстановления функций защиты могут применяться вспомогательные лекарственные средства. Среди них особо выделяется ИРС ® 19 — комплексный лекарственный препарат на основе бактериальных лизатов 6 .

Иммуномодулятор ИРС ® 19 прошел проверку временем 7 . Препарат успешно противостоит патогенным бактериям на слизистых оболочках дыхательной системы, препятствуя размножению инфекции. При его использовании может существенно сократиться частота респираторных заболеваний, а также снижается суммарная потребность в антибактериальной и противовоспалительной терапии 8 .

Принцип действия препарата основан на иммуностимуляции. В составе присутствуют лизаты бактерий распространенных возбудителей инфекций. ИРС ® 19 активирует и стимулирует местный иммунитет, тем самым удерживая ворота, в которые пытаются ворваться различные респираторные инфекции. После применения препарата, организму легче справиться с бактериями, которые могут осесть на бронхах 6 .

Профилактика бронхита у детей

Вопрос профилактики бронхита у детей стоит особенно остро, ведь детский организм, с неокрепшим иммунитетом, постоянно находится в зоне риска. Особенно при посещении детского сада или школы.

Общая профилактика, доступная каждому, должна сводиться к усилению иммунитета ребенка, для этого применяются следующие мероприятия:

  • Легкое закаливание — после года вполне разумно;
  • Проветривание помещений;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Употребление качественной пищи, в том числе овощей и фруктов;
  • Поддержание влажности в помещении для сна;
  • Ограждение от провоцирующих болезнь факторов — табачный дым, пыль и различная химия в составе воздуха;
  • Физическая активность.

Помимо лечения бронхита у детей препарат ИРС ® 19 также применяется в профилактических целях, особенно в период простудных заболеваний. Если начать профилактические мероприятия заранее, формируется защитный барьер против большинства видов респираторных инфекций. Профилактический курс составляет две недели, эффект может сохраняться 3-4 месяца, что очень актуально осенью и зимой 10 . Применение ИРС ® 19 возможно с трёх месяцев жизни 6 .

Как избавиться от диатеза

Диатез является спорным понятием. В современной отечественной педиатрии и терапии данное понятие уже не используется в повседневной практике. Диатез – это по сути предрасположенность организма к развитию определенных патологических реакций. Диатезы еще называют аномалиями конституции. Ранее выделяли три вида диатезов: экссудативно–катаральный, лимфатико–гипопластический, нервно–артритический. Каждый из них включал в себя определенные критерии. Экссудативно–катаральный диатез характеризуется склонностью человека к аллергии и развитию инфекционных заболеваний. Лимфатико–гипопластический диатез характеризуется избыточным весом, увеличенными лимфоузлами, увеличенными миндалинами и аденоидами. Такие дети часто болеют респираторными заболеваниями, а также склонны к аллергии. Нервно–артритический диатез характеризуется изменениями со стороны обмена веществ, вызванные повышенной возбудимостью нервной системы. У таких людей часто отмечается болезненность в коленях и спине, недержание мочи, ночные страхи, сниженный аппетит, эмоциональная неустойчивость, заикание. Стоит подчеркнуть, что наиболее характерным симптомом данного заболевания является циклически возникающая рвота (так называемый ацетонемический синдром у детей). Описанные симптомы диатезов чаще возникают именно в детском возрасте, поэтому данные проявления менее выражены у взрослого человека.

Используя термин «диатез» в настоящее время, педиатры и терапевты зачастую имеют в виду экссудативно–катаральный диатез, который имеет более современное понятие – « атопический дерматит». Поэтому дальнейшее рассмотрение данной тематики будет уделено именно этому заболеванию.

Читайте также  Режим питания ребенка три месяца

Диатез и его причины

Атопический дерматит (диатез) – это самое частое кожное аллергическое заболевание у ребенка и взрослого, которое характеризуется воспалением, зудом, а также хроническим рецидивирующим течением. Атопический дерматит, как правило, имеет различные кожные проявления в зависимости от возраста человека. Более подробно рассмотрим далее.

диатез

Атопический дерматит (диатез) – это самое частое кожное аллергическое заболевание.

Причины диатеза

Особую роль в развитии заболевания играет наследственно обусловленная способность к развитию аллергических заболеваний.

Также в основе заболевания лежат и другие причины, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся особенности самого организма. К внешним относят причины, с которыми человек контактирует извне.

Внутренние причины

  • Наследственно – обусловленная способность организма к повышенной выработке IgE (иммуноглобулин, ответственный в большинстве случаев за аллергию).
  • Повышенная, чрезмерная реакция кожи на раздражители (аллергены).
  • Увеличение сухости кожи.
  • Нарушение эпидермального барьера.

Внешние причины

  • У детей первых лет жизни – пищевая аллергия, а также дисбиоз кишечника, вакцинация (АКДС). Важно подчеркнуть, что вакцинация не у каждого ребенка приведет к развитию атопического дерматита. Имеется лишь более высокая вероятность развития данного заболевания у детей с отягощенным аллергическим фоном.
  • У детей дошкольного возраста – бытовые и грибковые аллергены. Нередко причиной могут явиться гельминтозы.
  • В подростковом возрасте – стрессы, эмоциональные переживания.
  • Причинами диатеза у взрослых является комбинация вышеописанных факторов. Это может быть пищевая аллергия, аллергия на цветение растений, контактная аллергия (при контакте аллергенов с кожей), стрессы, эмоциональные переживания.

Симптомы диатеза у ребенка и взрослого

Диатез может проявиться в любом возрасте. Основное проявление – постоянный сильный зуд в сочетании с местными, кожными проявлениями . Заболевание характеризуется рецидивирующим течением.

симптомы диатеза

Диатез может проявиться в любом возрасте.

Первые признаки заболевания появляются еще в раннем возрасте. Им предшествует появление чешуек на волосистой части головы и бровей (гнейс). Одними из основных и главных проявлений дерматита у детей раннего возраста являются покраснение и сухость кожи щек. Характерной особенностью является то, что носогубной треугольник и нос остаются не тронутыми аллергическими высыпаниями. Если родители не предпринимают никаких мер, то процесс прогрессирует. Очаги поражения появляются и на других участках тела: волосистая часть головы, уши, туловище, разгибательные поверхности конечностей. Нередко сыпь может располагаться на ягодицах, вокруг ануса. Без лечения процесс прогрессирует, и на фоне красноты и отечности кожи появляются маленькие пузырьки, которые быстро разрушаются. Вследствие этого появляются ранки, которые покрываются корочкой и чешуйками. После отслоения корочек на местах поражения остается гладкая кожа ярко-розовой окраски. Иногда на фоне описанной сыпи могут также появляться и мелкие узелки на коже, которые возвышаются над уровнем кожи. О чаги поражения на коже, как правило, размещаются симметрично .

С возрастом у многих пациентов наблюдается клиническая трансформация кожных высыпаний. У взрослых они выглядят по-другому и располагаются в других местах. Очаги поражения имеют вид уплотнения и сухости кожи. Они располагаются на шее, локтевых и подколенных сгибах, на тыльной поверхности кистей, в подмышечных и паховых складках, иногда вокруг рта, глаз и в области половых органов. Характерен интенсивный зуд кожи, который больше усиливается ночью. Из-за этого нарушается сон, человек становится раздражительным, капризным. Постоянный зуд приводит к тому, что ребенок или взрослый расчесывает сухие участки кожи и появляется раневая поверхность, которая покрывается корочками.

Диагностика диатеза

Для того, чтобы поставить диагноз атопического дерматита, необходимо иметь:

  • Отягощенность по аллергии.
  • Типичную сыпь, которая располагается в типичных местах.
  • В клиническом анализе крови – эозинофилию (повышение уровня клеток, ответственных за аллергию).
  • Повышение в крови уровня аллергенспецифических IgE-антител , которые также повышаются при аллергии.
  • Положительные кожные пробы с аллергенами (так называемые «прик-тесты» ). Являются золотым стандартом в подтверждении аллергии. Суть метода состоит в том, что медработник наносит на кожу пациента небольшие проколы с аллергенами и оценивает реакцию. При появлении реакции тест можно считать положительным.

диагностика диатеза

Диагноз атопического дерматита выставляется только на основании комплекса обследований и симптомов.

Лечение диатеза у взрослых и детей

Многие пациенты при визите к врачу часто задают одни и те же вопросы: «Как быстро избавиться от диатеза? Как вылечить диатез?». Мы не будем рассматривать лечение диатеза гомеопатическими или народными средствами. Подойдем к этому вопросу согласно протоколу по лечению атопического дерматита.

Лечение диатеза у взрослых и детей должно быть комплексным и включать в себя:

лечение атопического дерматита

  1. Диету . Необходимо исключить из рациона подозреваемый продукт. После дополнительного аллергологического обследования необходимо полностью исключить все причинно-значимые аллергены (продукты). Что касается диеты грудного ребенка, то тут все зависит от вида вскармливания малыша. При грудном вскармливании – исключение из диеты матери таких продуктов, как коровье (козье) молоко и продукты на его основе, яйца, рыбы, орехов, глютена, морепродукты. Все эти продукты относятся к группе «облигатных» аллергенов. Иными словами, наиболее часто вызывающие аллергические реакции. При искусственном вскармливании ребенка – использование смесей на основе полного гидролизата молочного белка, казеина («Альфаре», «Нутрилон пепти аллергия», «Фрисопеп АС»).
  2. Уменьшение контакта с аллергеном . Полностью исключить контакт с аллергеном не получится, но возможно ограничить контакт с ним. Чаще всего, для этого будет достаточно выполнять ряд рекомендаций:
    • Регулярная стирка постельного белья (1-2 раза в неделю). Температура воды должна быть высокой, около 50-60 градусов. Такая температура позволяет уничтожить клещей, которые являются основным бытовым аллергеном.
    • Стирка подушек и одеял горячей водой более 50 градусов.
    • Хорошая вентиляция жилища, что позволяет удерживать влажность комнаты на определенном уровне, и тем самым предотвращать рост количества грибков и клещей.
    • При уборке помещения использовать вакуумные пылесосы.
    • Заменить ковры на линолеум или паркет.
    • Гардины заменить на жалюзи, которые можно протереть от пыли.
    • Тканевую мебель заменить на кожаную или виниловую.
    • Убрать мягкие игрушки из спальни.
    • При уборке помещения использовать противоклещевые средства.
  3. Местное и системное медикаментозное лечение . Местное лечение подразумевает под собой применение местных, локальных препаратов. Системное – использование таблетированных медикаментозных препаратов внутрь.

Местное лечение. Местные глюкокортикостероиды (МГК) – основные препараты в лечении атопического дерматита. Позволяют убрать местное аллергическое воспаление кожи. К препаратам данной группы относятся: элоком, целестодерм, локоид, кутивейт, дермовейт и др. Д лительность применения МГК следует минимизировать настолько, насколько позволяет клиническая ситуация. Непрерывный курс терапии МГК у детей не должен превышать 2 недели. При присоединении бактериальной или грибковой инфекции, что часто бывает при диатезе, можно использовать МГК в комбинации с антибактериальными и противогрибковыми препаратами.

Второй группой препаратов, применяющихся при атопическом дерматите, являются топические ингибиторы кальциневрина. К ним относятся: пимекролимус , такролимус. Они разрешены для длительной терапии и имеют меньше побочных эффектов. Могут применяться в комбинации с МГК.

лекарства от атопического дерматита

Выбор препаратов для лечения необходимо предоставить врачу.

Третьей, не менее важной, группой являются увлажняющие средства лечебной косметики. Их еще называют эмолентами. Они позволяют удерживать влагу кожи и предотвращают сухость кожи. Обычно выпускаются в виде линейки средств, включающих в себя шампуни, гели, крема, лосьоны и прочее. Наиболее популярными являются: Uriage, CeraVe, Bioderma, La Roshe-Posay, Weleda, Eucerin.

Системная терапия. Заключается в применении антигистаминных препаратов. К препаратам данной группы относят: лоратадин, супрастин, тавегил и др. В более редких и тяжелых случаях коротким курсом могут применяться системные глюкокортикостероиды (гормоны).

Атопический дерматит является заболеванием, которое хорошо поддается лечению. Для того, чтобы контролировать данное состояние, необходимо выполнять все рекомендации лечащего врача. Лишь совместное желание врача и пациента добиться желаемого результата в лечении позволит справиться с данным недугом. Не занимайтесь самолечением, а при появлении первых признаков болезни проконсультируйтесь с врачом.

«Взрослая» еда до года: когда, какая, сколько

Яковлева Екатерина Андреевна

В каком возрасте можно есть «все» и какую «взрослую» еду давать младенцу до года; есть ли какие-то ограничения на продукты и что делать, если ребенок ничего не ест или отказывается от твердой пищи? Врач-педиатр Екатерина Андреевна Яковлева расскажет, когда еда с общего стола станет малышу в удовольствие.

— Екатерина Андреевна, чем «взрослая» еда отличается от питания грудничков?

— Питание малышей учитывает особенности детской пищеварительной системы. Большинство ферментов начинают полноценно работать только к трем годам, а некоторые — к семи. Поэтому у всех детей пищеварительная система достаточно хрупкая и к питанию нужно относиться внимательно.

У совсем маленьких детей отмечаются незрелость ферментативных систем, пониженная кислотность желудка, что тоже сказывается на переваривании. К тому же они еще не могут жевать, поэтому малышам, которым только вводится прикорм, необходима пюреобразная монокомпонентная пища.

Запрещенные грудничкам до года продукты:

  • консервы, которые не предназначены для детского питания;
  • покупные творог, кефир, йогурты, соки, которые не маркированы как детское питание и не положены по возрасту с 0 до 3 лет;
  • жареные блюда, солено-маринованные продукты, острые приправы;
  • грибы и сахар;
  • продукты с красителями и консервантами.

— Когда начинать переход к общему столу и что делать, если ребенок игнорирует продукты прикорма?

— По рекомендациям ВОЗ прикорм вводится в шесть месяцев, по рекомендациям российских врачей средний возраст начала прикорма для большинства детей — 5-6 месяцев. При наличии сильного пищевого интереса, когда ребенок очень хочет есть и тянется к еде взрослых, или по состоянию здоровья переход на общий стол можно начать раньше.

Ребенок отказывается от продуктов с общего стола:

  • необходимо продолжать предлагать ему взрослую еду, например, можно дать из своей тарелки кашу без глютена или маленький кусочек брокколи на пару, который помещается между подушечками пальцев;
  • о жареной котлете с кетчупом или борще речи идти не может.

Нельзя заставлять малыша есть, важно развивать его пищевой интерес:

  • давать новые продукты при совместном приеме пищи, чтобы для ребенка это выглядело ритуалом;
  • даже если ребенок съест ложечку какого-либо блюда, а потом откажется от него, можно попробовать предложить ему этот продукт в другое кормление и в другом виде;
  • надо постепенно увеличивать порцию в зависимости от желания ребенка.

Как давать ребенку взрослую еду

— Какие существуют мифы о введении первого прикорма в рацион ребенка до года?

— Многое зависит от подхода к детскому питанию, понимания разницы между педиатрическим и педагогическим прикормом.

    Педиатрический прикорм подразумевает постепенное введение продуктов по определенной схеме: сначала зеленые овощи, потом каши, после мясо, куриный желток и так далее. При постепенном введении прикорма по одному продукту можно отследить аллерген.

Мифы о первом прикорме ребенка

— Нужно ли обращаться к педиатру перед тем, как вводить первый прикорм в рацион малыша?

— Если ребенок не страдает(-ал) аллергиями, хроническими заболеваниями, которые могли бы повлиять на введение прикорма, то по достижении разрешенного возраста мама может начать вводить прикорм по схеме. Если остаются вопросы, лучше обратиться к педиатру. Поскольку дети первого года ходят к педиатру каждый месяц, мама успеет узнать все необходимое о прикорме.

— Екатерина Андреевна, какие правила надо соблюдать при введении первого прикорма и когда лучше прикармливать малыша?

— Каждый новый продукт лучше вводить с утра. Например, в первое кормление на завтрак даются овощи в виде пюре. Важно, чтобы к этому моменту ребенок был голоден и просил есть. Поэтому пюре ему предлагают через приличный промежуток времени после кормления грудью или через 3-4 часа после кормления смесью.

Читайте также  Режим ребенка искусственное питании

Общие правила введения прикорма:

  • давать прикорм до кормления грудью/смесью;
  • постоянно следить за реакцией малыша на новую еду;
  • для первого прикармливания чаще используется пюре из цветной капусты, брокколи или кабачка;
  • один продукт вводится на протяжении трех — пяти дней небольшими порциями: сначала по ½ чайной ложечки, потом с постепенным увеличением в зависимости от детского аппетита;
  • после знакомства с несколькими продуктами их можно перемешивать в одном блюде;
  • при переходе к кашам утренние овощи сдвигаются на обед, злаки даются с утра;
  • при введении третьих-четвертых продуктов каши сдвигаются на вечер; творожок первые несколько недель дают с утра, потом на полдник или так, как удобно маме и малышу.

— В каком виде можно давать ребенку «взрослую» еду?

— Детям, которым только вводится прикорм, можно давать микродозы пюреобразного овоща, чтобы они привыкали к новой консистенции продуктов, но кормить малышей кусочками с ложки не стоит, они просто подавятся. Детям 7—8—9 месяцев можно давать не только пюре, но и овощ, хорошо подавленный вилкой и разбавленный бульоном. В этом возрасте у детей возникает так называемое жевательное окно, и важно предлагать им маленькие мягкие кусочки, чтобы учились жевать. Если это время упустить, потом можно очень долго приучать ребенка ко взрослой пище.

Овощи варят или запекают. Приготовленное на пару блюдо оптимально, поскольку оно сохраняет большее количество витаминов. Давать сырыми овощи и фрукты можно ближе к 9 месяцам. Но нужно быть аккуратными и смотреть, чтобы ребенок не поперхнулся, особенно мелкими ягодами. На этот случай пригодится ниблер — или же нужно постоянно сидеть рядом с малышом и контролировать, как он ест угощение. Зимой давать магазинные яблоки, груши, ягоды не рекомендуется, потому что неизвестно, где они хранились, откуда привезены, какого качества.

Как кормить ребенка взрослой едой

— Какие продукты со стола можно дать ребенку после года, а какие лучше ограничить вплоть до трех лет?

— После года уже можно предложить цитрусовые, если ребенок не страдает аллергией. Рыба вводится в 10-11 месяцев, но морепродукты — только после года из-за высокого риска развития аллергической реакции.

Продукты, которые запрещены ребенку до года, как правило, откладываются до возраста двух-трех лет. Например, шампиньоны не рекомендуют давать до трех лет, лесные грибы — до семи лет. У них плотная клеточная оболочка, которую детские ферменты не способны переварить, и это очень большая нагрузка на поджелудочную железу.

До трех лет не стоит давать:

  • мясные полуфабрикаты (сосиски, колбасу, котлеты, пельмени);
  • газировки, чипсы, фастфуд, то есть все «вредные» продукты, которые не рекомендуются и взрослым;
  • прикорм, приготовленный на масле, соления и маринады с уксусом, сырую рыбу, экзотические блюда китайской и японской кухни.

— Какие реакции на прикорм можно считать нормальными, а когда родителям необходимо обратиться за помощью к врачу?

— К скорой помощи стоит обращаться при резкой аллергической реакции: если после еды опухают губы, отекает язык или слезятся глаза, ребенок резко начинает кашлять или чесаться — это могут быть симптомы отека Квинке или прогрессирующей анафилактической реакции. Также вызов скорой необходим, если ребенок глотнул алкоголь, уксус или съел просроченный продукт — чтобы промыть желудок и избежать отравления.

Картошка фри, соленый огурец, йогурт «для взрослых» не так опасны. Их разовое употребление особо негативного влияния на организм не окажет, и при отсутствии аллергической реакции нет смысла обращаться к врачу.

— Введение продуктов прикорма меняет что-то в организме, поведении ребенка?

— При введении новых продуктов можно наблюдать изменения стула, его частоты и консистенции — на прикорме он все более становится похожим на стул взрослого человека.

  • У детей на искусственном вскармливании стул приобретает полностью взрослый вид.
  • У детей на грудном вскармливании стул может оставаться жидким, быть несколько раз в день или один раз в день, но регулярным.
  • Твердые каловые массы, которые сменяются обильным жидким стулом, могут быть признаком запора — необходимо обратиться к педиатру, чтобы скорректировать питание и, быть может, добавить слабительные.

Как вводить “взрослую” еду в прикорм

— Дискуссии о пользе и вреде домашних и покупных детских продуктов будут всегда. На ваш взгляд, есть ли принципиальная разница между баночным пюре, готовыми кашами и супчиками для малышей и прикормом, приготовленным мамой?

— Готовить самостоятельно или покупать детское питание — этот вопрос остается на усмотрение мамы. У каждого варианта свои плюсы и минусы. Домашнее питание по консистенции ближе к обычной пище, даже если взбивать продукт блендером. Поэтому дальнейший переход на кусковую пищу и взрослый стол при домашнем приготовлении блюд будет проще.

Баночное питание удобно в использовании и дома, и в путешествии. У быстрорастворимых детских каш есть неоспоримое преимущество, которого нет у домашних круп: они дополнительно обогащены витаминами и минеральными веществами. Учитывая, что у многих детей после шести месяцев наблюдаются различные дефицитные состояния, в том числе железодефицитная анемия, применение витаминизированного детского питания благотворно сказывается на их здоровье.

— Что необходимо искать на этикетках баночных пюре и готовых детских каш?

— Выбирая детское баночное питание, стоит обращать внимание на состав и возрастную маркировку:

  • монокомпонентные пюре — 4+, 5+, 6+ месяцев;
  • поликомпонентные продукты, пюре с кусочками — 6+, 7+, 8+, 9+, 10+, 12+ месяцев.

В составе фруктового пюре могут быть фрукты и вода, но не должно быть сахара, красителей, ароматизаторов. В кашах должна быть злаковая мука, возможны сухое молоко, в том числе козье, витаминно-минеральный комплекс, сублимированные фрукты или фруктовое пюре — если каша с яблоком, бананом и прочими добавками.

Конечно, важно обращать внимание на срок годности. К сожалению, недобросовестные продавцы продают продукты с уже истекающим сроком годности. Поэтому перед кормлением ребенка стоит самим попробовать питание, поскольку бывают случаи, когда продукт испорчен уже на прилавке магазина.

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Чем поить новорожденного: 8 полезных напитков

Чем поить новорожденного: 8 полезных напитков

Чем утолить жажду младенцу? Любому родителю важно, что питьё для ребёнка было не только вкусным, но и полезным. Рассмотрим, какие напитки подойдут для питания новорожденного.

1. Грудное молоко

Мамино молоко — идеальное питьё для малыша в первые месяцы жизни. На 87,5% состоящее из воды, оно прекрасно помогает утолить жажду. Однако в ряде случаев необходимо дополнительное питание из бутылочки, например, при лечении, когда малышу надо дать лекарство. Допаивать нужно и детей, находящихся на искусственном вскармливании. Немного дополнительной воды не помешает младенцу и при жаркой погоде.

2. Вода

Давать малышу воду можно уже в полгода, вместе с началом прикорма. Но подходить к этому нужно со всем вниманием. Так, не используйте для этих целей воду из под крана, даже кипячёную: высокая температура хоть и убивает опасные микробы, но не очищает жидкость от тяжёлых примесей. Лучше всего приобретайте бутыли с водой в магазинах или специальных службах доставки. Убедитесь, что вода не содержит газа и имеет специальную подметку «детская», а также указание на то, что производство было проконтролировано организацией, ответственной за качество продукции: Госсанэпиднадзор Минздрава России, Минздрав России и Институт питания РАМН.

3. Чай

Универсальный напиток, который любят и взрослые и дети. Малышам, находящимся на искусственном вскармливании, можно давать его в 3 месяца, грудному ребёнку — в полгода. В аптеках и магазинах можно найти специальные гранулированные чаи для малышей, которые не только вкусные, но и полезные для здоровья. Напитки с натуральными экстрактами трав (мяты, ромашки, зверобоя и других растений) благоприятно влияют на пищеварительную и нервную систему. Однако с травами нужно соблюдать осторожность, поэтому прежде чем давать вашему малышу чай, проконсультируйтесь у педиатра.

4. Сок

Свежевыжатый сок можно пить детям начиная с 4 месяцев, с полугода можно давать малышу сок с мякотью. Приобретайте специальный напиток, предназначенный для малышей, в детских отделах продуктовых магазинов. Внимательно изучайте этикетку, обращайте внимание на состав, питательность, условия хранения и сроки годности.

Давать младенцам этот напиток нужно с осторожностью, предварительно посоветовавшись с педиатром. Чтобы не допустить проявления аллергии, включайте сок в рацион постепенно, начните с небольшой дозировки однокомпонентного напитка. При нормальном усвоении её можно увеличить до нормы.

5. Компот

Домашний компот — ещё один напиток, который можно давать детям в возрасте от полугода. Чтобы питьё пошло малышу на пользу, готовьте его с учётом особенностей детского организма. Так, один из важных элементов компота — сахар — слишком тяжёл для не сформировавшейся системы пищеварения ребёнка. Поэтому используйте вместо него фруктозу, которую можно найти как в аптеках, так и в обычных супермаркетах. Не добавляйте в компот виноград и изюм — эти ягоды вызывают газообразование и брожение.

6. Кисель

Один из продуктов, который нужно вводить в рацион малыша с осторожностью. Из-за содержания крахмала напиток не рекомендуется детям до полугода. Да и прежде, чем дать кисель полугодовалым ребятам, посоветуйтесь с педиатром и соблюдайте некоторые правила приготовления. Кисель для малыша должен быть не густым, обязательно свежим и сваренным из привычных ребёнку продуктов — незнакомые фрукты могут вызвать аллергию!

7. Морс

Прекрасно подходит для малышей от 1 года. Напиток полезный и питательный, к тому же легко готовится и не требует термической обработки. Просто сложите в чашку вымытые ягоды и фрукты, залейте кипячёной водой и немного подождите, пока напиток настоится.

8. Кефир

Густой кисломолочный продукт малыш воспринимает больше как еду, чем как напиток. Поэтому давать кефир младенцу можно только после 8 месяцев. При выборе продукта изучайте этикетку, обращайте внимание на сроки годности и правила хранения. Отдавайте предпочтение проверенным продуктам от уважаемых производителей.

Прежде чем дать ребёнку напиток, понаблюдайте за ним и не поите насильно, если он не хочет. Иногда ребёнку достаточно материнского молока или специальной смеси.

Малышу 11 месяцев

На этом этапе развития малыш во всем стремится подражать маме, папе, братику или сестричке.

Малышу 11 месяцев

Малышу 11 месяцев: РАЗВИТИЕ

На этом этапе развития малыш во всем стремится подражать маме, папе, братику или сестричке. Теперь его привлекают не столько игрушки, сколько реальные предметы из мира взрослых: мобильные телефоны, часы, пластиковая посуда… Для гармоничного развития ребенка постарайтесь найти для него такие занятия, где бы он мог полностью удовлетворить этот интерес.

Учимся ходить

В 11 месяцев малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки, и теперь ваша задача – научить его ходить с поддержкой. Привлеките внимание малыша яркой игрушкой и, придерживая за ручки, побудите его сделать несколько шагов. Затем дайте ему возможность немного пройтись самостоятельно, но будьте готовы подстраховать малыша, если он вдруг устанет или потеряет равновесие.

Для развития мышц придержите малыша под мышками и предложите ему немного потанцевать. Сгибая и выпрямляя ножки под музыку, ребенок получит огромное удовольствие, а заодно подготовит свои мышцы к будущим пешим прогулкам. Пригласите потанцевать с вами и старшего ребёнка – так у вас получится настоящая семейная дискотека.

Читайте также  Режим питания ребенка 6 месяцев на искусственном

Действия с предметами

Малыш продолжает изучать свойства предметов, сравнивая их между собой в различных играх. Но если раньше его интересовали только внешние свойства (форма, размер, вес, цвет, текстура), то теперь его гораздо больше занимает механизм действия. Взяв в руки новую игрушку, малыш пытается понять, можно ли ее разобрать на части, будет ли она издавать звук, если на нее надавить, и менять форму, если ее потянуть в разные стороны. Чтобы побудить малыша искать скрытые свойства предметов, предложите ему несколько похожих по форме, размеру и цвету коробочек, но разных по материалу и наполнению. Например, одна коробочка будет из мягкого картона – во время игры малыш сможет ее мять, рвать, бросать на пол. Другая коробочка тоже будет из картона, но наполненная игрушками. Обнаружив ее содержимое, малыш будет играть с ней совсем по-другому: открывать и закрывать крышку, доставать предметы и складывать их обратно. Третья же коробочка будет жестяная, с одной деталью внутри. Ребенок с удовольствием начнет ее трясти, прислушиваясь к звонким звукам, идущим изнутри, а затем откроет крышку и достанет сюрприз.

В этом возрасте малыш с энтузиазмом повторяет многое из того, что делает его братик или сестричка. Предложите детям поиграть вместе: например, построить башню из кубиков или покидать друг другу мячик.

Развиваем понимание речи

К 11-ти месяцам малыш уже знает названия многих предметов и животных, однако необходимо и дальше развивать его пассивный словарный запас. Лучше всего для этой цели подойдут детские книжки с большими картинками.

Изучая с ребенком книжку, обращайте его внимание на иллюстрации и называйте изображенные предметы: это домик, это деревце. Пойте песенки из книги, при этом варьируйте тембр голоса и меняйте интонации, чтобы поддерживать интерес ребенка к сюжету. Такое чтение будет с интересом слушать и старший ребёнок. Читайте детям часто, но не долго, делая перерывы на игры и занятия. Таким образом, вы развиваете их мышление, расширяете словарный запас и с самого детства приучаете любить книги.

Развитие активной речи

Играйте с крохой в речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, пока-пока, ку-ку, ква-ква. Это станет еще одним шагом в развитии общения между Вами и ребенком.

Малышу 11 месяцев: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

11 месяцев – это важный этап в развитии крохи, когда у него начинают формироваться представления о том, что можно делать, а что нельзя. В своих действиях он полностью ориентируется на реакцию взрослого, старается привлечь вас к своим играм и открытиям. В то же время, он уже знает слово «нельзя» и реагирует на него без бурных протестов. Именно в этот период закладываются основы будущего поведения ребенка. Будьте внимательным и мудрым воспитателем, и малыш, стараясь заслужить вашу улыбку и поощрение, будет радовать вас новыми и новыми достижениями.

Рост и вес

В 11 месяцев рост малыша составляет 73-76 см, вес – 9 200-10 500г.

Движения

В 11 месяцев малыш уже умеет стоять без поддержки. Более того, он может присесть, а потом выпрямиться без опоры, наклониться из положения стоя и поднять с пола какой-либо предмет. Однако ходить без поддержки ребенку пока сложно, поскольку его мышцы еще не достаточно развиты. Некоторые рекордсмены могут сделать самостоятельно несколько шажков, но большинство детей учатся ходить только в возрасте 12-14 месяцев.

Действия с предметами

Малыш уже умеет последовательно выполнять несколько действий с одной целью. Например, он может открыть коробочку, чтобы посмотреть, что находится внутри; снять шарики с ленты, чтобы их покатать; высыпать мелкие предметы из одной емкости, чтобы переложить их в другую.

Также в этом возрасте малыш учится воздействовать на один предмет с помощью другого. Например, во время прогулки малыш палкой откатывает от себя мяч, а совочком поднимает упавший листик.

Взяв в руки новый предмет, ваш маленький первооткрыватель внимательно рассматривает его со всех сторон. Сначала малыш изучает внешние свойства вещи: форму, вес, цвет, размер, текстуру, затем начинает искать скрытые свойства: нет ли у игрушки составных частей, которые можно вынуть и вставить вновь, может ли она издавать звук при нажатии или менять форму при сдавливании…Такие игры свидетельствуют о том, что малыш учится сопоставлять новые игрушки с уже имеющимися и действовать по аналогии. Это – важный этап в развитии мышления и расширении кругозора ребенка.

Понимание речи

Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, находить все предметы и игрушки, которые вы называете. Теперь, по вашему поручению, он может выполнить несколько связанных действий подряд: открыть шкафчик и достать свою чашечку, взять мыльце и вымыть ручки. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте его хвалить.

Одно и тоже действие, если оно заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит его останавливать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.

Активная речь

К 11-ти месяцам ребенок начинает произносить первые слова. Пока это в основном короткие звукоподражания, но малыш вкладывает в них столько смысла, как в целое предложение. Например, простым словом «ам-ам» ребенок может сообщить вам, что он голоден, намекнуть на то, что у вас в руках его любимое лакомство и он не прочь его отведать, или рассказать о том, как он кормит с ложки куклу.

Речь малыша становится важным средством общения: с помощью коротеньких слов и звуковых сочетаний малыш делится с вами своими желаниями, наблюдениями и переживаниями. Обязательно отвечайте крохе на все его возгласы, чтобы ваше общение было взаимным.

Эмоции

Поведение ребенка в 11 месяцев становится все больше похожим на то, как ведут себя взрослые. Дети уже понимают, что в большом мире вокруг них не все доступно для исследования, и спокойно реагируют на слово «нельзя». Зато сколько усилий прилагает малыш, чтобы вызвать одобрение мамы! Он с большой охотой выполняет набольшие поручения: найти предмет, отдать игрушку, положить ключи на столик. Малыш будет в восторге, если вы поручите ему сложить порезанные яблоки для компота в кастрюльку и затем подобрать к ней подходящую крышку.

Игры с бытовыми предметами очень полезны для крохи. С одной стороны, они расширяют его кругозор, а с другой стороны, дают первые навыки поведения в семье.

Общение с ребенком в этот период может быть основано не только на играх, но и опираться на язык жестов. В 11 месяцев малыш уже может усвоить простейшие жесты: да – кивок головой, нет – покачивание.

Эти навыки ребенок может применять и в общении с другими детьми. Так, если на одной площадке оказываются дети одного возраста, которые еще не умеют говорить, то они выражают свою взаимную симпатию жестами и восклицаниями. Малыш сразу выбирает себе одного товарища и тянется к нему, а затем они с интересом друг за друга изучают. В 11 месяцев малыш еще не понимает, как можно играть с другими детьми, и пока он только наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия. Тем не менее, такой опыт очень важен для развития социальных навыков ребенка, и дает ему первое представление о взаимоотношениях между людьми вне его семьи.

Малышу 11 месяцев: ПИТАНИЕ

Сбалансированный рацион обеспечит малыша энергией на весь день

В одиннадцать месяцев организм ребенка значительно окреп, а желудочно-кишечный тракт сформировался настолько, что может принимать практически все продукты. С этого возраста в рацион малыша входят каши, отварные и сырые овощи, рыба, мясо, кисломолочные продукты, хлеб и фрукты. Однако в меню все еще есть двухразовое кормление грудным молоком или смесью. Для этого лучше всего подходит утреннее и вечернее время.

Как разнообразить питание малыша?

Для полноценного питания детей 11 месяцев в ежедневном меню обязательно должны быть супы, паровые, запеченные или тушеные овощные и мясные блюда.

В качестве мясного блюда можно приготовить фрикадельки, паровые котлеты или суфле из разных сортов мяса.

На гарнир лучше всего подать пюре из тыквы, кабачка, моркови, брокколи, или овощное ассорти и омлет из яичного желтка.

В рацион стоит ввести зелень и салаты из сырых овощей, заправленные йогуртом, растительным маслом или сливками.

Вкусным и питательным десертом станет пудинг из творога, кисель, компот из сухофруктов с небольшим количеством сахара или настой шиповника.

Рекомендуемое меню для ребенка в 11 месяцев

  • Оптимальное время завтрака – 8.00. В качестве основного блюда подойдет каша – примерно 180 г. На десерт можно предложить 40-50 г любимого фруктового пюре и натуральный сок (не более 50 мл).
  • Через 4 часа – в 12.00, малышу дают обед. Этот прием пищи более плотный и включает овощной суп, приготовленный на воде, половину яичного желтка, тщательно измельченное мясное пюре (70 г), пшеничный сухарик, а также сок – около 70мл.
  • Полдник в 16.00 позволит подкрепиться перед ужином. Он может включать 50г домашнего или готового фруктового пюре, 50 г нежирного творога, печенье и кефир или йогурт – примерно 120мл.
  • Ужин следует предлагать не позднее 20.00. Лучшими блюдами для вечернего приема пищи является каша или овощное пюре – 100 г. Также малышу следует дать 100 мл смеси или грудное молоко.
  • В 24.00 рекомендуется дать ребенку грудное молоко или 200мл смеси. Это позволит ему спокойно спать до самого утра.

ВАЖНО! До года нежелательно вводить в прикорм продукты, способные вызывать аллергию: цитрусовые, экзотические фрукты, орехи, неразбавленное коровье молоко, речную рыбу.

Еду нужно готовить на пару или отваривать, без специй и пищевых добавок.

Необходимо следить за качеством и свежестью продуктов, или же использовать готовые пюре и каши известных производителей.

Именно сейчас малыш начинает проявлять самостоятельность, а значит, пора научить его есть ложкой и пить из чашки без помощи взрослых.

Несмотря на то, что у ребенка интенсивно прорезаются новые зубы, ему все еще сложно пережевывать пищу, поэтому степень измельчения должна отличаться от «взрослой».

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш рос здоровым. И очень важно, чтобы малыш правильно питался, так как полноценный рацион питания обеспечивает быстрое и правильное развитие ребенка, укрепляя пищеварительную систему и иммунитет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: