Вкр сестр уход за недоношенным новорожденным

Выпускная квалификационная работа:»ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕРЕЙ ОСОБЕННОСТЯМ УХОДА ЗА НЕДОНОШЕННЫМ РЕБЕНКОМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Выполнил студент группы 43 И.Д.Фатеев Руководитель Спевакова Е.А. Специальнос.

Выполнил студент группы 43 И.Д.Фатеев Руководитель Спевакова Е.А. Специальнос

1 слайд

Выполнил студент группы 43 И.Д.Фатеев Руководитель Спевакова Е.А. Специальность Сестринское дело ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕРЕЙ ОСОБЕННОСТЯМ УХОДА ЗА НЕДОНОШЕННЫМ РЕБЕНКОМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» Филиал №2 Москва 2017

Актуальность темы

2 слайд

Цель и задачи исследования Цель выпускной квалификационной работы: изучить ос

3 слайд

Цель и задачи исследования Цель выпускной квалификационной работы: изучить особенности профессиональной деятельности медицинской сестры в обучении матерей особенностям ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях. Задачи выпускной квалификационной работы: 1. оценить исходный уровень знаний и навыков матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях; 2. после проведенного обучения изучить уровень знаний и навыков матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях; 3. на основании сравнительного анализа (до и после обучения) определить профессиональную роль медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях; 4. охарактеризовать основные направления повседневной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях

Объект исследования: деятельность медицинской сестры при работе с матерями не

4 слайд

Объект исследования: деятельность медицинской сестры при работе с матерями недоношенных детей. Предмет исследования: влияние профессиональной деятельности медицинской сестры на уровень знаний и умений матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях

Недоношенный ребенок Недоношенным считают ребенка, рожденного в период от 22

5 слайд

Недоношенный ребенок Недоношенным считают ребенка, рожденного в период от 22 до 37 неделей срока беременности (либо от 154 до 259 дня, считая от первого дня последнего цикла женщины) с массой тела в промежутке от 500 грамм до 2.5 кг и длиной тела менее 45 см.

Особенности выхаживания на 3 этапе Строиться на базе трех основных принципов:

6 слайд

Особенности выхаживания на 3 этапе Строиться на базе трех основных принципов: Вскармливание недоношенного ребенка Согревание недоношенного малыша Проведение оксигенотерапии

База исследования и методы исследования Исследование было проведено во время

7 слайд

База исследования и методы исследования Исследование было проведено во время производственной практики по ПМ.03 на базе ГБУЗ «НПЦ СМПД имени В.Ф.Войно — Ясенецкого ДЗМ» Клинико — диагностический центр. Было проанкетировано 30 родителей, дети которых родились недоношенными, и поставлены на диспансерный учет, собственно разработанной анкетой. Недоношенных детей на первом году жизни обычно наблюдают по схеме, предусмотренной для детей 2-й и 3-й групп здоровья.

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Программа по обучению родителей Занятие№1 Тема занятия: введение прикорма нед

14 слайд

Программа по обучению родителей Занятие№1 Тема занятия: введение прикорма недоношенным детям. Обзорная беседа: понятие о введении прикорма. Занятие№2 Тема занятия: Проведение гигиенической ванны. Обзорная беседа: Понятие о температуры воды гигиенической ванны, условия проведения и техника проведения гигиенической ванны недоношенным. Занятие№3 Тема занятия: Понятие о гипертермии. Обзорная беседа: Понятие-гипертермии, памятки по помощи при гипертермии. Занятие№4 Тема занятия: прогулки с недоношенным детьми. Обзорная беседа: Рекомендации и беседы с мамами о правильных прогулка с недоношенными детьми.

Рекомендации Для осуществления надлежащего ухода за детьми разного возраста,

15 слайд

Рекомендации Для осуществления надлежащего ухода за детьми разного возраста, здоровыми и больными, медицинская сестра должна уметь: Выявить проблемы ребенка и родителей, связанные со здоровьем; Спланировать уход; Организовать и осуществить уход за больными детьми разного возраста; Владеть техникой сестринских манипуляций; Организовать и контролировать надлежащий прием лекарственных препаратов, назначенных врачом; Обучить персонал, родителей, родственников уходу за ребенком; Проводить профилактические и реабилитационные мероприятия у детей с различной патологией; Оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях; Общаться с детьми разного возраста и их родственниками; Оценить эффективность сестринских действий. Для этого необходимо знать: Параметры оценки развития ребенка, физического и психологического; Причины возникновения и основные клинические проявления заболеваний, лабораторные и инструментальные методы исследований, принципы лечения заболевания у детей; Основные проблемы детей и их родителей, связанные с заболеванием или состоянием здоровья детей; Критерии эффективности сестринских действий; Принципы профилактики детских заболеваний и их осложнений.

Выводы 1. исходный уровень знаний и навыков матерей об особенностях ухода за

16 слайд

Выводы 1. исходный уровень знаний и навыков матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях таков: У 53% (16) матерей дефицит знаний о сроках введения прикорма недоношенным детям. 43% (13) родителей нуждаются в рекомендациях о проведении гигиенической ванны у детей. 13 % (4) респондентов не знают или не соблюдают температурный режим в комнате ребенка. 37% (11) респондентов не могут оказать помощь при гипертермии и нуждаются в рекомендациях. 53% (16) респондентов не контролируют вес ребенка. 2. после проведенного обучения уровень знаний и навыков матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях повысился до 95-98%.

3. на основании сравнительного анализа (до и после обучения) определить профе

17 слайд

3. на основании сравнительного анализа (до и после обучения) определить профессиональную роль медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях: Сделать памятки для респондентов. Провести беседы. Дать рекомендации. 4. основными направлениями повседневной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков матерей об особенностях ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях являются: обучение родителей правилам и особенностям ухода за недоношенным ребенком в домашних условиях, разработка памяток, обеспечение медицинской литературой по теме

Спасибо за внимание

18 слайд

Сестринский уход за недоношенными детьми

Сестринский уход за недоношенными детьми Образец 88985

В последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция к возрастанию преждевременного рождения детей, что объясняется значительными успехами службы материнства и детства, выхаживанием детей с недостаточной массой тела при рождении и сроком гестации более 22 недель. Все новорожденные уязвимы, но преждевременно рожденные уязвимы особенно. Чтобы просто выжить, многим из них нужен специальный уход. Недоношенность – основная причина смерти новорожденных детей во всем мире, и вторая по значимости причина детской смертности в целом (после пневмонии). Многие из выживших недоношенных детей обречены на инвалидность.

Организация выхаживания и ухода за недоношенными новорожденными требует огромных материальных, финансовых ресурсов кадровых. В условиях стационара детских больниц основной уход за недоношенным новорожденным ложится на плечи медицинских сестер. Именно поэтому такое большое значение придается уровню подготовки среднего медицинского персонала. Медицинская сестра по уходу за недоношенными новорожденными должна в совершенстве владеть практическими навыками, иметь обширные теоретические знания, постоянно совершенствоваться и развиваться профессионально.

Актуальность исследования обоснована тем, что работа медицинских сестер по уходу за недоношенным новорожденным является важнейшим структурным элементом, обеспечивающим эффективность лечения и реабилитации маленьких пациентов. Медицинская сестра является первым помощником врача. Круглосуточное наблюдение за ребенком в течении дежурства позволяет ей отмечать любые изменения в его поведении и состоянии, своевременно передавать эти данные врачу, для предупреждения развития различных патологий. Так же, медицинская сестра является проводником между недоношенным малышом, требующим особого ухода и его родителями. В условиях стационара, при совместном пребывании матери и ее дитя, медицинские сестры имеют уникальную возможность передать свои знания и умения маме, обеспечив тем самым непрерывность качественного и профессионального ухода за недоношенным.

Цель работы: изучить сестринский уход за недоношенными детьми

  • изучить литературные источники и нормативные документы по теме работы;
  • изучить показатели недоношенности и факторы риска недоношенного ребенка;
  • описать особенности сестринского ухода за недоношенными детьми, изучить нормативно-правовую базу деятельности медицинской сестры;
  • проанализировать деятельность медицинской сестры по уходу за недоношенными детьми;
  • разработать памятки и методические рекомендации для родителей.

Объект исследования: деятельность медицинской сестры в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей

Предмет исследования: особенности сестринского ухода за недоношенными детьми.

Методы исследования: сбор, систематизация, анализ литературы по теме исследования, медицинской литературы, наблюдение, анкетирование, оценка результатов, составление выводов.

Дипломная работа состоит из двух разделов – теоретического и практического. В первом разделе (он содержит две главы) мы раскрываем понятие – недоношенный ребенок, факторы риска рождения недоношенных детей, анатомо-физиологические особенности, болезни недоношенных новорожденных, организацию медицинской помощи и особенности сестринского ухода. Во втором разделе, который состоит из одной главы, проанализирована деятельность медицинской сестры по уходу за недоношенными детьми, описаны результаты тестирования родственников пациентов, результаты их обучения, выводы по проделанной работе. В работе также представлены заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Недоношенный ребенок: определение, факторы риска, гестационный возраст, степени зрелости, основные признаки недоношенного

По определению ВОЗ недоношенный ребенок – это ребёнок, родившийся живым в сроки до 37 недель внутриутробного развития, с массой тела менее 2500 грамм и длиной менее 45 сантиметров.

Жизнеспособным считают новорождённого с массой тела при рождении более 500 грамм, сделавшего хотя бы один вдох.

Факторы риска рождения недоношенного ребёнка [14]:

Со стороны матери:

— возраст беременной (первородящие до 18 лет и старше 30 лет);

Таблица 1 — Классификация недоношенных детей

2.1 Роль медицинской сестры при уходе за недоношенными детьми

Сестринский процесс – это метод последовательного систематического осуществления медицинской сестрой профессионального ухода. Задача медицинской сестры – обеспечить мотивированный индивидуализированный уход.

Сестринский уход за ребенком начинается сразу же после его рождения. Он должен соответствовать основным принципам ухода за недоношенными детьми. Все действия медицинского персонала должны быть точные и аргументированные.

Выхаживание недоношенных детей осуществляется в 3 этапа:

I этап. Интенсивная терапия в роддоме. Цель: Сохранить жизнь ребёнка.

2.2 Принципы ухода за недоношенными детьми

Уход за недоношенными детьми – очень ответственная и трудоемкая задача. Для организации эффективного выхаживания недоношенного новорождённого огромное значение несет правильный уход, наряду с медикаментозной терапией. Уход за недоношенным новорождённым включает в себя: создание комфортных микроклиматических условий, рациональное вскармливание, строжайшее соблюдение правил асептики при организации сестринского ухода, мониторинг состояния новорожденного, профилактика аспирации и приступов асфиксии и многое другое. Неприемлемо недооценить или переоценить один из элементов ухода, ведь это может негативно отразиться на выхаживании недоношенного новорожденного. Важен именно комплексный подход в оказании медицинской помощи и уходе за недоношенным, а также обеспечение преемственности между медицинскими организациями, медицинским персоналом и родителями ребенка.

Читайте также  День рождения ребенка саду сценарий

3.1 Характеристика базы

ГБУЗ КО «Новокузнецкая городская детская клиническая больница № 4» расположена по адресу: город Новокузнецк, улица Димитрова, 33. ГБУЗ КО «НГДКБ №4» является многопрофильным медицинским учреждением Новокузнецка, обслуживающим детское население Кузбасса на основании лицензии: № ЛО-42-01-004868 от 11.01.2017 г.

Пациенты, нуждающиеся в плановой госпитализации, обслуживаются пять раз в неделю. Экстренные — круглосуточно.

В настоящее время — это многопрофильная больница, в состав которой входит:

Стационар на 360 коек:

Таблица 2 — Статистические данные ГБУЗ КО «Новокузнецкой городской детской клинической больнице №4» отделения патологии новорожденных и недоношенных детей за период 2015-2017 год

Таблица 3 — Кадровое обеспечение медицинским персоналом отделения патологии новорожденных и недоношенных детей

3.2 Анализ деятельности медицинской сестры педиатрического отделения при уходе за недоношенными детьми в работе с родителями пациентов

Исследование проводилось в отделении патологии новорожденных и недоношенных ГБУЗ КО «Новокузнецкая городская детская клиническая больница № 4» в апреле-мае 2018 года.

В процессе прохождения производственной практики мне была предоставлена возможность ознакомиться с опытом работы медицинских сестер по уходу за недоношенными детьми. Весь медицинский персонал отделения действует строго согласно должностной инструкции и нормативно-правовым актам.

В связи с этим мною был реализован первый этап сестринского процесса – сестринское обследование, в ходе которого выявлен дефицит знаний у родственников пациентов отделения. Поэтому анализ деятельности медицинской сестры по уходу за недоношенными детьми акцентирован на работе с родственниками пациентов.

Таблица 4 — Сводные данные по матерям недоношенных новорожденных, принимающих участие в исследовании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За прошедшее десятилетие мир изменился. Но недоношенность остается актуальной проблемой.

Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики [21] количество недоношенных новорождённых последние годы находится на приблизительно одинаковом уровне (несмотря на тенденцию общероссийского спада рождаемости). При сравнении статистических данных по степеням недоношенности в зависимости массы тела при рождении ребёнка в каждый календарный год – также наблюдается совсем незначительный спад (1 – 3%), без резких скачков.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Основные клинико-физиологические особенности периода новорожденности у недоношенных детей

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Должностные обязанности медицинской сестры в отделения патологии новорожденных и недоношенных детей

17 правил выхаживания и абилитации недоношенных детей

17 правил успешного выхаживания и абилитации недоношенных детей

Не нужно паниковать и расстраиваться, еще не все потеряно

Многие родители, чьи малыши поторопились появиться на свет, с содроганием смотрят на своих крох, беспомощно лежащих в кувезах. Однако недоношенность — не приговор. В истории есть много примеров, когда рожденный раньше срока ребенок становился всемирно известным человеком, оставившим свой след в истории: Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Александр Суворов, Василий Чапаев, Гюго.

Метод «Кенгуру»

Самое приятное для малыша знать, что он находится в безопасности. Для новорожденного ребенка безопасность — это тепло и запах мамы, близость маминых и папиных теплых рук, ощущение материнского сердцебиения, запаха грудного молока. Все это возможно с помощью прекрасного метода «Кенгуру». Прикосновение – это жизнь! Метод «Кенгуру» (контакт кожа с кожей) используется в Европе с 1995 года и имеются огромные успехи в выхаживании с использованием данного метода.

Ребенок слышит биение материнского сердца, нормализуется сердцебиение самого малыша, материнская флора защищает малыша от госпитальных инфекций, что помогает уменьшить длительность пребывания ребенка в стационаре.

Малыш может выхаживаться как на груди у матери так и у отца. Можно в помощь применять слинг.

Грудное молоко

Грудное молоко для недоношенного ребенка – это живая материя, состав которой уникален! Грудное молоко – единственный живой источник иммунитета. Оно необходимо для роста ребенка и нормального функционирования пищеварительной системы.

Если по каким-то веским причинам грудное вскармливание невозможно, малыша нужно кормить сцеженным грудным молоком или специальной смесью для недоношенных детей. Она адаптирована к особенностям организма ребенка, рожденного раньше срока.

На бутылочку нужно надеть самую мягкую соску с отверстием достаточного диаметра, чтобы младенец тратил как можно меньше сил на сосание и не уставал.

Важна гигиена всего, что касается ребенка

Иммунитет у детей, рожденных раньше срока снижен. Поэтому важно как можно тщательнее соблюдать правила гигиены:

— перед тем, как подойти к ребенку нужно помыть руки;

— после того как вы поговорили по телефону – необходимо вымыть руки; Оградите вашего ребенка от воздействия излучений, исходящих от мобильных устройств.

— бутылочки, соски нужно кипятить как минимум раз в сутки;

— приходя с улицы – переодевайтесь в домашнюю одежду;

— не позволяйте домашним животным спать в постели вашего малыша.

Соблюдаем режим

Чтобы расти и развиваться правильно ребенка нужно оградить от всех возможных стрессорных факторов: — оптимальная температура в помещении, поменьше света и шума на первых порах;

— не настаивайте на строгом кормлении «по часам», ваш малыш сам установит оптимальный режим кормления, который будет ему подходить.

Для выхаживания очень важен развивающий уход, купание

Прислушивайтесь к тем подсказкам, которые «сообщает» вам ваш малыш.

Не стоит будить его специально для кормления или купания. Старайтесь совмещать выполнение нескольких процедур с ребенком в одно время, чтобы оставить больше времени для сна и отдыха.

Ежедневного купания ваш малыш не требует, достаточно основных ежедневных гигиенических процедур (туалет глаз, носа, подмывание во время смены подгузника). Но вода для малышей имеет успокаивающее действие, поэтому, побыть в тёплой воде перед сном, только на пользу.

Помещение для купания должно быть тёплым (25-28), а вода иметь температуру 38 градусов. Это нужно обязательно контролировать при помощи термометров. После процедуры завернуть в мягкое полотенце и обогреть, можно применять метод «Кенгуру» для согревания малыша.

После выписки из учреждения необходимо ребенку как можно меньше контактировать с посторонними

Ребенок все еще находится на выхаживании, для таких малышей нужен более бережный, нежный, внимательный подход. И на это есть веские причины: все органы и системы малыша только начинают созревать, а потому работают ещё не в «штатном режиме», а в особенном. И лишний контакт может спровоцировать ненужные инфекции.

Подготовить комнату

Для недоношенного ребёнка очень важны условия проживания. Конечно, нужно выделить самую светлую комнату, постоянно её проветривать, поддерживая температуру воздуха в пределах 22-25 градусов, то есть, на два градуса выше, чем рекомендовано обычным детям.

Контролировать температуру тела малыша

Малыш, рожденный раньше времени не может еще сам удерживать температуру тела, поэтому нужно быть предельно внимательными, одевая его.

В первые дни после выписки рекомендуют трижды в сутки измерять температуру тела, чтобы понять, когда ребенку комфортно, а когда нет.

Можно ориентироваться и на внешний вид: если у младенца конечности синеватые или бледные — он замерзает, если лицо красное — ему жарко.

Одежду и подгузники лучше всего приобрести в специализированном магазине — строго по размеру. При выхаживании необходимо использовать вязаные вещи из натуральных материалов.

Правильно гуляем

Гулять с недоношенным нужно в любую погоду, кроме чрезмерно морозной и ветреной. Коляску для прогулок выбирайте с высокими бортиками, чтобы исключить проникновение холодного воздуха. Летом не допускайте попадания прямых лучей солнца на кожу крохи — он может обгореть.

Прививки и болезни

Недоношенные легко заболевают всеми видами инфекций, поэтому в первые месяцы после выписки будьте внимательны.

К двум месяцам практически у всех новорождённых развивается анемия. Но, раз мама и врач об этом знают заранее, они принимают меры — контролируют уровень гемоглобина, железа и витамина Е. При необходимости врач назначает противоанемическую терапию.

Дети, рожденные раньше срока более склонны к рахиту и остеопении. Про это нужно помнить и принимать витамин Д в дозе, назначенной педиатром.

Как только будут разрешены прививки, доктор составит индивидуальный график вакцинации, которого следует строго придерживаться. Детские инфекции даже подросшие дети, родившиеся преждевременно, переносят крайне тяжело.

Доверяем врачам и слушаем их советы

Педиатр будет приходить к вам домой достаточно часто, ещё чаще вы будете встречаться с вашей участковой медсестрой. Обязательно контактируйте с ними и прислушивайтесь к советам.

На первом году жизни кроха нуждается в частых осмотрах педиатра, невропатолога, окулиста, кардиолога и дополнительных методах исследования: УЗИ головного мозга, УЗИ сердца, ЭКГ, осмотр глазного дна — чтобы своевременно заподозрить неладное, поставить верный диагноз и сразу принять меры. Все это необходимо для предотвращения ранней инвалидизации ребенка.

Нежность и любовь. Развитие малыша

Никогда не забывайте, что к ребенку нужно подходить с нежностью, любовью и лаской!

Общайтесь, пойте, читайте сказки, играйте, занимайтесь развивайте малыша. Уделяйте ему как можно больше времени.

При правильном выхаживании и развитии к 1,5 — 2-м годам недоношенные малыши достигают уровня своих сверстников.

Родные и знакомые, которые родили детей преждевременно помогут советом

Не отказывайся от помощи и советов родных и близких. Их опыт поможет избежать многих ошибок, получить новые знания. А главное знать, что ты не одна. Рядом есть люди, которые придут на помощь.

Психологическая поддержка

Найти психологическую, моральную и информационную поддержку можно на нашем сайте: www.sunlightfond.ru Благотворительный фонд «Подари солнечный свет» в разделе Школа для родителей «Новая жизнь вместе». Мы будем рады поддержать вас полезной информацией, специальной литературой и историями родителей.

Общение

Каждый понедельник для вас в 10.00 часов (по московскому времени) встречи с разными специалистами: психологом, консультантом по грудному вскармливанию, педагогом по раннему развитию, логопедом-дефектологом. Вы можете задать любые интересующие вас вопросы. Найдите аккаунт «Ты мой свет» и постучитесь.

Российская ассоциация родителей недоношенных детей

Присоединяйтесь к Российской ассоциации родителей недоношенных детей.

Задача и цели:

• оказание всесторонней помощи недоношенным детям и их семьям в обеспечении доступа к качественному лечению, диагностике, реабилитации и уходу

• содействие повышению профессионального уровня специалистов в области развивающего ухода и реабилитации недоношенных детей

Читайте также  Видео поздравления с днем рождения ребенку мальчику

• привлечение внимания общественности к проблемам и вопросам недоношенных детей, содействие укреплению репродуктивного здоровья граждан РФ.

Мы должны объединиться ради наших детей! Желаем вам терпения, а главное Веры в наших детей.

Появление на свет недоношенного ребенка – это как любовь.

В обоих случаях думаешь, что это произошло только с тобой и никому больше это не знакомо. Из-за этого и тревога, и страх, и чувство вины. А нужно ведь другое.

Очень важно осознание того, что такое случилось не только с вами. Ежедневно по всему миру дети рождаются раньше срока. Отделения интенсивной терапии для новорожденных редко бывают пустыми. И часто хорошее протекание беременности, правильное питание, скриннинги и «подходящий» возраст не гарантируют защиту от преждевременных родов.

Но не стоит переживать! Главное, взять себя в руки и постараться полюбить ту жизнь, которой живешь сейчас!

Если с вами все же такое произошло:

Первое, что нужно запомнить: вы ни в чем не виноваты. Не вешайте на себя этот страшный комплекс вины, который может помешать вашему восстановлению после родов, борьбе за жизнь ребенка и вашему сну.

Уж поверьте, спать обязательно нужно!

Второе: ваш ребеночек совсем маленький. Ему нужен некоторый период, чтобы привыкнуть к миру. Не нужно ждать от него каких-то подвигов.

Очень важным является и третье правило: обязательно с кем-то говорите. Если чувствуйте, что морально не справляетесь – обязательно найдите психотерапевта. Не бойтесь быть навязчивыми – попросите врачей объяснить вам в деталях что происходит с ребенком, если чего-то не знаете или не понимаете — спрашивайте. Найдите общий язык с врачами, так как для вас самым главным является помочь маленькому человечку чувствовать себя хорошо. На первых этапах жизни никто не может дать точный прогноз и узнать, будут ли последствия от преждевременных родов. Все, что вы можете делать – это просто любить своего ребенка. Узнавать, интересоваться, читать о том, какие могут быть проблемы, как и когда проверить зрение, когда должно закрываться овальное окошко, чем и как кормить, поискать нескольких неврологов, с которыми нужно будет проконсультироваться в первый год жизни ребенка, все они скажут разное, главное – правильно услышать и обсудить все услышанное и написанное со своим педиатром.

Дети, рожденные преждевременно, не выдадут вам абсолютно все реакции сразу, но, тем не менее, они очень чувствительны. У вас имеется много способов сообщить ребенку, что вы рядом. Вы даже и представить не можете, как меняется ребенок после реанимации, когда снова «знакомится» с мамой.

Вкр сестр уход за недоношенным новорожденным

Теоретическое (лекционное) занятие № 5

Преподаватель Чехо О.И.

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях».

Раздел 3 «Сестринский уход в педиатрии»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

План изложения материала:

  • Определение понятия «недоношенный ребенок», причины и факторы риска невынашивания беременности.
  • Степени недоношенности.
  • Морфологические и функциональные признаки недоношенного ребенка.
  • Организация этапов выхаживания и роль медицинской сестры при выхаживании недоношенного ребенка.
  • Правила выписки недоношенного ребенка из стационара.
  • Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком.
  • Проведение профилактических прививок.
  • Возможные проблемы ребенка и родителей.
  • Сестринский процесс при уходе за недоношенным ребенком.
  • Профилактика невынашивания беременности.
  • Особенности сестринского ухода в условиях стационара и в амбулаторных условиях.

Цель занятия:

Сформировать у студентов знания по причинам невынашивания беременности, признакам недоношенного новорожденного ребенка, особенностям сестринского ухода за недоношенным ребенком на этапах его выхаживания.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

  • Роль медицинской сестры в выхаживании недоношенного ребенка. Особенности сестринского наблюдения за недоношенным ребенком в амбулаторных условиях.
  • Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний у недоношенных детей.
  • Роль медицинской сестры в проведении реабилитационных мероприятий.

Знать:

  • Определение понятия «недоношенный ребенок», причины невынашивания, степени недоношенности.
  • Морфологические и функциональные признаки недоношенного ребенка. Организация медицинской помощи недоношенным детям: этапы выхаживания, особенности работы медицинской сестры на каждом этапе выхаживания.
  • Правила выписки недоношенного ребенка из стационара.
  • Особенности амбулаторного наблюдения за недоношенным ребенком. Проведение профилактических прививок.

Организация выхаживания и ухода за недоношенными новорожденными требует огромных материальных, финансовых ресурсов кадровых. В условиях стационара детских больниц основной уход за недоношенным новорожденным ложится на плечи медицинских сестер. Именно поэтому такое большое значение придается уровню подготовки среднего медицинского персонала. Медицинская сестра по уходу за недоношенными новорожденными должна в совершенстве владеть практическими навыками, иметь обширные теоретические знания, постоянно совершенствоваться и развиваться профессионально.

Всемирная организация здравоохранения определяет недоношенных детей, как родившихся до 37 недель в силу различных обстоятельств.

Преждевременно родившийся младенец не готов к жизни вне матки, так его внутренние органы ещё недостаточно развиты. Частота преждевременных родов вариабельна, но в большинстве развитых стран в последние десятилетия достаточно стабильна и составляет 5-10 % от числа родившихся детей, однако при этом увеличивается удельный вес «глубоко» и «экстремально» недоношенных детей.

1.Социально-экономические и демографические Отсутствие или недостаточность медицинской помощи; плохое питание беременной женщины; профессиональные вредности (работа на конвейере, наличие физических нагрузок, положение стоя большую часть рабочего дня); вредные привычки; нежелательная беременность и т. д.

2.Социально-биологические Преждевременные роды чаще встречаются у первородящих женщин в возрасте до 18 и старше 30 лет, возраст отца старше 50 лет. Имеет значение акушерский анамнез: искусственное прерывание беременности (особенно криминальное или протекавшее с осложнениями); беременность, наступившая вскоре после родов (менее 2-3 лет).

3.Клинические. Наличие у беременной хронических соматических, гинекологических, эндокринологических заболеваний; патология беременности: поздний гестоз; острые инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности; оперативные вмешательства; физические травмы (особенно живота). Недоношенность является актуальной проблемой акушерства, неонатологии и педиатрии.

С 1974 г. ВОЗ предложила считать жизнеспособными детей, родившихся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 недель. .

Условно выделяют 4 степени недоношенности по гестационному возрасту: ·

I — 35-37 недель беременности; ·

II — 32-34 недели беременности; ·

III — 29-31 неделя беременности;

·IV — 26-28 недель беременности (глубоко недоношенные).

Основным условием успешного выхаживания недоношенных детей является создание отделений трех этапов.

Самым результативным является II этап, когда на 7-10 день жизни детей с массой тела до 2000 г переводят из родильного дома в отделение патологии новорожденных детского стационара.

Перевод недоношенных новорожденных с I этапа (родильный дом) на II осуществляют после предварительной договоренности на заранее подготовленное место.

Транспортировку детей проводят в специально оборудованных машинах, которые оснащены переносными инкубаторами, кислородом, что способствует максимально приближенному к внутриутробному состоянию доношенного ребенка. При отсутствии специальных машин для перевозки недоношенных детей применяют обыкновенные машины скорой помощи, что провоцирует осложнения в выхаживании и развитии недоношенного ребенка. На третьем, не менее важном этапе, диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает: контроль над их физическим и нервно-психическим развитием.

Ребенок наблюдается педиатром и узкими специалистами по специальному плану, который составляет участковый врач.

На всех этапах сестринского ухода необходимыми условиями его осуществления являются:

УЗ «Могилевская городская больница скорой медицинской помощи»

Особенности ухода за недоношенными детьми в домашних условиях

Каждый недоношенный ребенок сугубо индивидуален, он отличается от доношенного не только по внешнему виду, несовершенны и не готовы к внеутробной жизни его внутренние органы и системы.

Особое значение для недоношенных детей имеют первые дни жизни. Первая неделя жизни недоношенных детей выделяется в особый период –период адаптации (приспособления) к новым условиям внешней среды. Процесс приспособления к внеутробной жизни у недоношенных детей протекает дольше и тяжелее, чем у доношенных. У глубоко недоношенных детей он составляет 1,5-2 месяца.

Недоношенность сегодня не является критическим диагнозом для малыша. Современное оборудование и квалифицированные специалисты способны организовать эффективный процесс ухода за недоношенными детьми в первые дни жизни. В дальнейшем уход за ребёнком всецело ложится на плечи родителей.

В первую очередь – это создание благоприятной обстановки для ребёнка, также необходимо защитить его от внешних факторов риска, таких как инфицирование и стрессы.

Первые дни после рождения недоношенного малыша

Беременность практически всегда является радостью. И счастливые родители начинают высчитывать сроки родов, чтобы успеть подготовится. Но нередко случается так, что малыш, вопреки ожиданиям родителей и врачей, появляется на свет раньше запланированного времени. Таких малышей, которые родились раньше 37 недель, называют недоношенными.

Как правило, у таких детей масса и рост тела намного меньше установленных стандартов. Современное оборудование, имеющееся в арсенале врачей сегодня, использующееся при уходе за недоношенными детьми, даёт им больше шансов выжить. А ведь еще 15-20 лет назад у таких малышей практически не было шансов.

Первые дни являются самыми критическими и решающими. Ведь его лёгкие ещё не развились полностью, и дышать самостоятельно получается с трудом. В это время ребенку необходим специализированный уход, обеспечить который должны врачи в роддоме. Они его помещают в специальный бокс – кувез, где для него организуется особый микроклимат.

Микроклимат в кувезе сравним с климатом в материнской утробе, в котором малыш находился последние месяцы. Воздушная смесь, подаваемая туда, имеет большой процент содержания кислорода. Все органы малыша еще незрелые и он нуждается в специализированном уходе медицинского персонала и постоянном наблюдении.

Но вот пришло время выписки, после которой ребёнок полностью переходит под заботу родителей. И если с больничным обеспечением необходимых условий особо проблем нет, то родителей необходимо научить правилам ухода за недоношенными детьми, ведь в домашних условиях оградить его различных инфекций довольно затруднительно.

062Особенности ухода за недоношенным ребёнком в домашних условиях

Главная проблема – это недостаточный вес новорождённого. Именно в последние недели беременности вес ребёнка увеличивается и формируется защитная жировая прослойка, обеспечивающая достаточное питание кожи. В связи с этим огромное внимание родителям приходится уделять моментам ухода за кожей новорождённого, борьбе с опрелостями и раздражениями.

Просматривать тонкие кожные покровы ребёнка необходимо при каждом пеленании. Внимательно следует относиться и к выбору пелёнок. Предпочтение следует отдать мягким натуральным тканям, а также внимательно выбирать моющие средства и порошки для стирки детского белья.

Категорически противопоказано упругое пеленание ребёнка. Это позволит избежать потертостей на коже. Но основная причина кроется в том, что кости ребёнка и органы дыхания еще слабы, ему бывает просто трудно дышать, к тому, же кровообращение ещё не функционирует должным образом.

Следующим важным моментом является обеспечение оптимального и комфортного температурного режима в доме и комнате малыша в частности. Отсутствие подкожной жировой прослойки делает уязвимым малыша перед окружающим климатом, что делает риск инфекционных заболеваний в разы выше. По этой причине температурный режим следует контролировать при помощи термометра. Температура в помещении должна составлять 22-24 о С.

Переодевать малыша следует как можно быстрее, используя при этом подогретое белье и пелёнки. Содержать его также следует в закрытых пространствах, где легче всего обеспечивать нужную температуру: коляски, люльки. Перегревать ребёнка также опасно, по этой причине важно проверять температуру вокруг малыша регулярно.

Кормление

063Уход за недоношенным ребёнком дома имеет ряд правил и во время кормления. Это касается не только соблюдения периодичности процедур кормления, но и особенностей процесса. В первую очередь важно учитывать, что процесс сосания для недоношенного ребёнка – это большой и тяжкий труд. Лёгкие еще слабы, а процесс высасывания молока требует задержки дыхания. В качестве альтернативы грудного вскармливания, нередко рекомендуются сцеживать молоко. После чего поить им малыша через соску. После кормления сразу укладывать ребёнка в люльку или кроватку не следует. Дело в том, что недоношенные малыши срыгивают чаще и обильнее здоровых детей. Следует подержать ребёнка на руках в почти вертикально положении или положив на плечо.

Купание

Процедуры купания должны быть ежедневными. Температура воды должна быть 37 градусов, ближе к полугоду, а также по мере того, как малыш окрепнет, можно снизить её до 35 градусов с целью закаливания.

Прогулки

Аккуратнее следует быть с прогулками. Летом их можно начинать уже на третий день после выписки, а зимой – не ранее чем через 7, а то и 10 дней. Продолжительность гуляния до 15 минут. Первый выход может ограничиться и 5 минутной прогулкой, а далее постепенно увеличивать время гуляния с малышом на улице.

Уход за недоношенным новорожденным

Недоношенными считаются дети, рожденные между 28-й и 37-й неделями беременности, с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-46 см. В ряде случаев и доношенные новорожденные имеют массу менее 2500 г. Это наблюдается у детей из двоен, при многих внутриутробных заболеваниях, при пороках развития, у рожденных от курящих и употребляющих алкоголь матерей. В таких случаях речь идет о врожденной гипотрофии или о задержке внутриутробного развития (дети маленькие к сроку беременности). Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 46 см, независимо от срока беременности, считаются незрелыми.

Каковы морфологические признаки недоношенности?

1. Пониженное питание. У глубоко недоношенных детей подкожный жировой слой полностью отсутствует, массо-ростовой коэффициент составляет 30-50, тогда как у доношенных он равен 60-80.

2. Пропорции тела: у недоношенных короткие ноги, высота головы по отношению к росту составляет 1/3- 1/4, середина тела выше пупка (в то время как у доношенного на уровне пупка).

3. Ушные раковины мягкие, легко подворачиваются внутрь, плотно прилегают к черепу.

4. У девочек малые половые губы не прикрыты большими, половая щель зияет, хорошо виден клитор; у мальчиков яички не опущены в мошонку.

5. Отмечается обильный рост пушковых волос не только на спине и плечах, но и на других частях тела (на щеках, лбу, бедрах).

6. Преобладание мозгового черепа над лицевым, широко открытые швы, большие размеры переднего родничка, часто открыт малый родничок.

7. Экзофтальм, нередко сочетающийся с увеличением лобных и теменных бугров, что наиболее отчетливо проявляется на 2-3-м месяце жизни.

Каковы, функциональные признаки недоношенности?

Для недоношенных детей характерна морфофункци-ональная незрелость всех органов и систем, прежде всего центральной нервной системы; степень выраженности этой незрелости зависит от срока беременности. У недоношенных наблюдается аритмия дыхания, могут быть периоды апноэ (остановка дыхания), гипоксические поражения центральной нервной системы. Если приступ апноэ длится более 16 секунд и сопровождается бради-кардией, может развиться асфиксия и внезапная смерть. Дискинезии желудочно-кишечного тракта у недоношенных детей проявляются срыгиванием, рвотой, вздутием живота, болями в животе, задержкой газов и стула и связаны с незрелостью иннервации и несовершенством центральной вегетативной регуляции.

Для недоношенных детей характерно несовершенство терморегуляции, поэтому они быстро охлаждаются и так же быстро перегреваются.

Как проводится первый туалет недоношенного новорожденного?

Первый туалет недоношенному новорожденному проводится в детской палате на обогревательном столе через 6 часов после рождения. Стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным маслом или рыбьим жиром, удаляют сыровидную смазку и кожу обрабатывают 1 % спиртовым раствором йода или чистым 55-70 % спиртом. Недоношенные дети должны находиться в боксах с центральной подачей кислорода и вмонтированными бактерицидными лампами.

Каковы особенности содержания и ухода за недоношенным, ребенком?

Сразу после рождения такой ребенок должен обогреваться струей теплого воздуха или обогревательными лампами. Первичную обработку (отсасывание слизи, перевязку пуповины, профилактику бленнореи) проводят на специальном обогревательном столе. Затем ребенка заворачивают в согретые, стерильные пеленки, в одеяло с грелкой или помещают в согретый переносной кувез и доставляют в палату для недоношенных детей.

Инкубаторный (кувезный) с индивидуальным микроклиматом метод выхаживания является наиболее эффективным. Он характеризуется созданием физиологических условий с первых минут внеутробного существования. В кувезе поддерживается оптимальная температура и влажность. Это позволяет уменьшить энергетические затраты ребенка на сохранение температуры тела, потерю жидкости через кожу и при дыт хании.

Сроки пребывания в кувезе зависят от массы тела при рождении, зрелости и общего состояния ребенка. Дети с малой степенью недоношенности находятся в кувезе 2-4 дня или несколько часов, глубоко недоношенные дети с массой тела до 1500 г — 8-14. дней, а с массой до 1750 г — 7-8 дней. Затем дети переводятся на второй этап выхаживания.

Каковы особенности патронажа недоношенного ребенка?

Первичный патронаж к недоношенному ребенку выполняется участковым педиатром и медицинской сестрой в день выписки ребенка из роддома.

Недоношенные дети должны быть обеспечены весами, а при снижении лактации или отсутствии молока у матери — донорским молоком.

Частота наблюдения участковым педиатром и медицинской сестрой устанавливается индивидуально, в зависимости от конкретных условий.

При оценке физического и психомоторного развития недоношенных детей медсестра должна учитывать массу тела при рождении, срок беременности, характер внутриутробного развития и течение раннего неонатального периода.

Медсестра следит за физическим и психомоторным развитием ребенка и разъясняет родителям, что для того,’чтобы ребенок развивался нормально, с ним необходимо заниматься кропотливо и систематически (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговор и т. д.).

Каковы особенности физического развития недоношенных детей?

Для здоровых недоношенных детей характерны высокие темпы физического развития. Наименьшая прибавка массы приходится на 1-й месяц, наибольшая — на 3-4-й. Глубоко недоношенные дети удваивают свою первоначальную массу ко 2-3-му месяцу, а к 1 году увеличивают ее в 6-8 раз. Дети, рожденные с массой 1500-2000 г удваивают ее к 3 месяцам, а к году увеличивают в 4-6 раз.

Рост недоношенных за первый год увеличивается на 27-38 см; на втором году жизни — на 2-3 см ежемесячно. Средний рост недоношенного ребенка к 1 году достигает 70-77 см. Ежемесячное увеличение окружности головы в первом полугодии составляет 1-4 см, во втором 0,5-1,0 см. Окружность головы за первый год увеличивается у недоношенных на 15-19 см и в 1 год составляет 44,5-46,5 см.

Каковы особенности психомоторного развития недоношенных детей?

Психомоторное развитие у недоношенных с массой при рождении до 2000 г отстает по сравнению с доношенными и примерно соответствует не календарному, а гестанционному возрасту. Следует иметь в виду, что длительно болеющие, а также те недоношенные дети, которые в силу разных обстоятельств лишены индивидуального ухода, отстают в психомоторном развитии в большей степени.

Что представляют собой специальные методы физического развития недоношенных?

Выкладывание на живот недоношенного ребенка способствует укреплению мышц затылка, конечностей, живота. Выкладывание на живот рекомендуется начинать с 3-недельного возраста при удовлетворительном состоянии — перед кормлением на 2-3 минут, сначала 1-2 раза, затем 3-4 раза в день.

Поглаживающий массаж способствует расслаблению мышц. Начинают его с 1-1,5 месяца жизни. Пока у ребенка сохраняется мышечная гипертония, разрешаются только поглаживание и движение рефлекторного характера. После исчезновения мышечной гипертонии применяют и другие приемы массажа: легкое растирание, разминание, поколачивание и пассивные упражнения с постепенным их усложнением. Эти приемы массажа и гимнастики у детей с массой тела при рождении менее 1500 г можно применять только с 6 месяцев, а у детей, рожденных с массой более 2000 г, — с 2-3 месяцев. После 7-9 месяцев с ребенком проводят более сложные упражнения: поворот с живота на спину, ползание, вставание на четвереньки, присаживание, вставание на ножки.

Приемам массажа и гимнастики мать обучается в кабинете по воспитанию здорового ребенка при детских поликлиниках с помощью специально подготовленной медицинской сестры, а при отсутствии таковой — патронажной медицинской сестры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: