Использование кувеза для ухода за новорожденным

Использование кувеза для ухода за недоношенным новорождённым.

Показания:незрелость органов и систем ребёнка, тяжёлое состояние.

Противопоказания: нет.

Техника безопасности:

— строгое соблюдение правил работы кувеза,

— постоянное наблюдение за состоянием ребёнка

— ребёнка следует немедленно извлечь из кувеза, если прозвучал сигнал отключения электропитания.

— нельзя устанавливать кувез вблизи источников отопления и необходимо ограждать его от воздействия солнечных лучей во избежание перегрева ребёнка

— в помещении, где находится кувез, нельзя, пользоваться источниками открытого огня, т к. может быть повышение концентрации кислорода в воздухе.

— нельзя прикасаться руками, запачканными любым жиром (маслом, вазелином и др.) к дозиметру кислорода, редуктору, кислородному баллону

— медперсонал не имеет права своими силами устранять какие-либо неисправности в работе кувеза.

Основные правила работы:

1. Право на работу имеет только специально подготовленный персонал, прошедший необходимую теоретическую и практическую подготовку.

2. Приступать к эксплуатации кувеза можно лишь при полной гарантии его технической исправности и стерильности.

3. Мед. персонал осуществляет непрерывный контроль и регуляцию температуры и влажности воздуха, концентрации кислорода, следит за поведением и общим состоянием младенца, осуществляет уход, кормление ребёнка, выполняет лечебные процедуры, не изменяя при этом параметры микроклимата в кувезе.

4. Концентрация кислорода в кувезе поддерживается на уровне 30-40% (Более высокая концентрация кислорода может вызвать развитие необратимой слепоты из-за поражения сетчатки глаз)

5. Относительная влажность воздуха в первые сутки 90 – 100%, далее снижается до 60-65%.

6. Температура воздуха регулируется с учётом температуры тела новорождённого (оптимальным температурным режимом является режим, при котором удаётся поддерживать температуру тела в пределах 36,5 — 37ْ С и исключать перегревание и переохлаждение ребёнка).

7. Кувез следует дезинфицировать каждые 3-4 дня, переводя при этом ребёнка в другой кувез.

8. После дезинфекции кувез проветривают непрерывной принудительной вентиляцией в течение 16-24 часов.

9. Длительность пребывания недоношенного ребёнка в кувезе определяется его состоянием, функционированием различных органов и систем, но обычно не превышает 5-6 дней.

Манипуляция № 19

Дородовый патронаж.

Участковая медсестра детской поликлиники посещает в течение беременности здоровую женщину 2 раза , при неблагоприятном течении беременности, при наличии у неё соматических заболеваний или неблагополучных бытовых условий –3 раза

Первый дородовый патронаж (сразу после постановки беременной на учёт в женской консультации).

Цель: сбор информации о состоянии здоровья беременной женщины и членов её семьи и условиях ее труда и быта.

Показания:дородовый патронаж осуществляетсявсех беременных, вставших на учёт в женской консультации.

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:отсутствие информации о важности дородового патронажа.

Подготовка пациентки:установление психологического контакта с беременной

Оснащение:

— Карта дородового патронажа

Последовательность действий:

1. Получив сведения о появлении беременной на своём педиатрическом участке, посетите её по месту жительства.

1. Представьтесь, познакомьтесь с беременной женщиной, постарайтесь наладить с ней психологический контакт.

2. Соберите информацию о семейном положении беременной женщины, состоянии здоровья её и будущего отца, родственников с обеих сторон (наличие или отсутствие у них хронических соматических, психических и наследственных заболеваний), условиях жизни и труда ( профессиональные вредности ) беременной женщины, психологическом климате в семье, наличии возможных вредных привычек у будущих родителей.

3. Соберите информацию о количестве, протекании и исходе предыдущих беременностей (если они были): предшествующие выкидыши, аборты, рождение детей. Состояние здоровья у имеющихся детей. Течение настоящей беременности: наличие токсикоза, перенесенных заболеваний во время данной беременности. Выявите факторы риска.

4. Дайте советы по организации режима дня, рационального питания, необходимости достаточного пребывания на свежем воздухе, полноценного ночного сна, профилактике инфекционных заболеваний.

5. Заполните «Карту дородового патронажа».

Второй дородовый патронаж.

Цель:подготовить беременную женщину к рождению ребенка, к кормлению грудью и уходу за ребенком.

Показания: начало дородового отпуска (32-34 недели беременности).

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:отсутствие беременной женщины дома на момент проведения патронажа, негативное отношение к проведению патронажа.

Подготовка пациентки:психологическая подготовка беременной к рождению будущего ребёнка

Оснащение:

— Карта дородового патронажа

Последовательность действий:

1. Соберите информацию о течении беременности за время, прошедшее после первого дородового патронажа: наличии тяжелых токсикозов, перенесенных заболеваниях, выполнении назначений врача (соблюдение режима жизни, характера питания).

2. Соберите информацию о, психологическом климате в семье, подготовке к рождению ребенка.

3. Обучите будущую маму уходу за молочными железами, подготовке к лактации, профилактике мастита, организации уголка для новорожденного ребенка.

4. Пригласите будущую маму в «Комнату здорового ребенка» для занятий в «Школе молодой матери».

5. Дайте советы по организации режима жизни, рационального питания, правильного выбора одежды и обуви.

6. Заполните «Карту дородового патронажа».

7. Проведите беседу с родственниками о значении психологического климата в семье.

Третий дородовый патронаж

Проводится с целью контроля протекания беременности при ее неблагоприятном течении, контроля состояния беременной женщины с тяжелыми соматическими заболеваниями, контроля ликвидации выявленных проблем на любом сроке беременности.

Манипуляция №20

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Выхаживание новорожденных с массой тела до 1500 г, включая детей с экстремально низкой массой тела при рождении

Ежегодно в мире 12,9 млн. детей рождаются недоношенными – это 10% всех родившихся за год детей на Земле. Больше всего детей рождаются недоношенными в странах Африки — 11,9% среди всех новорожденных, в Северной Америке – 10,6%, в Австралии и новой Зеландии – 6,4%, в Европе 6,2%.

В России ежегодно недоношенными рождаются около 6%. При этом почти 60% всех случав преждевременных родов приходится на долю малышей с легкой степенью недоношенности- 32-36 недель беременности.

Однако, одними из наиболее сложных медицинских задач, решение которых требует адекватного лекарственного обеспечения и хорошей технической оснащенности лечебно-профилактического учреждения, высокой профессиональной квалификации врачебного и среднего медицинского персонала являются эффективная интенсивная терапия и успешное выхаживание детей с очень низкой (от 1000г до 1500 г) и экстремально низкой (менее 1000 г) массой тела при рождении. Благодаря внедрению современных подходов к выхаживанию глубоконедоношенных новорожденных, в последние годы произошло существенное снижение летальности и уменьшение ранней детской инвалидизации детей, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела.

Особенности оказания помощи недоношенным новорожденным с массой тела менее 1500 г в родильном зале

С целью стабилизации гемодинамического статуса ребенка, профилактики некротического энтероколита, внутрижелудочковых кровоизлияний, сепсиса и врожденной анемии, сразу после извлечения из полости матки всем недоношенным новорожденным проводится отсроченное пережатие и пересечение пуповины спустя 60 секунд после рождения; в том случае, когда отсроченное пережатие невозможно по состоянию матери или ребенка, проводится «милкинг» — сцеживание пуповины по направлению к ребенку в течение 20 секунд перед ее пережатием и пересечением.

Одним из ключевых элементов выхаживания критически больных и глубоконедоношенных детей является профилактика гипотермии. Для этого при ожидающихся преждевременных родах температура в родильном зале повышается до 26-28С. Уже в первые 30 секунд жизни, новорожденному проводятся мероприятия по обеспечению тепловой защиты: туловище ребенка полностью герметично оборачивается в пленку, поверхность головы ребенка дополнительно защищается от потери тепла при помощи пеленки или шапочки.

Другим необходимым элементом ранней стабилизации глубоко недоношенного ребенка является проведение респираторной терапии, которая обеспечивала бы создание и поддержание непрерывного положительного давления в дыхательных путях. Постоянное положительное давление способствует созданию и поддержанию функциональной остаточной емкости легких, препятствует ателектазированию, снижает работу дыхания. В случаях, когда у недоношенного ребенка с первой минуты жизни отсутствует регулярное спонтанное дыхание, ребенку проводится маневр «продленного вдоха» для наиболее эффективного расправления альвеол и формирования функциональной остаточной емкости легких. Новорожденным гестационного возраста 26 недель и менее, матери которых не получили курс антенатальной стероидной профилактики РДС, в первые 15 минут жизни проводится профилактическая терапия сурфактантом. С ранней терапевтической целью введение сурфактанта выполняется всем новорожденным с гестационным возрастом менее 32-х недель при появлении симптомов, свидетельствующих о реализации у них тяжелого респираторного дистресс- синдрома в виде нарастания дыхательных нарушений появления потребности в дополнительной подаче кислорода. До получения результатов обследования ребенку уже в родильном зале назначается эмпирическая антибактериальная терапия с последующей коррекцией, а также для улучшения функции дыхания и профилактики развития хронических заболеваний легких, вводится кофеин.

Транспортировка недоношенных новорожденных с массой тела менее 1500 г из родильного зала в отделение интенсивной терапии

Транспортировка новорожденных с ОНМТ и ЭНМТ из родильного зала в отделение интенсивной терапии проводится в пластиковой пленке, в транспортном инкубаторе, обеспечивающем поддержание оптимальных температуры и влажности, под контролем пульсоксиметрии. Во время транспортировки ребенку продолжается респираторная терапия с непрерывным поддержанием остаточного давления в легких.

Особенности выхаживания недоношенных новорожденных с массой тела менее 1500 г в отделении реанимации и интенсивной терапии

После поступления ребенка с ЭНМТ и ОНМТ в отделение реанимации и интенсивной терапии в первые часы жизни ребенку проводится целый ряд мероприятий по стабилизации состояния: контроль температуры тела, взвешивание не вынимая ребенка из инкубатора, введение сурфактанта в легкие при наличии показаний (если не было выполнено в род. зале); профилактика гипервениляции и избыточного поступления кислорода — гипероксии (контроль уровня сатурации кислорода (SpO2) который должен составлять 90-95%); обеспечение непрерывного поступления жидкости и питательных веществ (углеводов, аминокислот, жировых эмульсий, витаминов и микроэлементов через венозный катетер, контроль содержания глюкозы в крови, контроль показателей артериального давления.

Очень важным условием стабилизации глубоконедоношенного ребенка в первые часы жизни является снижение уровня сенсорной стимуляции внешними раздражителями до минимума (защита от света, шума, боли, тактильных раздражителей). С этой целью используются помещение в укладку «гнездо» для придания ребенку положения повторяющего позу плода в утробе матери, светоизолирующая накидка на инкубатор.

Немаловажным фактором стабилизации состояния новорожденного с массой тела менее 1500 г является молозиво матери, которое в объеме нескольких капель дается за щечку ребенку сначала в родильном зале, а затем в отделении интенсивной терапии в течение первых часов жизни. В возрасте 6 часов жизни начинается пробное трофическое энтеральное питание с постепенным увеличением объема в последующие дни под контролем усвоения. Новорожденные дети кормятся преимущественно нативным материнским молоком, которое мать ребенка сцеживает, приходя в отделение. В случае нехватки материнского молока докорм осуществляется молочными смесями, адаптированными для выхаживания глубоконедоношенных новорожденных. Начиная с 14 дня жизни ребенка, когда материнское молоко становится более зрелым, для дополнительной дотации нутриентов, материнское молоко обогащается с помощью специальной добавки, фортификатора. Это позволяет сохранить все преимущества грудного вскармливания с одной стороны и обеспечить повышенные потребности глубоко недоношенного малыша в нутриентах, таких как белок, кальций, фосфор, железо и микроэлементы, быстро растущего, с другой.

Для создания психо-эмоциональной связи между родителями и ребенком, а также для формирования на поверхности кожи малыша защитной оболочки из сапрофитных микроорганизмов, которые населяют поверхность кожи родителей, всем глубоконедоношенным новорожденным проводятся сеансы «кенгуру», во время которых ребенок выкладывается кожа к коже на грудь матери или отцу. После стабилизации состояния уже на первой неделе жизни в отделении реанимации и интенсивной терапии один раз в несколько дней проводится купание ребенка при участии родителей.

Читайте также  Как кормить новорожденного если он постоянно спит

Среди заболеваний, которые могут развиваться неонатальном периоде, и в исходе периода новорожденности и оказывают существенное влияние на состояние здоровья и качество жизни ребенка, в некоторых случаях являясь причиной инвалидизации детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела, следует выделить:

128. Использование кювеза для ухода за новорожденным.

Для выхаживания детей используются кювезы (т. е. инкубаторы типа «Медикор», «Асепта» и др.), аппараты для искусственного дыхания («Вита-1» и др.). В современных кювезах имеются устройства для регуляции температуры воздуха, влажности, содержания кислорода. Не извлекая ребенка из кювеза, его можно там же взвесить.

Через каждые 3—4 дня инкубатор протирают 1 % раствором хлорамина, 30—40 минут облучают ультрафиолетовыми лучами. Содержание недоношенных в инкубаторах в течение первых дней после рождения значительно уменьшает опасность инфицирования их воздушной микрофлорой.

Чтобы защитить недоношенного ребенка от охлаждения, предпринимаются следующие меры: при родах поддерживается высокая температура с помощью тепловых лучей лампы соллюкс; лоток, на который акушерка принимает ребенка, а также стерильное белье постоянно согреваются; все первичные манипуляции проводятся под потоком тепловых лучей или в инкубаторе, куда недоношенного помещают тотчас после пережатия пуповины (первичный туалет ребенка в кювезе производят при температуре воздуха в нем 35— 36°).

Окончательный послеродовый туалет ребенка делают в инкубаторе через 6 часов: стерильным тампоном, смоченным стерильным вазелиновым маслом или рыбьим жиром, удаляют сыровидную смазку, после чего кожные покровы протирают 70° спиртом, головку моют теплой водой с мылом и просушивают стерильной теплой пеленкой.

В инкубаторе выхаживают обычно недоношенных с весом ниже 1500 г, однако некоторые новорожденные с более высоким весом также помещаются в кювез, если у них отмечаются выраженные расстройства дыхания, кровообращения, терморегуляции и других функций. Длительность пребывания недоношенного ребенка в инкубаторе обычно не превышает 5—6 дней. Только в некоторых случаях, когда состояние недоношенного остается тяжелым, его держат в кювезе до 2—3 недель.

Дети, родившиеся с весом 1600—2000 г, как правило, не нуждаются в инкубаторе: их достаточно согревать грелками и теплым бельем. В инкубаторе ребенок лежит без одежды, чем обеспечивается полная свобода движений и нисколько не затрудняется функция дыхательной мускулатуры. Температура воздуха в кювезе регулируется с учетом температуры тела новорожденного, которую измеряют через 3 часа ректально.

Такой контроль осуществляют в течение всего периода пребывания больного в инкубаторе. Наиболее благоприятной температурой воздуха в кювезе считается: для детей весом от 1000 до 1200 г 33—34°, от 1200 до 1500 г 32—33°, свыше 1500 г 31—32°. Относительная влажность воздуха в кювезе в первые сутки поддерживается на уровне 90—100 %, во вторые — в пределах 70—80%, в дальнейшем — 60—65%.

129. Определение сахара в моче у ребенка.

130. Использование различных способов подачи кислорода ребенку (масоч-ный, кислородная палатка, носовые канюли).

131. Проведение ивл ребенку различными методами:

— дыхание изо «рта в рот»;

— мешком Амбу с маской.

Особенности искусственной вентиляции легких (ИВЛ) у детей различного возраста.

1. Для проведения искусственного дыхания ребенку в возрасте до 1 года рекомендуется использовать методику «рот в рот» или «рот в рот и нос». 2. У детей старше 1 года рекомендуется использовать технику искусственного дыхания «рот в рот». Особенности выполнения искусственного дыхания с помощью самонаполняющегося мешка типа Амбу у различных категорий пациентов. 1. Маска должна полностью покрывать рот и нос ребенка без покрытия глаз и нахлеста на подбородок. 2. Минимальный объем мешка, который необходим для проведения ИВЛ у всех групп детей (за исключением новорожденных), составляет не менее 450-500 мл. 3. Вне зависимости от размера мешка необходимо ориентироваться на силу надавливания, при этом критерием эффективности вентиляции является наличие экскурсий грудной клетки. 4. У пациентов с незначительной обструкцией дыхательных путей избыточные объем и частота дыхания могут способствовать появлению воздушных «ловушек», баротравме и утечке воздуха. 5. У пациентов с церебральной недостаточностью и остановкой сердца избыточные объем и частота дыхания могут привести к гипервентиляции с возможным развитием ишемии головного мозга. Методика искусственной вентиляции легких с помощью мешка Амбу. Наиболее часто используют технику «Е-С» обхвата. Большой и указательный пальцы руки (левой у правшей) принимают форму буквы «С» и используются для плотного прижатия маски к лицу. Другими тремя пальцами этой же руки, принявшими форму буквы «Е», необходимо вывести челюсть, подтягивая лицо вверх к маске (рис.).

Выполнение вентиляции маской с использованием техники «Е-С» обхвата. 1. Встаньте у изголовья ребенка. 2. Если у ребенка нет травмы головы и шеи, запрокиньте его голову назад и положите подушку или валик ниже головы ребенка или под спину. При травме головы и шеи восстановите проходимость дыхательных путей техникой выведения челюсти без разгибания головы. 3. Если есть другой спасатель, он должен иммобилизовать шею. 4. Приложите маску к лицу пациента, используя спинку носа для правильного положения маски. 5. Выведите челюсть, используя последние три пальца другой руки. 6. Разместите эти пальцы под углом нижней челюсти, чтобы вывести ее вперед и вверх. Эти три пальца образуют букву «Е». 7. Выведение челюсти способствует выведению языка из задней части глотки, тем самым предотвращая обструкцию глотки языком. 8. Не оказывайте давления на мягкие ткани под челюстью, так как это может сдавить дыхательные пути. 9. Поместите большой и указательный пальцы руки в форме «С» над маской и надавите вниз. Обеспечьте плотную изоляцию между маской и лицом пациента, используя руку, держащую маску и выводящую челюсть. Если вы действуете в одиночку, обеспечьте «Е-С» обхват одной рукой и дыхание мешком другой рукой (см. рис.). Следите за тем, чтобы были видны движения грудной клетки. При выполнении искусственной вентиляции легких периодически следует производить (крайне осторожно, так как часто это приводит к возникновению регургитации) надавливание на эпигастральную область для удаления воздуха из желудка, попавшего во время вентиляции, для предупреждения регургитации из-за переполнения желудка воздухом. Принципы проведения искусственной вентиляции легких с использованием портативных аппаратов ИВЛ. После проведения мероприятий сердечно-легочной реанимации и первичной стабилизации состояния ребенка практически в 100 % случаев показано продолжение респираторной терапии с использованием методики ИВЛ, которая с появлением современных портативных дыхательных аппаратов стала доступна и в условиях машины «скорой помощи». В педиатрической практике наиболее широко используют респираторы, принцип работы которых основан на смене фаз дыхательного цикла в зависимости от времени вдоха и давления в дыхательных путях. Одним из основных условий, предъявляемых к аппаратам ИВЛ, используемым у детей, является обеспечение постоянной скорости воздушного потока, при этом создается постоянный ток воздуха к пациенту через регуляторы скорости и давления. Открытие и закрытие клапана выдоха ведет соответственно к смене выдоха и вдоха. По достижению определенного давления клапан открывается, ток воздуха в легкие прекращается, а продолжается через открытый клапан. Во время выдоха клапан регулирует ток воздуха (10 л/мин или 1-30 л/мин для лучшего удаления СО2). У новорожденных и младших детей предпочтительно использование респираторов, работающих по давлению и времени, а не по объему. Одним из их преимуществ является то, что поток воздуха является непрерывным, это позволяет поддерживать попытки самостоятельного дыхания ребенка. У детей с массой тела 10 кг и более можно использовать респираторы, работающие по объему. После достижения возраста двух лет методы лечения становятся схожими с таковыми у взрослых. Основными параметрами, определяющими эффективность искусственной вентиляции легких, являются: концентрация кислорода во вдыхаемой газовой смеси (Fi02), дыхательный объем (Vt), положительное давление на вдохе (PIP), положительное давление на выдохе (PEEP), частота дыхания (f) и время вдоха (tinsp), стартовые показатели которых представлены в табл.

Таблица — Стартовые параметры ИВЛ у детей различных возрастных групп

Общие принципы подбора параметров искусственной вентиляции легких на догоспитальном этапе. Представленные стартовые параметры искусственной вентиляции легких у детей могут использоваться только как ориентиры в первые минуты после начала ИВЛ, так как в дальнейшем может потребоваться их существенная коррекция в зависимости от состояния пациента.

Принципы искусственной вентиляции легких у детей

Концентрация кислорода во вдыхаемой газовой смеси. Необходимая величина зависит от степени выраженности гипоксии. При выраженном гипоксическом синдроме может потребоваться увеличение FiО2 до 100 %. На догоспитальном этапе необходимая величина Fi02 может быть определена в зависимости от показателей Sp02, которая должна составлять не менее 92%. — Дыхательный объем. Основным показателем, отражающим адекватность Vt и PIP, являются достаточная экскурсия грудной клетки, синхронизация пациента с аппаратом ИВЛ и допустимые показатели Sp02 (92 100 %). — Положительное давление на вдохе. При недостаточной экскурсии грудной клетки, частой десинхронизации ребенка с аппаратом ИВЛ и низких показателях Sp02 дыхательный объем и положительное давление на вдохе должны быть увеличены. — Положительное давление на выдохе. Оптимальная величина PEEP 3 — 5 см вод. ст., однако при выраженной гипоксии допустимы и более высокие значения, в то же время на догоспитальном этапе их использование нельзя признать целесообразным. — Частота дыхания. Определяется физиологическими возрастными показателями и значениями Sp02. При прогрессирующей дыхательной недостаточности может потребоваться превышение физиологических показателей. — Время вдоха. Определяется частотой дыхания и соотношением I: Е, не должно быть больше времени выдоха!

Мониторинг адекватности искусственной вентиляции легких на догоспитальном этапе. 1. Полная синхронизация пациента с аппаратом ИВЛ. 2. Розовый цвет кожи. 3. Показатель сатурации гемоглобина кислородом не ниже 92 %. 4. Достаточная экскурсия грудной клетки. 5. Равномерное участие обеих половин грудной клетки в акте дыхания. 6. Равномерное проведение дыхательных шумов при аускультации. 7. Отсутствие выраженных нарушений гемодинамики.

Уход за здоровым новорожденным в роддоме

Уход начинается с этапа родильного зала, который всегда готов к принятию новорожденного ребенка. В помещении имеется стол с подогревом поверхности, набор для оказания неотложной помощи новорожденному, весы. Температура в помещении, где рождается ребенок, поддерживается на уровне не менее 25 градусов.

Сразу после рождения ребенок обсушивается сухой теплой пеленкой на руках акушерки и выкладывается на обнаженную грудь и живот матери. С этого начинается следующий этап ухода — контакт кожа к коже (ККК), который проводится в течение первых 1–2 часов жизни. Наложение одноразового зажима на пуповину проводится без отделения ребенка от матери, непосредственно на животе у матери, после того как пуповина перестанет пульсировать. Раннее пережатие пуповины проводится по показаниям (необходимость оказания неотложной помощи ребенку, риск развития конфликта по группе крови или резус–фактору). Оценка состояния ребенка врачом–неонатологом проводится непосредственно после рождения, без отделения от матери с целью исключения патологии и контроля адаптации ребенка. Взвешивание, измерение и полный врачебный осмотр могут быть проведены позже, перед переводом в отделение для новорожденных детей.

Читайте также  Как часто крольчиха кормит новорожденных крольчат

В случаях, когда контакт с матерью временно невозможен (операция кесарева сечения, необходимость проведения матери манипуляций), практикуется контакт кожа к коже с отцом (при партнерских родах). Мать с ребенком находятся в родильном зале под наблюдением акушерки в течение первого 1– 2 часов после родов.

Поскольку сосательный рефлекс может быть угнетен в течение первых 40 минут жизни, прикладывание новорожденного к груди проводится по мере его готовности в течение первого часа жизни, но не позднее 2–х часов. Рядом с матерью и ребенком находится акушерка, которая оценивает признаки готовности новорожденного к сосанию (ребенок поднимает головку, открывает рот, высовывает язык, сосет кулачок) и помогает ему хорошо присосаться к груди, придав правильное положение тела.

Перевод новорожденного из родильного зала в отделение осуществляется через 2 часа после родов при условии удовлетворительного состояния матери и ребенка.

При переводе медсестра отделения для новорожденных детей сверяет сведения из истории развития новорожденного и бирки на ручках ребенка.

Уход за новорожденным ребенком в отделении для новорожденных детей (палата совместного пребывания матери и ребенка)

Температура в палате совместного пребывания поддерживается не менее 25 градусов. После перевода в послеродовую палату, медсестра отделения для новорожденных детей обучает маму всем элементам ухода зановорожденным, показывает ей, как подмывать ребенка проточной теплой водой под краном, избегая касания тела ребенка раковины умывальника. Мать сама одевает ребенка, используя домашнюю одежду (памперсы, ползуны, распашонки) либо пеленает нижнюю часть тела пеленкой.

Температура тела ребенку измеряется 2 раза в сутки электронным термометром в подмышечной впадине. Нормальной температурой тела является 36.5–37.5 градусов. Детская сестра учит термометрии мать и дальше мама сама измеряет температуру тела ребенка.

Специальной обработки глаз не требуется. При необходимости мама умывает лицо ребенка теплой проточной водой. Если глаза загрязнены, необходимо промыть их смоченной в стерильной воде салфеткой или ватным шариком от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используются отдельные ватные шарики или салфетки.

При затруднении носового дыхания проводится туалет носовых ходов. Необходимо смочить ватный шарик в стерильной воде, скрутить жгутик и аккуратно ввинчивающими движениями вворачивать в каждый носовой ход (поочередно), удаляя корочки или слизь.

Пуповинный остаток ведется открытым сухим методом.

Врач–неонатолог или детская медсестра обучают мать также уходу за пуповинным остатком и пупочной ранкой. Главное требование ухода — содержать в чистоте и сухости. Если пуповинный остаток загрязнился, его важно промыть теплой проточной водой и просушить чистой пеленкой. Пупочный остаток необходимо оставлять открытым доступу воздуха или прикрывать чистой свободной одеждой. Памперс не должен закрывать остаток пуповины до самого ее отпадения. Пуповинный остаток отпадает самостоятельно. Ребенок может быть выписан домой с неотпавшим пупочным остатком. Грудное вскармливание осуществляется по требованию ребенка, а не по режиму. Медсестра отделения для новорожденных детей обучает мать правилам грудного вскармливания, объясняет ей признаки правильного прикладывания и расположения ребенка у груди, оценивает правильность прикладывания и эффективность сосания. При необходимости проводит повторное обучение матери. Если у женщины есть затруднения в осуществлении грудного вскармливания и уходе за новорожденным, детская медсестра консультирует ее и оказывает практическую помощь.

Врач–неонатолог и детская медсестра ежедневно проводят осмотр пуповинного остатка, пупочной ранки, кожных покровов и слизистых на наличие гнойно–воспалительных заболеваний.

Как стать уверенной мамой. Уход за новорожденным ребенком в первые месяцы

Рабият Зайниддинова

После долгожданной выписки из роддома некоторые мамы могут находиться в смятении. Даже если молодые семьи готовятся заранее к роли родителей, после рождения ребенка нередко появляются новые вопросы. Когда начинать гулять с новорожденным? Как правильно купать ребенка? Обрабатывать ли пупок? Иногда ответы на них нелегко найти: либо информации в интернете слишком мало, либо, наоборот, ее так много, что некоторые публикации противоречат друг другу. В этой статье вы найдете ответы на популярные вопросы об уходе за ребенком. Надеюсь, что материал поможет вам обрести не только новые знания, но и уверенность в себе.

Какой должна быть температура в детской комнате?

Во-первых, важно понимать, что температура тела малыша лабильна. Ведь терморегуляция у ребенка только формируется. Это значит, что температура тела новорожденного может быть как выше, так и ниже значений, к которым привыкли взрослые. И если отклонения незначительные, то переживать не стоит.

Во-вторых, если рассуждать о температуре окружающей среды, то нужно учитывать, что малыши чаще склонны к перегреванию, чем к переохлаждению. Поэтому комфортная температура для новорожденных составляет примерно 20-22 градуса. Для недоношенных и маловесных детей иногда целесообразно прогревание воздуха до 25 градусов в помещении. В таком случае правильным решением будет постепенно снижать температуру в комнате, приближая ее к 20 градусам. Влажность воздуха для новорожденного оптимально держать на уровне 55-65 процентов. Это позволит избежать пересушивания слизистой оболочки носовых ходов и обеспечит комфортное дыхание малыша.

Сколько гулять с новорожденным?

мама с коляской

Один из первых вопросов, которым озадачиваются некоторые мамы после выписки: когда можно гулять с новорожденным? Ответ прост — гулять можно сразу! Вопреки распространенному стереотипу нет никакой необходимости отсиживаться дома, дожидаясь, когда малыш подрастет.

Здоровый ребенок комфортно переносит прогулки после выписки из родильного дома. Главное знать, как одеть младенца на прогулку, не слишком тепло летом и достаточно тепло зимой.

Нельзя забывать также о защитных кремах и стиках от обморожения перед зимними прогулками. А если прогулка предстоит жарким летом, стоит воспользоваться солнцезащитным кремом для младенцев с фильтром не менее 50.

На вопрос сколько гулять с младенцем невозможно ответить, не зная обстоятельств: возраста малыша и времени года, погодных условий. Начинать можно уже с 30 мин, постепенно увеличивая время прогулки.

Когда можно купать новорожденного?

Существует заблуждение, что малыша нельзя купать, пока не зажила пупочная ранка. На медицинском языке этот процесс называется «эпителизация». На самом деле, малыша можно и даже нужно купать сразу после выписки из родильного дома. Ждать отпадения пуповины и полного заживления пупка совсем необязательно.

Кроме того, в настоящее время многие врачи рекомендуют тактику «сухого ведения пуповинного остатка». Это значит, что ранку не нужно обрабатывать, применяя агрессивные местные антисептики. Решение о необходимости обработки, назначении местных препаратов или ограничении водных процедур принимает только педиатр на основании осмотра малыша.

Сколько заживает пупок у новорожденного? Пупочная ранка как правило перестает кровоточить через несколько дней, а пуповинный остаток отпадает сам в течение примерно 1-2 недель. Затем пупочная ранка постепенно затягивается и пупок заживает. Если остаток пуповины не отпадает долго, или появились признаки воспаления пупка, обязательно обратитесь к врачу

Как купать новорожденного?

Как приготовиться к купанию ребенка? Давайте попробуем уложить в 5 шагов такую важную процедуру.

Первое — подготовить все необходимое до того, как малыш окажется в ванной комнате. Удобный доступ к средствам для купания, вода правильной температуры, поверхность (столик) с полотенцем, куда можно будет положить малыша после купания. Подходящая температура воды для купания ребенка – 36-37 градусов.

Второе — заручиться помощью домашних. Пока малыш не подрастет, а родители не освоят правила купания новорожденного, будет правильным и безопасным страховать друг друга.

купание новорожденного

Третье — в какой воде купать новорожденного? Нужно ли купать ребенка в кипяченой воде? Использовать ли травы для купания новорожденного? Добавлять ли какие-то обеззараживающие компоненты (в топе родительских вопросов уверенно лидирует перманганат калия, или попросту — «марганцовка»)? Отвечаем — для купания малыша достаточно чистой воды, и ее не нужно кипятить. Отвары трав разумно использовать для приготовления ароматных напитков, а вот для купания новорожденного использовать их не рекомендуется — высок риск аллергических реакций у ребенка.

При купании младенца, имеющего повышенную сухость кожи и тенденцию к шелушению (начальные проявления атопии), рекомендуется использовать специальные масла для купания, а после купания – нанести на кожу детские эмоленты – специальные увлажняющие эмульсии.

У всех малышей в первый месяц жизни может проявиться так называемый себорейный дерматит младенцев (СДМ –воспалительное состояние кожи с образованием чешуек, которое может возникнуть вскоре после рождения и обычно длится от нескольких недель до месяцев. При поражении кожи головы его обычно называют «молочной корочкой»). Молочные корочки на голове могут сохраняться до 3х месяцев, и требуют применения специальных шампуней против корочек. Мытье головы ребенка таким шампунем при себорее показано частое, каждые 2-3 дня, что облегчает проявления себорейного дерматита волосистой части головы.

Четвертое — длительность купания ребенка. Ориентируйтесь на условный интервал от 10 до 40 минут: 10-15 мин вполне достаточно для полноценной процедуры купания младенца, и, если малыш устал и мама еще неопытна, этим можно ограничиться. А вот для того, чтобы насладиться водными процедурами полноценно, малышу нужно порядка получаса, и чем старше малыш, тем охотнее он проводит время в воде. К году длительность водных процедур обычно достигает часа. Вечерняя ванна становится привычным ритуалом для ребенка, помогая формировать правильный отход ко сну.

Пятое — игрушки для купания. Пока малыш совсем крошечный, он принимает ванну с помощью специальной горки для купания или с использованием детской ванночки. Игрушки для купания крохе еще не интересны – он наслаждается общением с мамой, нахождением в воде, приятными ощущениями. А вот после 3х месяце, когда малыш перерастает горку для купания и свою ванночку, самое время переместиться во взрослую ванну (при условии, что родители уже уверенно управляются с маленьким пловцом). Вот теперь самое время добавить к купанию элемент игры. Следите, чтобы игрушки по маркировке соответствовали возрасту ребенка и стандартам безопасности.

Как часто купать новорожденного? Каждый день мыть ребенка совершенно необязательно, достаточно 3-4 раз в неделю. С возрастом частоты

Вытирать новорожденного после купания нужно мягкими, промокающими движениями. Волосистую часть головы ребенка можно так же промокнуть, и влага впитается в полотенце.

После купания малыша необходимо приложить к груди либо попоить водой.

Гигиена новорожденного. Что нужно знать?

Важным аспектом ухода за новорожденным являются гигиенические процедуры. Подмывание, обработка складок, уход за глазами новорожденного, профилактика опрелостей у ребенка.

Умывать ребенка лучше после ночного сна, а затем обрабатывать глазки малыша ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой по направлению от наружного края глаза к внутреннему. Не используйте один и тот же ватный диск для разных глаз!

Не знаете, как чистить уши ребенку? Только снаружи: протирайте ушную раковину и складки за ушками. Засовывать в ушной проход ребенку ни ушные палочки, ни турунды нельзя.

Подмывать новорожденного следует часто, при каждой смене подгузника.

В уходе важно использовать минимальное количество косметических средств. Тут могут пригодиться детские средства на основе пантенола, ланолина, эмульсии для ухода за кожей малыша и масло/гель для купания.

Как наслаждаться материнством, ухаживая за младенцем?

Самое главное — правильно делегировать полномочия. Малыш — плод любви папы и мамы в равной степени, а значит, папа может и должен разделить с мамой и восхищение по поводу первой улыбки и первого осознанного гуления, и хлопоты по утилизации подгузников или обработку молокоотсоса после сцеживания молока.

Второй по важности момент — помощь в быту. Не каждая мама может открыто попросить о помощи по дому, и здесь именно чуткость и внимание членов семьи должны поддержать молодую женщину и малыша в такой необыкновенный и непростой период.

Читайте также  Декор для дня рождения ребенка

Полноценное питание, здоровый сон, внимание близких — три «кита», на котором зиждется комфортное материнство. Кстати, о питании – рацион кормящей мамы должен быть разнообразен и насыщен основными нутриентами. Ешьте вкусно и кормите с удовольствием!

Как обеспечить безопасность ребенка?

Сообщество педиатров сформулировало список правил, которые помогут организовать безопасное пространство для ребенка:

  • Нельзя оставлять малыша без присмотра на пеленальном столике или другой поверхности.
  • Нельзя трясти (встряхивать, интенсивно покачивать) ребенка.
  • В первый месяц жизни, особенно в первые дни после выписки, не рекомендуется оставлять малыша наедине с домашними животными.
  • Разумно использовать валики, коконы для новорожденных и позиционеры .
  • Организовать спальное место новорожденного: в нем не должно быть пышных рюш, подушек, даже бортики и одеяла на первых порах не нужны и могут быть опасны. Лучше воспользоваться спальным мешком или запеленать младенца*.
  • Не оставлять малыша в положении на животе во время длительного ночного сна .
  • Не стесняться обращаться к педиатру в любой непонятной ситуации.
  • Всегда использовать детскую автолюльку или автокресло для безопасной перевозки ребенка в автомобиле**. Детей до года можно перевозить только в автолюльке класса 0.

Об организации безопасного сна ребенка (как совместного сна с мамой, так и в отдельной кроватке) читайте здесь.

Чем стирать детские вещи?

Заботясь о малыше в первые месяцы жизни, важно ответственно подойти к выбору средства для стирки детских вещей. Кожа ребенка отличается от строения кожи взрослого, а подкожные сосуды расположены ближе к поверхности, поэтому вероятность реакции на некачественное средство в разы выше.

Значительно отличаются и требования к детским стиральным порошкам по токсикологическим показателям – в их состав не входит ряд определенных добавок, которые могут быть в универсальных стиральных порошках. При выборе детского порошка лучше ориентироваться на возрастную маркировку, соответствующую возрасту вашего ребенка. Таким средством можно стирать белье всех возрастных категорий выше этого возраста. То есть детское белье стирать обычным средством не стоит, а вот взрослую одежду стирать детским порошком можно.

уход за детской одеждой

Плановые осмотры ребенка: контроль за здоровьем малыша!

Важно не забывать, что здоровье новорожденного зависит не только от трудов родителей, но и педиатра. Первый осмотр ребенка пройдет не позднее 1-3 дней после выписки (сроки могут немного отличаться от региона к региону) ***, и осуществляется он участковым педиатром или патронажной сестрой. В случае, если малыш имеет какие-либо заболевания или состоит в группе риска по развитию какой-либо патологии, то проводится осмотр новорожденного в день выписки. Если же выписка из роддома пришлась на выходные или праздничные дни, то этом случае патронаж осуществляет дежурный педиатр поликлиники.

Патронаж новорожденных проводится бесплатно по системе ОМС (обязательного медицинского страхования) для всех детей без исключения. Важно — даже если нет прописки и медицинского полиса, то патронаж все равно доступен! У родителей всегда есть выбор: патронаж может быть осуществлен в условиях частных медицинских центров или поликлиник при крупных детских стационарах, предлагающих свои патронажные услуги.

Далее к плановым осмотрам новорожденного добавятся визиты к врачам других, узких специальностей – детских неврологов, ортопедов, хирургов, и в должные (декретированные) сроки осмотра мама сможет убедиться, что с ее крохой все в порядке. Тем самым уверенность мамы в благополучии ее ребенка будет основываться

Уверенная и спокойная мама, окруженная заботой и поддержкой близких, с малышом, регулярно проходящим осмотры врачей, сможет максимально наслаждаться своим материнством. А ведь именно это чувство — наслаждение и восторг — испытываем мы, глядя на своих малышей, даже если период новорожденности, пахнущий молоком и ланолином, остался далеко позади.

Уход за ребенком в первый год жизни

За первый год жизни ребенок делает гигантский скачок в своем физическом и эмоциональном развитии (представьте только, что его мозг увеличивается в 1,5 раза!). Но и родители многому учатся, особенно если малыш — первый. «Как ухаживать за ушками, носиком, глазками — это, конечно, очень важно, и мы об этом рассказываем обязательно. Но не менее важно научиться чувствовать своего ребенка»,- по словам Юлии Викторовны Андронниковой, педиатра высшей категории, заведующей педиатрическим отделением Центра Традиционного Акушерства и семейной медицины, это чувство защищенности и любви будет сопровождать ребенка всю жизнь.

Единственное, что можно точно сказать, крайность — это всегда плохо. И в воспитании детей в первую очередь.

Грудное вскармливание

Важный аспект ухода за грудничком — правильно организованное грудное вскармливание. Это «стержень, на который наматывается весь уход за малышом. Пососать грудь — основной интерес малыша первых месяцев жизни, а в дальнейшем и довольно долго — приоритетный интерес. Прикладывания к груди помогают выстроить ритм жизни, вовремя помочь малышу, успокоить, накормить», — считает Лилия Валентиновна Казакова, педиатр Территории Здоровья и СМ, консультант по грудному вскармливанию АКЕВ. Сосание активизируют работу кишечника. Это поможет приучить к «высаживаниям» с самого раннего детства. На всякий случай оговоримся — грудное вскармливание безусловно хорошо, но это не панацея и не гарантия ни богатырского здоровья, ни более глубокой привязанности. При прочих маминых усилиях «искусственники» могут легко догнать, а то и обогнать «грудничков» по всем пунктам.

Купание, уход за пупочной ранкой и кожей

Кожа малыша — тонкая и ранимая, на ней быстро появляются потница и опрелости. Поэтому надо устраивать ребенку воздушные ванны (оптимальная температура в комнате – 20-22 С, влажность — 55-60%). Купать можно ежедневно — первый месяц по 2-3 минуты (вода — около 37 С). Затем постепенно увеличивая время (до 10 минут) и снижая температуру (на 1-2 С). Детским мылом/пенкой лучше пользоваться пореже — 1 раз в неделю, не чаще.

«Никогда не купайте малыша «натощак». Это не тренировка пловца, а расслабляющая и гигиеническая процедура. Малыш должен быть спокойным и довольным жизнью», — напоминает Л. В. Казакова. Вынимая его из воды, заверните в большое полотенце и тут же дайте грудь (поесть). Он пососет, обсохнет, успокоится, и минут через 10 — 15 вы спокойно сделаете все, что нужно. Для обработки остатка пуповины используйте только стерильную воду (другие растворы могут нарушить естественный процесс заживления). Промыв, тщательно просушите чистым полотенцем (не ватой! Чтобы не оставить волокна на пупке).

Гигиена девочек и мальчиков

«Первое и главное для новорожденной девочки — не травмировать ее половые органы, удаляя смазку механически (со временем она сама уйдет). Промывать надо теплой водой (мыло использовать 1 раза в 3-4 дня), а после — обязательно увлажнять (1 каплю масла распределить по всей вымытой поверхности)», — акушер-гинеколог Территории Здоровья Галина Владимировна Овсянникова советует подмывать спереди назад (для этого удобнее держать дочку кверху животиком). При признаках воспаления делайте ванночки из ромашки, а при более сильном покраснении обработайте «Мирамистином». Еще важный — исключительно «женский» — нюанс гигиены: «Сразу после рождения неонатолог-педиатр должен посмотреть половую щель. Маме надо постоянно наблюдать до 5- 6 лет за тем, чтобы она не заросла (раз в 3-4 дня)».

Уход за глазками

Глаза новорожденного не нуждаются в особом уходе. Все, что накапливается на поверхности глазика малыша, убирается самостоятельно, когда малыш моргает. Утром в уголках глаз можно увидеть скопившуюся за ночь слизь — это тоже норма. Промыть реснички/ веки малыша можно кипяченой водой, протирая ватным тампоном от внешнего уголка к внутреннему.

Причиной обильных выделений из глаз новорожденного, может быть дакриоцистит, закупорка носо-слезного канала. «Правильный массаж позволяет справится с данным заболеванием к возрасту 2 месяцев». Массаж несложный, но будет лучше, если его покажет специалист. Также окулист Анастасия Борисовна Петухова напоминает, что первый осмотр офтальмологом — сразу после рождения, еще в роддоме, а второй — в возрасте 1 месяца: «Ошибочно думать, что ничего нельзя сделать, если ребенок еще совсем маленький. Например, врожденная катаракта оперируется в возрасте 2-3 месяца, тогда как позднее оперативное лечение может быть не столь эффективно».

Уход за носиком и ушами

Да, их можно и нужно чистить. Но главное не переусердствовать, предупреждает отоларинголог, гомеопат и мама троих детей Екатерина Владиславовна Полинская: «Чистить нужно только ушную раковину (ни в коем случае не слуховой проход!) после купания ребенка». Маленький ребенок еще не умеет сморкаться сам (этому он научится к 2-3 годам), поэтому можно утром и вечером закапывать ему капли на основе изотонического раствора хлорида натрия. Использовать спреи детям до года не надо — слуховая труба еще короткая и широкая, это может спровоцировать быстрый заброс инфекции из носовой полости. То же касается и закапывания в нос грудного молока. «Это физиологически необоснованно и блокирует мукоцилиарный клиренс носовой полости. Да, в молоке содержатся белки, жиры и углеводы, а также защитные антитела, которые необходимы для малыша. Но поступать они должны все-таки через полость рта», — поясняет доктор.

Основы основ

Не все достижения прогресса, облегчающие жизнь старшим, идут на пользу поколению младшему. Из-за постоянного использования подгузников, предупреждает педиатр Юлия Викторовна Андронникова, у ребенка могут быть трудности с формированием туалетных навыков, в «памперсе» он не чувствует «низа», не осознает, что писает — у него нет необходимого для этого чувства дискомфорта. Вместо одноразовых подгузников обратите внимание на «многоразовые» подгузники из ткани — они помогают значительно быстрее сформировать необходимые навыки и более физиологичны. Следующая важная задача родителей малышей до года, по словам Юлии Викторовны, научить их правильно жевать и глотать! «Наши дети пьют и едят всё пюреобразное почти до 3-4 лет! Это плохо сказывается на жевательных навыках, режиме питания. Не «учит» желудок нормально работать». И, наконец, нужно организовать режим сна. «К сожалению, современные дети зачастую живут в режиме, удобном их родителям: позднее укладывание, позднее вставание. Тогда как все необходимые для роста и правильного формирования внутренних органов гормоны работают именно во сне, причем, с девяти вечера». Обнимайте, целуйте и радуйтесь… Вместе!

И, наконец, о самом важном. Психическое развитие малыша, развитие разных частей мозга,а, значит, разных органов чувств, зависят от внешних впечатлений, которые он получает в первый год жизни. «Без надлежащего опыта общения один на один с заботящимся взрослым глазнично-лобная зона коры вряд ли будет развита в достаточной степени. Было обнаружено, что сердечный ритм ребенка синхронизируется с сердечным ритмом родителя, так что если родитель расслаблен и спокоен, то же произойдет и с младенцем. Материнская нервная система, по сути, коммуницирует с нервной системой ребенка, успокаивая ее через прикосновение». (Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг младенца»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: